Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа
Целью данной работы является исследование роли информатизации, ее характерных черт, эволюции и последствий, которые она несет для общества.
Введение 3
Глава 1. Понятие информационного общества 5
1.1 Понятие информатизации 5
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 9
1.3 Эволюция информационного обмена в обществе 11
Глава 2. Состояние и характеристика информационного общества в Р.Ф. 14
2.1 Развитие информационного общества 14
2.2 Статистика интернет пользователей 17
Глава 3. Последствия информатизации 20
3.1 Социально-экономические последствия информатизации 20
Заключение 30
Список используемой литературы 33
Федеральное Агентство образования РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт управления и
предпринимательства в
Курсовая работа
по дисциплине: информационные технологии управления
на тему «Информатизация и ее социально-экономические последствия»
Выполнила студентка
Специальность: МКТ, 3 курс
Научный руководитель:
Москва 2011
Оглавление
Введение3
Глава 1. Понятие информационного общества5
1.1 Понятие информатизации5
1.2
Информатизация общества: социальные
условия, предпосылки и
1.3 Эволюция информационного
Глава 2. Состояние и характеристика информационного общества в Р.Ф.14
2.1 Развитие информационного общества14
2.2
Статистика интернет
Глава 3. Последствия информатизации20
3.1 Социально-экономические последствия информатизации20
Заключение30
Список используемой литературы33
Введение
Информация все больше наполняет жизнь современного человека, который постепенно вступает в информационную цивилизацию. Данный этап развития общества неразрывно связан с использованием информации, которая становится важнейшим ресурсом общества.
В современном мире, технические
и технологические
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый ранее «компьютеризация общества».
Информатизация общества, глобализация всех процессов имеет не только экономический прикладной смысл. Информатизация оказывает психологическое влияние на отдельного человека, на образ жизни человечества.
Информатизация постепенно вытекает из постиндустриального мира, является ее проявлением. Важно отметить, что даже в странах, с более низко развитой экономикой, информатизация позволяет приобщиться ко всем знаниям мира, тем самым выравнивая интеллектуальный капитал каждого рожденного ребенка. В новом обществе от человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. В связи с этим, уменьшается доля физического и сокращается объем рутинного умственного труда.
Россия находится в самом начале формирования информационного общества, однако, жизнь уже очень серьёзно изменилась по сравнению с тем, что было 20 или даже 10 лет тому назад. Причём, речь здесь идёт в данном случае не об изменениях социально-политического характера. Резко возросло количество людей, занятых в секторе информации (производство, хранение, передача данных). Производство материальных благ становится всё более информационно-ёмким. В себестоимости продукции всё большую долю составляют информационные и маркетинговые затраты.
Информатизация становится важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни и одновременно важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета.
Все вышеперечисленные пункты говорят об актуальности данной проблемы. Так же наиболее интересным является то, что информатизация является не завершенным процессом, а процессом, находящимся на стадии своего развития.
Целью данной работы является
исследование роли информатизации, ее
характерных черт, эволюции и последствий,
которые она несет для
Глава
1. Понятие информационного
1.1 Понятие информатизации
Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые подлежат сбору, хранению, обработке и передаче.
Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.
Информатизация была отмечена в первую очередь в странах Запада и США, а также в Японии (60-80 гг. 20 века). Это было связано с тем, что производству требовалось информационное обслуживание, направленное на обработку большого количества информации.
Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает – его доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран, по прогнозам, на рубеже 21 века составляла 50-75%. В развитых странах процесс информатизации в последнее время замедлился, что говорит о полном удовлетворении существующих информационных потребностей.
Полные версии концепции постиндустриального общества, в которых предполагалось решить все противоречия в результате социальной эволюции на основе новых технологий, появились в США в 60-х гг. Теорию разрабатывали, прежде всего, американские социологи и политологи: Д. Белл, З. Бжезинский, О. Тоффлер, а так же французские ученые: А. Турен, Ж. Фурастье и др. Начиная со второй половины 60-х гг., в ряде развитых стран начала развиваться концепция «информационного общества». В 80-х гг исследования проблем информационного общества за рубежом расширились.
Наиболее видными
Характерные черты информатизации:
- появление информационных кризисов.
Информационный кризис проявляется как лавинообразное возрастание объемов информации, которое сопровождается недостаточным уровнем развития технических средств, технологий и человеческих возможностей.
- повсеместное внедрение
технических средств,
- появление и активное развитие информационной индустрии.
Информационная индустрия
– это отрасль, связанная с
производством технических
- развитая структура
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию1 - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс
совершенствования средств
- интеллектуализацию - процесс
развития способности
Специалистами отмечается2, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных3 социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
Информационное
общество – общество, в котором большинство
работающих занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации,
особенно высшей ее формы – знаний.
Цель информатизации - улучшение качества
жизни людей за счет повышения производительности
и облегчения условий их труда.
Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:
- Наличие компьютеров;
- Уровень развития компьютерных сетей
- Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий
Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
По мнению А.И. Ракитова4 общество считается информационным, если:
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет “агрессивный” характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.
Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики – знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами – фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы – вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа – порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания – порождают знания”).
1.2 Информатизация общества:
социальные условия, предпосылки и последствия
Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации.
Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации.
Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.
Основной экономической
предпосылкой является демонополизация
экономики. То есть комплекс экономических и законодательных
мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды
на внутреннем рынке.
Необходимой предпосылкой информатизации,
также, является демократизация. Лишь
демократии нужна совершенная информационная
среда.
К сожалению, даже в 21 веке, компьютерная грамотность россиян не соответствует необходимости обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об информационной культуре, а информационный образ жизни еще не является нормой жизни, информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность интеллекта человека в лучшем случае на одном уровне с его материальным достатком). Недостаточные темпы демократизации России связаны с нелегитимным характером современной власти.
Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых, могла бы быть направлена на информацию.
В данный момент времени
в России происходит процесс разрушения
складывающихся предпосылок информатизации,
которые соответствуют
Информация о работе Информатизация и ее социально-экономические последствия