Информатизация и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли информатизации, ее характерных черт, эволюции и последствий, которые она несет для общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие информационного общества 5
1.1 Понятие информатизации 5
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 9
1.3 Эволюция информационного обмена в обществе 11
Глава 2. Состояние и характеристика информационного общества в Р.Ф. 14
2.1 Развитие информационного общества 14
2.2 Статистика интернет пользователей 17
Глава 3. Последствия информатизации 20
3.1 Социально-экономические последствия информатизации 20
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Информатизация и ее социально.docx

— 109.40 Кб (Скачать)

- определение образующих  черт социальных преобразований будущего;

- использование в качестве основополагающего принципа – принцип информационного комфорта;

-  поиск конструктивных решений социальных проблем;

- заимствование передовой  информационной технологии с  одновременным обеспечением информационной  безопасности России.

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов  информатизации. В обществе создается  и динамично наращивает свои возможности  развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями  связи. По состоянию КС, можно оценить  на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации.

Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях "нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий.5

Для нормальной информатизации общества необходим свободный доступ каждого человека к политической, экономической, духовной, культурной информации, для чего необходимо техническое  оснащение, а свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, права "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".6

 

1.3 Эволюция информационного обмена в обществе

 

В общем, существует 3 типа обмена в обществе:

- материальный

- энергетический

- информационный (актуален  с середины 20 века)

Предметом рассмотрения является информационный обмен.

Основными фазами информационного  обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Рассмотрим подробнее  каждую из фаз.

1) Устная фаза.

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, "развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу". Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в не меньшей степени. Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

2) Письменная фаза.

Проблема "левшей", ее социальное значение. "Переламывание" "левшей" на "правшей" в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации.

3) Книжная фаза.

Станок Гуттенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - "Апостол" - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией. "Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз"7.  Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств, для снятия информационного кризиса. Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало создание в 1971 микропроцессора. Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов. Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления). В крупнейшей библиотеке мира библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга. Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, г. С. -Петербург).

4) Компьютерная фаза – это новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А. В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог "человек ЭВМ" - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "человек - человек".

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

Уровень 0 - информационная емкость  мозга отдельного человека - 10бит; 
Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации » 109 бит; 
Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации; 
Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит; 
Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025бит. 8

Новый безбумажный этап в  развитии социальных коммуникаций, бумага необходима только для воспроизводства  визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки  информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника9.

 

Глава 2. Состояние и характеристика информационного  общества

    1. Развитие информационного общества

 

Сегодня в экономике нашей страны проходят изменения, которые в некоторых странах уже произошли. Эти изменения, связаны с переходом преимущественного производства товаров, к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания, научные разработки - становятся главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются: уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу  услуг приходится значительно более  половины ВВП. Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Японию (67,7 % ВВП, 2001 год).

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного  общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». 

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее  к информационной стадии развития может  служить процент населения, занятого в сфере услуг:

- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг,  наступила постиндустриальная фаза  его развития;

- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных  услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что  США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области  информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте  объема информации за эти полвека  в 8-10 раз.10 Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих

- быстрое сокращение времени  удвоения объема накопленных  научных знаний;

- превышение материальными затратами  на хранение, передачу и переработку  информации аналогичных расходов  на энергетику;

- возможность впервые реально  наблюдать человечество из космоса  (уровни радиоизлучения Солнца  и Земли на отдельных участках  радиодиапазона сблизились).11

Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не входит в понятие ИР, речь здесь идет от отчужденных от носителей знаниях. Уровень "живого знания" в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. С живым знанием как национальным богатством связана печально известная проблема "утечки мозгов" из России. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее "выездной" возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы интеллектуальной эмиграции - только вершина айсберга в сравнении с тем, что нас ожидает. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще основательнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого

приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике.12

Государственная политика в области  информатизации России, получившая новый  импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:

- создание и развитие федеральных  и региональных систем и сетей  информатизации с обеспечением  их совместимости и взаимодействия  в едином информационном пространстве  России;

- формирование и защиту информационных  ресурсов государства как национального  достояния;

- обеспечение интересов национальной  безопасности в сфере информатизации  и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей  государственными информационными  ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

Активно дорабатывается Концепция  информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой  официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

 

    1.  Статистика интернет  пользователей

 

За последние 10 лет интернет распространился  в десятки, сотни и даже тысячи раз (в некоторых странах). Согласно последним данным –  почти каждый 3 человек на планете находится в интернете. Количество пользователей интернетом постоянно увеличивается.

Что же касается пользователей мобильным  интернетом, то в 2010 г. рынок мобильного интернета возрос на 18%, а рынок  сетевого - всего на 14%. В апреле 2011 г. мобильная веб - аудитория составила 22 млн. россиян, среди которых большинство пользователей - молодежь в возрасте от 12 до 24 лет.

Приведем данные по количеству пользователей интернетом.

Мировая статистика

Количество пользователей  интернета среди населения планеты

Регион мира

Количество пользователей  интернета

Численность населения 
( 2010 сер.)

Проникновение 
(% от населения)

           

Африка

110,931,700

1,013,779,050

10.9 %

           

Азия

825,094,396

3,834,792,852

21.5 %

           

Европа

475,069,448

813,319,511

58.4 %

           

Ср. Восток

63,240,946

212,336,924

29.8 %

           

Сев. Америка

266,224,500

344,124,450

77.4 %

           

Лат. Америка/Карибы

204,689,836

592,556,972

34.5 %

           

Океания/Австрлия

21,263,990

34,700,201

61.3 %

           

МИР В ЦЕЛОМ

1,966,514,816

6,845,609,960

28.7 %

           

Информация о работе Информатизация и ее социально-экономические последствия