Информатизация и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли информатизации, ее характерных черт, эволюции и последствий, которые она несет для общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие информационного общества 5
1.1 Понятие информатизации 5
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 9
1.3 Эволюция информационного обмена в обществе 11
Глава 2. Состояние и характеристика информационного общества в Р.Ф. 14
2.1 Развитие информационного общества 14
2.2 Статистика интернет пользователей 17
Глава 3. Последствия информатизации 20
3.1 Социально-экономические последствия информатизации 20
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Информатизация и ее социально.docx

— 109.40 Кб (Скачать)

 
           Как видно из показателей, сегодня на планете практически 2 млрд пользователей интернета (1,966,514,816 человек), в то время как общее количество населения составляет почти 7 млрд (6,845,609,960 человек).13


14

В статистике регионов мира, первенство занимают Северная Америка, Австралия  и Европа.

Россия же занимает второе место  в Европе по количеству пользователей  интернетом, уступая лишь Германии. В первом полугодии 2011 г. по данным ФОМ и министерства связи и массовых коммуникаций РФ интернетом пользовались 50 - 57 млн. россиян, из них 36 млн. - активные пользователи. Трудно поверить, что не так давно, в 2002 г. веб-аудитория в России состояла всего из 9 млн. пользователей. Всероссийский опрос проведённый ВЦИОМ в сентябре 2011 г. показал, что Интернетом пользуется 49% россиян, причем 30% ежедневно. 15

По прогнозам ФОМ, к 2014 г. аудитория Рунета увеличится до 80 млн. чел. А через 5 лет, считает глава Минсвязи России Игорь Щёголев, интернетом будут пользоваться все россияне (для справки: население РФ в 2011 г. составляет - 142,9 млн. чел.).

16% российской интернет аудитории  живет в Москве и Санкт-Петербурге. Но главным источником роста числа интернет пользователей в 2010-2011 гг. стали небольшие российские города с населением до 100 тыс. чел. Доступ к интернету на территории страны развивается неравномерно: лидируют центральная и западная части России, а другие райноны отстают.

В Москве проникновение Интернета  составляет 55%, а в среднем по стране - 20%. Кроме того, скорость доступа  в столице примерно в 9 раз превышает  средне - российскую. 

Национальный оператор «Ростелеком» разрабатывает программу по увеличению доступности интернета. Планируется, что к 2015 году доступ к интернету получат 5 миллионов новых пользователей в небольших городах и селах.

Важно отметить, что Россия находится  в списке самых крупных европейских  стран по количеству пользователей, лишь за счет общего количества страны.

 

Российская  статистика

 

Год

Пользователи

Население

% Популярн.

2000

3,100,000

145,149,035

2.1 %

2007

29,400,000

141,377,752

20.8 %

2008

38,000,000

140,702,094

27.0 %

2009

45,250,000

140,041,247

32.3 %

2010

59,700,000

139,390,205

42.8 %

       
       

По этим данным можно увидеть  как бурно растёт кол-во пользователей  интернета в России, буквально  за 4 года (в период с 2007 по сер. 2010) это  количество увеличилось более чем  в 2 раза (более чем на 30 млн человек). 16

 

Глава 3. Социально-экономические последствия информатизации

3.1 Социально-экономические  последствия информатизации

 

В последние годы наблюдается быстрое  развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

Технические преимущества компьютеризации  достаточно очевидны, но ее социальные и экономические последствия  требуют дальнейшего тщательного  изучения.

Противоречие заключается в  том, что несмотря на то, что компьютер - вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

    • По мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих областях деятельности в очень скором времени;
    • компьютеризация населения может привести к изменению социальных отношений в обществе (по мнению 70% россиян);
    • увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян).

Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”17 является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Культура и  общество

Свободное развитие индивида

“Автоматизация” человека

Информационное общество

Дегуманизация жизни

Социализация информации

Технократическое мышление

Коммуникативное общество

Снижение культурного  уровня

Преодоление кризиса

Лавина информации

Развитие цивилизации

Элитарное знание (поляризация)

 

Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод

Снижение свобод

Децентрализация

Централизация

Выравнивание иерархии власти

Государство – ”надзиратель”

Расширенное участие в  общественной жизни

Расширение государственной  бюрократии

 

Усиление власти благодаря  знаниям

 

Усиление манипуляции  людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность  жизни

Рационализация

Обострение промышленного  кризиса

Повышение компетентности

Концентрация

Увеличение богатства

Подверженность кризисам

Преодоление кризиса

Стандартизация

Экономия ресурсов

Массовая безработица

Охрана окружающей среды

Новые требования к мобильности  трудящихся

Децентрализация промышленности

Дегуманизация труда

Новая продукция

Стрессы

Улучшение качества

Деквалификация

Диверсификация продукции

Исчезновение многочисленных профессий

Новые профессии и квалификации

 

Международные отношения

Появляется шанс на развитие у стран “третьего мира”

Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности страны

Обострение отношений  Юга-Запада

Улучшение обороноспособности страны

Уязвимость

Национальная независимость

Усиление взаимозависимости

 

Усиление опасности новой  войны из-за обновления военных систем


 

Комментарий к таблице  Хессига:

  1. ”социализация информации” – увеличение степени направленности информации на социальную сферу;
  2. “преодоление кризиса цивилизации” – создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом18.
  3. “снижение культурного уровня” – развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
  4. “элитарное знание” – опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое – элите (политической, экономической и т.д.).
  5. “изоляция индивида” – без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться , как правило, опосредованно – через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников – весьма опасное социальное явление.
  6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.
  7. Государство – ”надзиратель” – Левиафан19, “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации”20 персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.
  8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому – ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
  9. “новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.
  10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости.

Использование информационно-коммуникационных систем, устройств и комплексов открывает  широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создает  проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идет о неравных возможностях людей создавать  и использовать имеющиеся электронные  информационные ресурсы, особенно в  Интернете.

Это привело к появлению «цифрового разрыва»  на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым методам.  
Негативные социальные последствия информатизации порождают такие отрицательные явления, как информационный и психологический барьеры, информационный шум и др.

Информационный барьер двуедин – это объективный или субъективный фактор, препятствующий получению нужной информации и затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые два–пять лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую.

В нем выделяют также языковые информационные барьеры, обусловленные незнанием  потребителем языка, на котором написан  документ; специализацией терминологии внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей использование информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

При достижении некоторого порового значения проявляется эффект, когда  люди перестают успевать отслеживать  предоставляемую им информацию. Возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. Если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

Так называемый «психологический барьер» обычно возникает, как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема обычно обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

Другой стороной негативных последствий  информатизации общества является несанкционированное  и неэффективное применение средств  информатизации, связанное с безопасностью  и защитой людей, помещений, программно-технических  средств и информации.

Неэффективность применения компьютерных систем в бизнесе, в первую очередь, относится к потерям времени  сотрудников на выполнение работ, несвязанных  с их прямыми обязанностями или  вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

Это явление получило название «Futz Factor» – использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении.21

Следует также отметить, что с экономической точки зрения исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может  отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет  условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она  не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного  сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение  информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.22

Информация о работе Информатизация и ее социально-экономические последствия