Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:41, реферат
Прогресс сделал свой очередной виток, и цивилизация поднялась на новый уровень развития - информационный. Информация пользуется огромным спросом и становится, чуть ли не самым важным товаром после товаров первой необходимости. Теперь, даже невозможно представить жизнь без информации и ее составляющих. Рынок информационных товаров и услуг самый бурно развивающийся и перспективный. В связи с этим появляются новые специализации и профессии, требующие от людей универсальных знаний, высокого уровня подготовки и разносторонних навыков.
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг.
Введение 3
1. Информация и бизнес 4
2. Рынки информационных ресурсов 12
3. Современное состояние и проблемы российского рынка информационных услуг 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложение А. Объем российского рынка ит-услуг в 2004-2010 годах, млрд. долл. 24
Приложение Б. Прогноз структуры рынка информационных технологий, % 25
Приложение В. Основные показатели прогноза развития информационно - коммуникационных технологий 26
Глоссарий 27
Информационные агентства обычно создаются на базе государственных организаций, имеющих доступ к информации, а также предпринимательских фирм с преобладанием негосударственного капитала. В Москве в настоящее время действует несколько десятков таких агентств, имеющих штат до 20 сотрудников. Они представляют собой чаще всего закрытые акционерные общества, имеющие ограниченные финансовые возможности.
По характеру, предоставляемой информации, информационные агентства подразделяются на агентства,
- специализирующиеся на предоставлении ценовой информации;
- формирующие не только ценовую информацию, но и финансово- экономические новости, создающие аналитические разработки, формирующие банки данных;
- осуществляющие сбор и обработку социально-политической информации.
Крупнейшие российские информационные агентства готовят ежедневные и еженедельные продукты, которые предлагаются отечественным и зарубежным подписчикам.
Стремительное развитие в два последних десятилетия получили предпринимательские фирмы, специализирующиеся на бизнесе в области информационных технологий, пакетов прикладных программ и телекоммуникаций. Именно в компьютерном и телекоммуникационном бизнесе сосредоточено сегодня наибольшее число официальных миллионеров во главе с самым богатым человеком на планете – американцем Биллом Гейтсом.
Бизнес в области изготовления программных продуктов и проектирования локальных информационных систем превращается в чрезвычайно значимое явление но фоне бурного развития информационной среды деловых отношений, а Интернет и другие глобальные сети становится каналом доступа к огромным массивам сторонней информации и вместе с тем предоставляют субъектам бизнеса возможность размещения собственной информации, которая становится доступной миллионам людей одновременно.
Основными участниками рынка электронных информационных услуг становится:
- производители информации (producers);
- продавцы информации (vendors);
- пользователи (users), или подписчики информации (subscribers). Специфической разновидностью информационного бизнеса является образовательный бизнес.
Он осуществляется государственными и негосударственными учебными заведениями общего и профессионального образования. Государственные учебные заведения являются типичным примером государственных унитарных предприятий, негосударственные учебные заведения – примером некоммерческих организаций.
Образовательные учреждения государственного сектора и их филиалы создаются по решению Правительства России, а образовательные учреждения негосударственного сектора - в соответствии с Законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» имеют организационно-правовые формы некоммерческих партнерств, фондов, автономных некоммерческих организаций и негосударственных учреждений.
Несмотря на некоммерческую направленность деятельности негосударственных образовательных учреждений, последние часто преследуют коммерческие цели и извлекают прибыль от обучения, подготовки, переподготовки кадров, выдачи сертификатов и дипломов.
Образовательная деятельность субъектов бизнеса стремительно развивается в последние десятилетия в большинстве стран мира с рыночно ориентированной экономикой. Это объясняется характерным для развитой рыночной экономики выравниванием социальных возможностей разных слоев населения, прежде всего в области доступа к образовательным ресурсам, образовательным продуктам и образовательным услугам. Принципиальное взаимное социальное равенство всех субъектов бизнеса на деле означает и принципиальное равноправие субъектов бизнеса на рынке образовательных услуг.
Под образовательными ресурсами, образовательными продуктами и образовательными услугами понимаются соответствующие разновидности информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг. Между образованием людей и их информированием как двумя видами деловой деятельности существует следующая взаимная связь.
Осваивая информационные продукты, пользуясь информационными услугами, привлекая информационные ресурсы, потребители в любом случае приобретают новые знания, становятся более подготовленными к продолжению и развитию своей деятельности. Вместе с тем, образовательной может быть признана не всякая форма деятельности по информированию людей. Контенты образовательных продуктов представляют собой, как правило, профессионально ориентированные коммерческие базы данных, они используются системно и целенаправленно, в соответствии с уровнем образования, получаемого клиентами.
В настоящее время выделяются следующие уровни получения образования:
- общее (полное) среднее образование, достигаемое в средних общеобразовательных школах и лицеях;
- среднее профессиональное образование, достигаемое при обучении в колледжах и техникумах;
- высшее профессиональное образование;
- дополнительное профессиональное образование, т.е. обучение по коротким или укороченным программам, являющимся как бы дополнением либо к высшему образованию, либо к среднему профессиональному образованию;
- бизнес-образование, т.е. обучение по специализированным прикладным программам, позволяющим овладеть практическими навыками деловой деятельности и делового администрирования, таких как программы МВА (магистр делового администрирования);
- послевузовское образование, представляющее собой обучение в аспирантуре, при котором собственно обучение сочетается с проведением самостоятельных научных исследований.
Образовательные контенты (контенты образовательных услуг) содержатся в профессиональных или общих образовательных программах, их структурных элементах – учебных программах дисциплин и так называемых дидактических единицах, из которых состоят учебные программы.
Предложение образовательных услуг осуществляется с помощью образовательных технологий, складывающихся из технологий подготовки и организации образовательной деловой деятельности. Они включают разнообразные методики проведения занятий (лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы, групповое проектирование, тренинги, подготовка и защита письменных работ, форумы, работа с базами данных и учебными материалами), технологии взаимодействия преподавателей и студентов, формы контроля качества образования, включая мониторинг содержания образовательных услуг.
Развитие образовательного бизнеса определяется в настоящее время двумя основными факторами. Первым следует считать высокий социальный статус образованного человека. В США, к примеру, более 60% трудоспособного населения имеет высшее профессиональное образование, на территории этой страны действует более 15000 университетов. Многие предприниматели вывешивают сертификаты, полученные во время обучения в престижных образовательных учреждениях, на стенах своих офисов.
Вторым фактором является осуществляемая со второй половины 20 века последовательная демократизация процессов оказания образовательных услуг. Заинтересованность массовых потребителей в получении образовательных услуг создал благоприятные возможности для развития многообразных форм деловой деятельности образовательных учреждений.
В странах с развитой рыночной экономикой практически сформирована система непрерывного образования, включающая дошкольную, школьную, довузовскую, вузовскую и после вузовскую подготовку, доступную разным социальным слоям населения. Наиболее важной чертой современного этапа демократизации образования стало формирование принципа открытости профессионального образования на национальном и международном уровнях.
Данный принцип реализуется с помощью высокого качества образовательных контентов и возможности гласных международных сопоставлений таких контентов, а также с помощью современных компьютерных и телекоммуникационных технологий формирования распределенной интерактивной образовательной среды и доставки образовательных продуктов любым пользователям. Сегодня стало возможным получение качественного образования в предельно комфортной обстановке – с домашнего или офисного компьютера, в удобное время, по сути при отсутствии каких-либо временных и пространственных барьеров в получении образовательных услуг.
Источниками финансирования отдельных программ подготовки специалистов выступают государство, российские и иностранные организации и фонды, предпринимательские фирмы и сами студенты.
Для осуществления профессиональных образовательных программ субъекты образовательного бизнеса обязательно проходят процедуры общественного признания, которая обычно выступает в формах государственной, общественной (национальной и международной) аккредитации. В процессе аккредитации осуществляется комплексный анализ уровня компетенции сотрудников, оснащенность учебного заведения образовательными продуктами, наличие современных образовательных технологий, соответствие учебных программ национальным и международным образовательным стандартам.На российском рынке образовательных услуг наибольший авторитет имеет государственная аккредитация государственных и негосударственных учебных заведений, которая осуществляется Министерством образования России.
2. Рынки информационных ресурсов
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств копирования информации объединяют в понятие информационной индустрии. Под средством обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, и пользуемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:
- непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;
- пакетный доступ к базам данных - режим off-line;
- в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках;
- в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;
- в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Могут быть разные аспекты классификации пользователей. Так пользователи могут быть разделены на следующие группы:
- специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
- специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
- работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
- работники государственных учреждений;
- работники общественных организаций;
- индивидуальные пользователи.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
- центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;
- центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами- генераторами;
- информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
Годом рождения информационного рынка в России считают 1991г. Появление рынка в РФ обусловлено тем, что были созданы мировые телекоммуникационные вычислительные сети (ТВС)
На характере развития отечественных сетей и сетевых ресурсов отражались общие мировые тенденции развития ТВС. Основной из них было объединение в той или иной сфере коммуникационных структур.
Возможности и конкурентоспособность любой ТВС определяются и информационными ресурсами (знаниями, программами, БД). Кроме того, они должны непрерывно дополняться и обновляться.
Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:
1. электронная информация,
2. электронные сделки,
3. системы сетевых коммуникаций,
4. программное обеспечение.
В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:
1. деловая информация,
2. юридическая информация,