Информатизация и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли информатизации, ее характерных черт, эволюции и последствий, которые она несет для общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие информационного общества 5
1.1 Понятие информатизации 5
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 9
1.3 Эволюция информационного обмена в обществе 11
Глава 2. Состояние и характеристика информационного общества в Р.Ф. 14
2.1 Развитие информационного общества 14
2.2 Статистика интернет пользователей 17
Глава 3. Последствия информатизации 20
3.1 Социально-экономические последствия информатизации 20
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Информатизация и ее социально.docx

— 109.40 Кб (Скачать)

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным  информационным массивам (таким как  базы данных, электронные справочники  и энциклопедии, различные оперативные  сводки, законодательные и нормативные  акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах  успешного ведения бизнеса.

Применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в промышленности приводит к резкому увеличению производительности труда за счет уменьшения транзакционных издержек, изменения организации и управления производством, роботизации.

Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.

Благодаря ИКТ появляются новые формы и виды бизнеса, новые деловые концепции и новые организационные стратегии, произошли сдвиги в модели международной торговли (интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет–площадки) и конкуренции. Произошло расширение функций банков в связи с развитием электронной коммерции и электронных денег. Появились новые финансовые системы в Интернет: интернет-банкинг (предоставление банковских услуг через Интернет), интернет-трейдинг (услуги по оперированию на валютном и фондовом рынках через Интернет), интернет-страхование (предоставление услуг страхования через Интернет). Широкое распространение получила так называемая «телеработа», т.е. работа на дому.

Электронная коммерция основывается на структуре традиционной коммерции, а использование электронных  сетей добавляет ей гибкости. Существует два основных вида электронной коммерции: торговля товарами и торговля информацией. Различия между ними значительны  и проявляются на всех уровнях - начиная  с определения потребительской  аудитории и заканчивая непосредственно  оплатой за оказанную услугу.

Любому предприятию, фирме, организации, в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современный этап развития общества неразрывно связан с интенсивным  использованием информации, которая  становится важнейшим ресурсом общества.

Сейчас технические и  технологические характеристики информационно-компьютерных систем и сетей предоставляют  качественно новые возможности  для обработки информации и ее высшей формы – знаний. Таким образом, информатизация – это реализация комплекса мероприятий, которые направлены на обеспечение полного и своевременного использования соответствующих знаний во всех видах человеческой деятельности, которые имеют общественное значение.

Ученые выделяют 2 основных теоретико - методологичеких подхода к информатизации общества:

- технократический –  технологии считаются средством  повышения и производительности  труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Процесс информатизации включает в себя один из важнейших процессов: интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Сравнив понятия «информатизация» и «постиндустриализация», важно отметить, что характеристики и составные части одного, присущи другому. Так ресурсом того и другого являются знания и информация, в основе того и другого лежит интеллектуальный капитал. Следовательно, можно утверждать, что информатизация является неотъемлемой частью постиндустриального общества и главным фактором его развития.

Важнейшей частью информатизации являются информационно – коммуникационные технологии. Широкое распространение  ИКТ привело к коренному изменению  всех сфер человеческой деятельности. ИКТ становятся одним из важнейших  факторов успешного функционирования любой экономической системы, оказывая революционное воздействие на развитие современных форм международного бизнеса  и модернизацию старых форм бизнеса. Благодаря ИКТ появляются новые формы и виды бизнеса, новые деловые концепции и новые организационные стратегии, произошли сдвиги в модели международной торговли и конкуренции.

Основной экономической  предпосылкой информатизации является демонополизация и демократизация.

Социальные последствия  информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.

Интенсивное использование  глобальных сетей способствует возникновению  новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран  в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и  вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний - производителей.

Актуальной становится проблема ограничения информации, считающейся  социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и  других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое  использование ИКТ привело к  появлению ещё одного измерения  бедности – так называемой «информационной  бедности», когда население дифференцируется по принципу возможности доступа к информационным технологиям.

Исключительная роль информации в современном научно - техническом  прогрессе привела к пониманию  информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом.

В настоящее время распространение  информации в информационном секторе  экономики невозможно представить  без применения новых информационных технологий.

Не смотря на недостатки и минусы информатизации общества, видимых преимуществ гораздо  больше. Ни один современный человек, живущий в городе, не может представить  себе жизни без информационных технологий, которые повсюду окружают нас.

Количество пользователей  интернетом в России за 4 года, увеличилось  более чем в 2 раза (более, чем на 30 млн чел.). Практически каждый второй человек страны находится в интернете.

Так же важно учитывать  принятые и одобренные нашим правительством документы:

- «Концепцию формирования  информационного общества в России»/2/, Федеральный закон от 27.07.2006 №  149-ФЗ «Об информации, информационных  технологиях и о защите информации»/5/;

- «Доктрину информационной  безопасности Российской Федерации»/1/, а также «Федеральную целевую  программу (ФЦП) «Электронная  Россия (2002-2010 годы)»/6/

Поэтому можно отметить, что руководство страны понимает важность развития информационных технологий. Так же, следуя примеру развитых стран, Россия выйдет на новый уровень  развития информатизации и интеллекта и тем самым, сможет выйти на новый  уровень национальной независимости.

Список используемой литературы

  1. Васильев Р.Ф., Охота за информацией, М. - 1973. – 321 с.
  2. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А., Социальный интеллект: метафора или научное понятие, Социс. - 1993, № 8. – 153 с..
  3. Громов Г.Р., Очерки информационной технологии, М., ИнфоАрт. - 1993. - с.22.
  4. Глушков В.М., Основы безбумажной информатики, М. - 1987.– 544 с.
  5. Ершов А.П., Проблемы информатизации. - № 3/4,2000. - с.81-88
  6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года
  7. Конституции РФ
  8. Орехов А.М., Информатизация общества - информационное общество, Социальная информатика - 93, М. – 2001. - с.32-35.
  9. Ракитов А.И., Философия компьютерной революции, М. – 1991. – 329 с.
  10. Робертсон Д.С., Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М, 1993. - с.17-26.
  11. Стриженко А.А. Воздействие информации, информационных технологий и информатизации на организации в условиях «новой экономики». – Новосибирск: Изд-во «Наука», 2005.
  12. Урсул А.Д., Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации, Вестник РОИВТ.-1993,  
    № 1-3. - с.35-45.
  13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. — 29.07.2007. — №4131
  14. Юревич А. В., Агамова Н. С., Цапенко И. П. «Куда ученому податься» // Независимая газета, 17 ноября 1994 года.
  15. http://inftis.narod.ru/index.html
  16. http://www.market-pages.ru/
  17. http://www.psychological.ru
  18. http://www.csom.ru/
  19. http://www.bizhit.ru/
  20. http://www.bloxpot.net
  21. http://www.internetworldstats.com

 

 

 

 

 

 

1 - от лат. mediatus - выступающий посредником

2 Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

3 – от лат. cognitio – знание, познание

4 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

5 Ершов А.П., Проблемы информатизации. - № 3/4,2000. - с.81-88

6 ст. 29, п. 4 Конституции РФ

7 В. И. Вернадский

8 Робертсон Д.С., Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М, 1993. - с.17-26.

9 Глушков В.М., Основы безбумажной информатики, М. - 1987. – 544 с.

10 Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.

11 Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

12 Юревич А. В., Агамова Н. С., Цапенко И. П. Куда ученому податься // Независимая газета, 17 ноября 1994 года.

13 http://www.bloxpot.net

14 http://www.internetworldstats.com

15 http://www.bizhit.ru

16 http://www.bloxpot.net

17 Урсул А.Д., Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации, Вестник РОИВТ. - 1993,  № 1-3. - с.35-45.

18 Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, № 1-3, с.35-45.

19 – библейское морское чудовище, символ государства-монстра.

20 Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.

21 http://inftis.narod.ru/index.html

22 http://www.market-pages.ru/

 


Информация о работе Информатизация и ее социально-экономические последствия