Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:41, реферат
Прогресс сделал свой очередной виток, и цивилизация поднялась на новый уровень развития - информационный. Информация пользуется огромным спросом и становится, чуть ли не самым важным товаром после товаров первой необходимости. Теперь, даже невозможно представить жизнь без информации и ее составляющих. Рынок информационных товаров и услуг самый бурно развивающийся и перспективный. В связи с этим появляются новые специализации и профессии, требующие от людей универсальных знаний, высокого уровня подготовки и разносторонних навыков.
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг.
Введение 3
1. Информация и бизнес 4
2. Рынки информационных ресурсов 12
3. Современное состояние и проблемы российского рынка информационных услуг 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложение А. Объем российского рынка ит-услуг в 2004-2010 годах, млрд. долл. 24
Приложение Б. Прогноз структуры рынка информационных технологий, % 25
Приложение В. Основные показатели прогноза развития информационно - коммуникационных технологий 26
Глоссарий 27
3. информация для специалистов,
4. массовая или потребительская информация.
Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры.
Деловой сектор (в рамках электронной информации):
1. Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы. Эта информация о рынке ценных бумаг, котировки валют, рынке товаров, капиталов, услуг, а также инвестициях и ценах.
2. Экономическая и статистическая информация, числовая информация.
3. Коммерческая информация - государственная.
4. Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.
5. Новости в области экономики и бизнеса.
Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.
Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей:
1. профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники,
2. доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).
Массовая и потребительская информация:
1. информация служб новостей и агентств, пресса и др.
2. потребительская информация.
Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг. В рамках этого рынка имеет значение электронный обмен данными, который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. При этом велика роль службы безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ к этой информации.
Рынок программного обеспечения - все виды программной продукции и их обслуживание.
Системы сетевых коммуникаций - электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.
К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:
- телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента),
- информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах),
- консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами),
- технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ),
- рекламные услуги.
3. Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур (баз данных, сетей) по различным признакам.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в хранилищах данных информационных систем: библиотеках, архивах, фондах, базах, данных, других видах хранилищ данных.
Информационные ресурсы в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе.
Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах. В течение всей истории развития цивилизации предметом труда оставались материальные объекты, деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат.
Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.
Классификация мировых информационных ресурсов
1)Государственные (национальные) информационные ресурсы
Государственные информационные ресурсы - информационные ресурсы, полученные и оплаченные из федерального бюджета.
Содержание государственных информационных ресурсов (примеры): деятельность государственных органов власти, правовая информация, биржевая и финансовая информация, коммерческая информация.
2)Информационные ресурсы предприятий
Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях.
Содержание информационных ресурсов предприятия (примеры): информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность.
3) Персональные информационные ресурсы
Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:
- сектор деловой информации;
- сектор научно-технической и специальной информации;
- сектор массовой потребительской информации.
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
- биржевая и финансовая информация — информация о котиров- ках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках то варов и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
- статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
- коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, цепах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
- деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммер- ческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:
- выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
- выход на рынок с новым товаром;
- поиск покупателей;
- слияние и приобретение компаний;
- маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.
Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
3. Современное состояние и проблемы российского рынка информационных услуг
Современный информационный рынок - рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных ресурсов и услуг можно разделить на три взаимодействующих области:
1) информация собственно рынка информационных услуг (с одной стороны, базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, и с другой стороны, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде);
2) электронные сделки (электронная торговля, биржевые и финансовые операции - e-commerce);
3) глобальная электронная коммуникация (организация работы сети).
World Wide Web, занявшая одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из упомянутых областей, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне. Однако все эти три области по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему и занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие XX в. привело к тому, что началась интеграция трех упомянутых областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают. Сегодня Интернет открывает новые возможности развития для всех секторов информационного рынка.
Область информации является не только ведущей на информационном рынке, но и одним из лучших примеров доминирования нематериального производства и постоянного повышения его роли в сопоставлении с материальным производством в современном обществе.1
Всего за 2008 год, согласно данным IDC, во всем мире было поставлено 230,2 млн компьютеров, что на 11% больше, чем в 2007 году. В 2009 году рынок вырос на 11,7% и объем поставок достиг 257,1 млн компьютеров (рис. 1). В 2010 году темпы роста будут примерно теми же, затем рост рынка замедлится (хотя динамика и останется положительной). К 2012 году объем рынка составил 333,7 млн единиц. Наиболее быстро растущим останется сегмент портативных компьютеров - на его долю в 2012 году в количественном отношении, по данным аналитической компании iSuppli, приходится 40% всех отгрузок ПК (для сравнения: в 2007 году их было 28%).
2008 2009 2010 2012
Рис. 1. Объем поставок ПК в 2008-2012 годах, млн шт.
Около 61,5% поставленных в 2008 году ПК пришлось на коммерческий сектор, а 38,5% - на потребительский, что в 1,6 меньше. То, что в коммерческий сектор поставляется больше компьютеров, вполне естественно - интересно другое: темпы роста потребительского рынка ПК заметно выше, а доля поставляемых на него компьютеров постепенно растет и, по всей видимости, в наступившем году приблизится к оптимальной, отклонения от которой в будущем будут уже незначительными.
Конечно, информационный рынок богаче и шире, чем выделенные области. Он также включает в себя такие важные элементы, как подготовка источников информации, специальные услуги библиотек и архивов, услуги в области природной - метеорологической, космической, гео- и экологической информации, услуги обработки данных и провайдинг приложений, услуги по разработке информационных систем (услуги системной интеграции) и деловое консультирование в этой области, стратегическое консультирование, услуги в области разработки и применения программного обеспечения, а также средства массовой информации (mass-media).
Для того чтобы оценить значимость информационных услуг достаточно посмотреть сколько человек пользуется данными услугами. Информационные технологии год от года играют все большую роль в мировом экономическом развитии. Информационные технологии в развитых странах проникли не только в технологические и экономические процессы практически всех отраслей экономики, но и оказывают огромное влияние на характер общественных связей и гуманитарные сферы жизнедеятельности человека. Это влияние так велико, что можно говорить о сетевой экономике и сетевом обществе (см. таблицу 1)
Таблица 1 - Изменение прироста пользователей в США и России в 2008-2011 гг.
Год |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Прирост пользователей в России, % |
57 |
62 |
79 |
47 |
Прирост пользователей в США, % |
42 |
31 |
14 |
29 |
Источник: SpyLog, МИС-Информ, Эксперт-регионы
На этом фоне современные информационные реалии России и западных стран несопоставимы, хотя необходимо признать, что темпы развития этих технологий в России больше, чем в развитых странах Запада. Так, затраты на информационные услуги в России на душу населения в 70 раз меньше, чем в США, и почти в 35 раз меньше, чем в странах Европы.
На рынке электронной глобальной коммуникации можно выделить различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения - коммерческие и публичные сети передачи данных, системы электронной почты, коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев ПК, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и бюллетени и т.п. Основным их отличием от рынка стандартных услуг связи выступает ориентация на оказание услуг с добавленной стоимостью. Интернет вошел на мировой информационный рынок именно через эту область и долго существовал и развивался параллельно с другими службами связи и компьютерными сетями. В дальнейшем основная часть рынка электронных коммуникаций с добавленной стоимостью (прежде всего, направленная на межличностные и внутри - и межкорпоративные коммуникации) интегрировалась в Интернет.