Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:45, курсовая работа
Во многих странах мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.
Введение………………………………………………………………...2
1. Общая характеристика информационного рынка……………..5
1.1 Понятие информационного рынка………………………………5
1.2 История развития информационного рынка…………………...7
1.3 Структура информационного рынка……………………………9
2. Функционирование информационного рынка………………...14
2.1 Общая характеристика информатизации экономики…………14
2.2 Сущность и особенности информационного продукта……....19
2.3 Особенности регулирования рынка информации………….....21
2.4 Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке…………………………………………………………………………...24
3. Тенденции и проблемы развития информационного
рынка………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………...34
Классическим примером положительных информационных экстерналий является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут являться средством устранения положительных внешних эффектов информационного производства. К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом основанные на критериях эстетического или психологического характера. Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от “пиратства” на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.[2]
Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т. е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т. п.). Итак, мы видим, что, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.
2.4 Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке .
По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г., а по данным компании Brunswick Warburg, оборот электронной торговли только между предприятиями России составил в 2000 г. – 150 млн. долларов , а мировое потребление и мировой оборот, по сравнению с 1990 г. возрос в десятки раз.
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.[3]
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию имеется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации – вот примеры использования информационных ресурсов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора.
При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, уже во многих библиотеках можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.
Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.
Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д.
Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам. В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.
В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на “информационно бедных” и “информационно богатых”.
С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т. д.
Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно. Однако наш интерес касается именно первого аспекта, т.е. распределение информации на соответственном рынке.
3 . Тенденции и проблемы развития информационного рынка.
Тенденции развития. За последние 10-15 лет ряд стран (Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия, Китай и другие) добились существенного развития отрасли ИТ за счет ориентации на экспорт продуктов и услуг, а также привлечения международных компаний, открывающих на их территории свои производственные, научно-исследовательские или обслуживающие подразделения. Использование такого подхода позволит обойтись относительно небольшими вложениями государства, развить недостающие знания за счет зарубежного опыта, а также за короткое время значительно улучшить имидж России как высокотехнологичной страны. При условии использования и развития своих конкурентных преимуществ Россия может занять достойное место на международном рынке ИТ, увеличив объем экспорта продуктов и услуг ИТ до 2010 года в несколько раз. Однако только развития экспорта для решения задач удвоения ВВП и ликвидации сырьевой зависимости российской экономики недостаточно. Необходимо развивать внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос населения, внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное управление. Это позволит повысить производительность труда во всех отраслях экономики и ускорить их темпы роста.
Государство создаст 10 национальных информационно-аналитических центров для мониторинга основных направлений инновационной деятельности, в том числе прогноза развития и оказания информационно-аналитических услуг для органов управления всех уровней, Федеральное агентство по науке и инновациям создает национальные информационно-аналитические центры. Планируется, что их будет около десяти. Шесть из них будет специализироваться в предметных областях, а остальные – в инфраструктурных.
Все эти центры будут выполнять три основные задачи. Во-первых, очень важно собрать информацию об уже имеющейся деятельности. В предметных и инфраструктурных областях понять, кто и какими разработками занимается, в каком направлении идет развитие, насколько достаточно то, что создано. Во-вторых, центры займутся прогнозированием перспективных направлений развития, что сегодня представляется крайне важным. И, в-третьих, такие центры окажут информационно-аналитические услуги для всех уровней власти и для среднего и крупного бизнеса тоже.
Таким образом, стимулирование развития внутреннего рынка и экспорта должны рассматриваться как одинаково приоритетные направления. Такое параллельное развитие позволит также преодолеть экономическую неэффективность внутреннего рынка, приводящую к завышенным ценам на основные информационно-технологичные продукты.
На этапе становления рынка информационных услуг рост каждого в отдельности сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост других её. Таким образом, на нынешнем этапе развития рынка информационных услуг в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов рынка представляется преждевременным.
Соответственно, мероприятия по государственному стимулированию внутреннего рынка информационных технологий целесообразно проводить для всего рынка в целом. Например, программы повышения компьютерной грамотности населения в целом приведут к росту спроса и на аппаратно-техническое, и программное обеспечение, и на информационные услуги, а кроме того, повысят число грамотных пользователей ИТ в бизнесе и в органах государственной власти, что также будет способствовать росту спроса. Таким образом, для развития внутреннего рынка необходимо, в первую очередь, стимулировать спрос, а также устранить барьеры, препятствующие росту предложения.
Спрос предприятий на информационные технологии растет вместе с общим ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов, чему и способствуют государственные проекты создания информационных систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно являются информационно-технологичные проекты. Развитие экспорта информационных продуктов и услуг из России.
Данная Концепция предусматривает два основных направления увеличения спроса:
* повышение конкурентоспособности российских компаний на экспортных рынках;
* привлечение в Россию центров разработки программного обеспечения и предоставления информационных услуг крупных зарубежных компаний.
Привлечение таких компаний должно рассматриваться не только как источник повышения объема экспорта, но и как важный инструмент заимствования Россией передового опыта в информационных технологиях и в управлении процессами их разработки.
К перспективным относятся направления, в которых российские компании могут эффективно использовать свои конкурентные преимущества: относительно недорогие трудовые ресурсы, наличие высококвалифицированных специалистов с опытом решения сложных нестандартных задач, близость к ряду экспортных рынков. Исходя из этих преимуществ, наиболее перспективным направлением является предоставление информационных услуг на экспорт в сегменте разработки заказного программного обеспечения.
Перспективным направлением является также разработка встроенного программного обеспечения и дизайн оборудования на базе собственных центров зарубежных информационных компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы у прикладных и развлекательных программных приложений для населения и мелкого бизнеса, где размер компании и барьеры для входа на рынок не играют большой роли.
В развитии экспорта информационных товаров и услуг у России нет значительных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Кроме того, в этом сегменте пришлось бы конкурировать с одной стороны, с крупными западными компаниями, а с другой - с дешевыми производствами в Юго-Восточной Азии.
В качестве заказчиков работ по заказному программированию на первом этапе будут превалировать информационные компании, работающие в сегментах с уменьшающейся прибыльностью бизнеса - к таковым относятся системные интеграторы, а также разработчики заказного программного обеспечения. В соответствии с этой схемой работы, российские компании будут выступать в качестве субподрядчиков при выполнении работ.
Проблемы развития. Развитие информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько ранее происходит на западе. В настоящее время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователя сетей доступ к коммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образования инвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому они коммерциализованны от рождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций Связь занимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов - 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то время как в развиты странах инвестиции в средство связи составляют существенную часть бюджетных расходов.