Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:45, курсовая работа
Во многих странах мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.
Введение………………………………………………………………...2
1. Общая характеристика информационного рынка……………..5
1.1 Понятие информационного рынка………………………………5
1.2 История развития информационного рынка…………………...7
1.3 Структура информационного рынка……………………………9
2. Функционирование информационного рынка………………...14
2.1 Общая характеристика информатизации экономики…………14
2.2 Сущность и особенности информационного продукта……....19
2.3 Особенности регулирования рынка информации………….....21
2.4 Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке…………………………………………………………………………...24
3. Тенденции и проблемы развития информационного
рынка………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………...34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика информационного рынка……………..5
1.1 Понятие информационного рынка………………………………5
1.2 История развития информационного рынка…………………...7
1.3 Структура информационного рынка……………………………9
2. Функционирование информационного рынка………………...14
2.1 Общая характеристика информатизации экономики…………14
2.2 Сущность и особенности информационного продукта……....19
2.3 Особенности регулирования рынка информации………….....21
2.4 Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке…………………………………………………………………
3. Тенденции и проблемы развития информационного
рынка………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Во многих странах мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма преходящего информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. Признаки нового, постиндустриального этапа уже достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в соответствующей литературе и разработках эти новые тенденции пока еще не получают достойного отражения. Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, о чем также упоминается лишь вскользь. В связи с этим и представляется целесообразным исследование проблемы информационного рынка как авангардного элемента приходящей информационной цивилизации. В современный информационный рынок закономерно включают три взаимодействующих области:
информацию;
электронные сделки;
электронные коммуникации.
В области электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, область электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству. Тому, в чем же суть, возможности и потенциал информационного рынка и посвящена данная работа. Возникновение и функционирование полнофункционального и широкомасштабного информационного рынка имеет полностью объективный характер. Предпосылок этого процесса немало, к ним относится:
слияние в последнее время телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель;
замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов;
расширение телевизионной службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами, что позволило осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей (хотя этот процесс не получил пока массовой поддержки);
реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы;
постепенное расширение системы образования на базе компьютерного обучения и т.д.
Одной из важнейших составных частей или даже некого авангарда информационного рынка выступает на сегодняшний день Интернет (Сеть, Всемирная Паутина и т.д.). Феномен Интернета проявился именно в 90-е гг., когда он получает практически мировое признание, численность его участников-субъектов растет с каждым днем, а в его эффективности в любой сфере общественной жизни, нынешней или перспективной, уже практически никто не сомневается. Этот феномен проявляется в том, что Интернет одновременно выступает и как так называемое “гражданское общество”, и как достаточно полноценный рынок информационных товаров и услуг. В данной работе предлагаются к рассмотрению основные понятия и категории такого общего понятия как информационный рынок, сделана попытка показать некоторые вехи его развития, современная ситуация в данной сфере. Несмотря на свое бурное развитие в последнее время во всем мире, информационный рынок, тем не менее, имеет еще достаточно недостатков, в нем присутствуют факторы, тормозящие его развитие. В последнее время информационный рынок развивается очень быстрыми темпами, стремясь за научно-техническим прогрессом, и на сегодняшний день главное – национальным экономикам успеть за этим процессом. Россия, как и любая другая страна, не должна пропустить это развитие мимо себя, ибо наступает век информации, в котором многое будет определяться положением на информационном рынке, и наша страна должна занять на нем достойное место, чем и определяется актуальность данной темы исследования.
1. Понятие, история развития и структура информационного рынка.
1.1 Понятие информационного рынка.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
1.2 История развития информационного рынка.
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Зарождение информационного рынка России относится к с середине 80-х годов, когда началось внедрение хозрасчетных отношений в государственных информационных организациях, работавших в сфере НТИ. Дальнейшее развитие рынка, связанное с формированием новых секторов, началось в начале 90-х годов после прихода на рынок коммерческих структур — независимых информационных, консультационных, аналитических фирм и агентств. Отечественный рынок информационных продуктов и услуг развит значительно слабее, чем на Западе. Это объясняется историческими условиями, в которых проходило его формирование, прежде всего централизованным управлением, низким уровенем конкуренции в экономике, слабым развитием информационной инфраструктуры, высокими ценами на технические средства относительно заработной платы. В этих условиях потребность в информационных продуктах и услугах была крайне низка. В последние годы наблюдается стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в особенности экономическую.
1
1.3 Структура информационного рынка.
Выделяются 4 области информационного рынка:
1. электронная информация;
2. электронные сделки;
3. системы сетевых коммуникаций;
4. программное обеспечение;
Рынок электронной информации включает четыре основных сектора:
1. Сектор деловой информации, охватывающий:
- биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации;
- экономическую и статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную, информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей, оценок и т.д.;
- коммерческую информацию - информацию по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях и т.п.;
- информацию коммерческих предложений - информацию о купле/продаже по определенным товарным группам;
- деловые новости в области экономики и бизнеса;
2. Сектор юридической информации, включающей системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти.
3. Сектор информации для специалистов, охватывающий:
-научно-техническую информацию - справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики;
-профессиональную информацию - специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;
-доступ к первоисточникам - библиографическую и реферативную информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.
4. Сектор массовой, потребительской информации включает:
-информацию служб новостей и агентств прессы;
-потребительскую информацию - местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, ресторанам, информация по прокату машин и т.п.
Рынок электронных сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.
Внедрение электронного обмена данными в коммерческой деятельности может поднять эффективность поставок между торговыми партнерами и уменьшить степень обработки документов оператором-человеком. Поскольку электронный обмен документами подразумевает прямой ввод заказа в компьютер фирмы-производителя, с его помощью можно избежать задержек, вызванных пересылками по почте, а также повторного ввода данных и тем самым заставить товар двигаться быстрее. Такая ускоренная поставка считается принципиальной для оперативного производства и учета товаров.
Оперативный учет товаров приносит большие финансовые выгоды за счет сокращения товарных запасов и, следовательно, сводит к минимуму необходимые денежные займы.
Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений (BBS), другие системы, объединяющие пользователей ПЭВМ.
Раздел | Группы | Состав |
Системное обеспечение | Системное обеспечение | Операционные системы, драйверы |
Сетевые ОС | Сетевые ОС, мосты, сетевые драйверы | |
Сетевое планирование |
| |
Инструментальные средства | Компиляторы, файловые оболочки, отладчики, библиотеки, архиваторы, тесты |
|
Системы организации данных | Электронные таблицы |
|
Текстовые процессоры | Текстовые процессоры, редакторы, гипертекстовые системы | |
Издательские системы |
| |
Графические системы | Графические библиотеки, средства создания приложений, аниматоры | |
Шрифты | Шрифты, дизайнеры шрифтов | |
Программы-справочники |
| |
Каталогизаторы |
| |
Лингвистические программы | Распознавание текстов, переводчики, проверка орфографии | |
Специальное ПО | Специальное ПО | Инженерные и математические расчёты, медицинские системы |
Коммуникационные программы | Коммуникационные программы, электронная почта | |
Автоматизация делопроизводства | Банковские системы, системы бухучёта | |
Системы проектирования | Базы данных | |
Системы безопасности информации | Антивирусы, криптосистемы | |
Игры и обучающие системы | Обучающие системы, тесты, игры |
|
Программные продукты UNIX |
|
|
Программы для MACINTOSH |
|
|