Интерактивность мультимедийных обучающих программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение интерактивности мультимедийных обучающих программ, способов создания таких программ и сферы их применения.
Задачи: - росматреть информацию про мультимедийные технологии.
- рассмотреть как в образовании применяется мультимедийные технологии.
- провести диагностику и проанализировать результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глова 1. Теоретическое обоснование использования мультимедийных программ как средства повышения качества знаний учащихся
1.1.Общие представления. Понятие о мультимедийных
технологиях…................................................................................................5
1.2. Свойства мультимедийных ресурсов. Мультимедиа и интерактивност…………………………………………………………………...9
1.5. Интерактивность и ее дидактические свойства………………….13
Глова 2. Применение мультимедиа в педагогическом процессе
2.1. Основные преимущества применения мультимедиа в образовании……………………………………………………………………..16
Глова 3
3.1.Создание видеофрагментов в программе Camtasia.Studia и Demo Builder………………………………………………………………………..…..21
Заключение…………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………..….32

Работа содержит 1 файл

Аббасовой Тани.Курсовая работа 2010г.docx

— 695.21 Кб (Скачать)

      Такие средства обучения способствуют  появлению не только новых  возможностей для общения, передачи  информации, но и возможностей  для порождения новых проблем,  решений, новых точек пересечения,  которые получили иное место  в современной культуре по  сравнению с традиционными и  известными средствами массовой  информации.

      Внимание отечественной педагогической  науки и практики к модели  личностно ориентированного образования  во многом связано с эволюцией  философских воззрений, в соответствии  с которыми в центр научной  картины мира выдвигается человек.  Личностно ориентированное образование  - это образование, которое:

  • ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса;
  • способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития;
  • ориентировано на потребность общества в специалистах, способных к самостоятельному приобретению знаний, переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

    Применение  средств мультимедиа в обучении позволяет:

  • решить задачи гуманизации образования;
  • повысить эффективность учебного процесса;
  • развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
  • развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;
  • существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;
  • определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;
  • учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;
  • осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;
  • привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

    Практическая  реализация личностно ориентированного подхода с помощью средств  мультимедиа потребует создания и использования современных  многофункциональных предметно-ориентированных  мультимедийных средств обучения, которые  содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых  явлений и процессов.

    Мультимедиа является исключительно полезной и  плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам  интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

    Предоставление  интерактивности является одним  из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими  средствами представления информации. Интерактивность подразумевает  процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: ученики могут индивидуально  менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы  о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать  скорость подачи материала и число  повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям, что  особенно важно в условиях открытого  образования.

    Однако, при использовании мультимедиа в образовании должны быть учтены многие аспекты. Даже принимая во внимание повсеместное распространение средств мультимедиа в современном мире, нужно осознавать, что доступность учебных материалов и аппаратного обеспечения для учащихся варьируется в очень широких пределах.

    Чтобы в полной мере реализовать академический  потенциал мультимедийных технологий, учащимся требуется поддержка компетентных преподавателей. Помимо прочих обязанностей, преподаватели в рамках системы открытого образования должны быть способны руководить процессом обучения учащего и указывать ему эффективные стратегии обучения.

    Подобно использованию учебников, применение мультимедийных средств обучения обогащает  стратегии преподавания лишь в том  случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и  руководит, поддерживает и помогает учащему в учебном процессе. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

    Мультимедиа-средства могут применяться в контексте  самых различных стилей обучения и восприниматься людьми с различными психолого-возрастными особенностями  восприятия и обучения: некоторые  учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видеофильмов.

    Использование мультимедийных средств в открытом образовании позволяет учащимся работать над учебными материалами по-разному. В этом случае учащиеся имеет возможность решить, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности мультимедиа приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

    В процессе открытого обучения учащиеся могут влиять на процесс изучения нового материала, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать тот материал, который их интересует, повторять изучение материала столько раз, сколько им нужно, что помогает устранить многие проблемы индивидуального восприятия.

    Использование качественных мультимедийных средств  позволяет сделать процесс открытого  обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Индивидуальное обучение является реализацией принципа активного, самостоятельного обучения, при котором учащиеся сами выбирают, на какие вопросы отвечать, и какие темы изучать.

    Интерактивность мультимедийных технологий делает их необычайно гибкими, что может оказаться  весьма полезным для учащихся с особыми академическими потребностями. В частности, у людей, страдающих дефектами слуха, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологических навыков и навыков чтения, а визуальное представление информации значительно повышает академическую мотивацию глухих. Люди со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, поскольку соответствующие средства обладают возможностью настройки под индивидуальные потребности учащихся. Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глова 3 Практическая часть

    3.1.Создание видеофрагментов в программе Camtasia.Studio и Demo Builder 

    Программа Camtasia.Studio. Программа для создания презентаций и интерактивных обучающих видео уроков. Camtasia.Studio может осуществлять захват изображения экрана и сохранять эту информацию в видео файл. Весь процесс записи происходит в режиме реального времени. С помощью Camtasia.Studio можно создавать интерактивные вставки, проводить демонстрацию новых возможностей программ, записывать видео уроки, рекламные ролики и т д.

    Существует  очень много разных мультимедийных программ, в которых очень удобно создавать видео уроки, но каждая программа отличается по своей степени  интерактивности.

    Допустим рассмотрим два мультимедийных пакета, Camtasia.Studio и Demo Builder, и сравним какая программа лучше, в какой из них больше возможностей для создания качественного видео урока.

    Программа Demo Builder, разработка качественных демонстраций и обучающих роликов является немаловажным фактором успеха программного продукта, автор Demo Builder 7, предлагает простое решение проблемы быстрого и простого создания презентаций, демонстраций и обучающих роликов на основе технологии Flash. Создание роликов основано на захвате изображения запущенного приложения с последующим добавлением комментариев, кнопок и анимации.  
 
 
 
 
 

Интерфейс и инструменты  Camtasia Studio 

    А сейчас давайте немножко познакомимся с программой Camtasia Studio, и посмотрим, как с ней работать, если нужно  записать видео урок со звуком с определяемой пользователем прямоугольной областью на экране;

    Для работы со всеми этими утилитами  служит главный интерфейс программы (рис.1).

    В левой части – будут размещаться  все записанные ранее видео с  экрана. В правой части –  проигрыватель, в котором можно посмотреть все  изменения, сделанные в строке редактора.

    

    Рис.1 «Главный интерфейс программы». 

    Чтобы начать запись видео с экрана  монитора нужно нажать на кнопку «Record the screen». 

    Открывается окно Camtasia Recorder. Зададим область записи и жмем кнопку «Rec» (рис. 2). 

      

Рис. 2 «Запись  видео с экрана  монитора» 

     Так как,  создаём  урок на тему «Работа в Excel» значит и область записи будет страничка  «Microsoft Excel»  (Рис.3). 

    

    Рис. 3 «Область записи».

    После того как  записали весь процесс работы на уроке, сохраняем видео в нужную папку.

      Главные плюсы этой программы  в том, что в видео урок  можно отредактировать, добавить музыкальное сопровождение, добавить вставки, наложить текст, геометрические фигуры, затемнение, приближение той или иной области экрана. Все это можно сделать встроенным мощным редактором и сохранить в самые разные поддерживаемые программой форматы видео - AVI, SWF, FLV, MOV, WMV, RM, GIF, CAMV.

    Степень интерактивности в этой программе  высокая. В видео уроке, по изучению Excel можно создать вставку с тестом,  провести викторину и т. д, для того что бы, дети в течение всего урока могли несколько минут по отвечать на несколько вопросов.

    Для того что бы создать вставку, нужно  нажать на кнопку «More», затем выбрать строку «Quizzing» открывается окно, где нужно нажать на кнопку «добавить вопрос»  затем добавляем ответы, сохраним, и добавим в «дорожки» где нужно определить на каком участке видео оно появится (рис.4). 

      
 

    Рис.4 «Добавляем вопрос».

Фрагмент  видео урока со вставкой (Приложение 1). 

Интерфейс и инструменты  программы Demo Builder 

    При первом запуске Demo Builder вы будете приятно удивлены симпатичным оформлением интерфейса и отсутствием множества сложных панелей. Однако может показаться, что скромность оформления говорит о небольшом количестве функций программы. Это не так. Разработчики очень аккуратно распределили множество функций Demo Builder. Нужные кнопки и панели появляются в соответствии с текущим этапом создания ролика, что оптимизирует и упорядочивает работу пользователя.

    

Рис.5 «Интерфейс Demo Builder 7». 

Создание  ролика

    При создании нового проекта пользователю предлагается выбрать название нового файла, разрешение создаваемого ролика и формат первой сцены. Всего имеется  четыре варианта — Blank (пустая сцена), Record your application (запись ролика с запущенного приложения), Import images (импорт изображений) и Import AVI (импорт видеоролика). Это позволяет продуктивно комбинировать типы сцен в зависимости от нужд пользователя программы.

Информация о работе Интерактивность мультимедийных обучающих программ