Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда. Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот. Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДАННЫХ, ИХ СРЕДЫ 5
1.2 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ЕЕ КОЛИЧЕСТВА 6
1.3 ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ 9
1.4 ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ - ИХ ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ СОБОЙ 9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11
2.1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА 11
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 14
2.3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ В ЭКОНОМИКЕ 15
ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 18
3.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 18
3.2 КУЛЬТУРА В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ 19
3.3 ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20
3.4 ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 22
3.5 СЦЕНАРИИ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

      - необеспеченность прав граждан  на доступ к информации;

      - манипулирование информацией, что  ведет к дестабилизации социально-политической  обстановки в обществе;

      - нечеткость при проведении государственной  политики в области формирования  российского информационного пространства;

      - недостаточность государственной  поддержки деятельности российских  информационных агентств по продвижению  их продукции на зарубежный  информационный рынок;

      - ухудшение ситуации с обеспечением  сохранности сведений, составляющих  государственную тайну;

      - отставание отечественных информационных  технологий вынуждает органы  власти и управления идти по  пути закупок импортной техники  и привлечения иностранных фирм;

      - утечка информации по техническим  каналам;

      - противоправное применение специальных  средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

     Одной из составляющих национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как  уже развернутых, так и создаваемых  на территории России. Информационная безопасность как главнейшее направление  государственной политики в информационной сфере может быть подвержена (и  подвергается) различным видам угроз. Среди них существует такая угроза как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение  информации). В нашу эпоху российские средства массовой информации научились  красиво излагать самые ужасные  новости, навязывая исподволь свою точку зрения на случившееся. Они  переняли у Запада опыт и принципы преподнесения информации рядовому человеку, когда главное – не сообщение как таковое, а то, что  остается за кадром, нечто вроде 25-го кадра. «Информационщики» умело  используют этот способ воздействия, формируя общественное мнение и преподнося готовые  формы поведения в той или  иной ситуации. Манипуляция общественным сознанием является самой серьезной  угрозой информационной безопасности личности и общества. На мой взгляд, единственным способом устранения этой угрозы должно стать четкое законодательное  регулирование отношений в сфере  массовой информации. В противном случае, манипулирование информацией будет оказывать дальнейшее разрушающее воздействие и вести к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.[6, c.275]

3.5 СЦЕНАРИИ ДЛЯ НАШЕЙ  СТРАНЫ

     Последствия    информатизации    общества, как  и последствия предшествовавших великих социо-технологических революций,   будут   различными для разных регионов,  стран и  народов.  Свободное движение и производство   информации   и информационных услуг, неограниченный доступ к информации и использование   ее для стремительного   научно-технологического и социального  прогресса, для научных инноваций, развития знаний, решения экологических  и демографических проблем возможны лишь в свободных обществах, обществах  демократических, обществах, признающих права человека и предоставляющих  каждому индивиду возможности для  свободы социальной и экономической  инициативы и деятельности.

     Так что же будет дальше? Общество противоречиво, а социальные события трудно-предсказуемы, то оценка перспектив нашего   движения   по  пути   информатизации к   информационному обществу должна   выступать не в качестве  точного, жестко прочерченного маршрута и выдаваться за неопровержимый, объективный, математически рассчитанный научный   прогноз. Лучше   всего представить перспективы в виде нескольких сценариев, учитывающих наиболее правдоподобные альтернативы нашего социально-экономического и политического развития.

     Сценарий 1-й.

     Информатизация будет происходить успешно с опорой на быстрое развитие высоких технологий в машиностроении и средств связи. Решающим фактором здесь должно стать использование зарубежного, преимущественно американского, опыта, социально-технического опыта и знаний Западной Европы и открытие советского рынка и системы производства для западного бизнеса. Главные этапы: открытие существующих и создание новых баз данных и знаний, неограниченный доступ ко всем средствам связи ИТ, и особенно к ПК; компьютеризация  системы   переквалификации кадров и образования, автоматизация промышленности, обрабатывающей и добывающей отраслей, транспорта и переработки   сельскохозяйственных   продуктов, роботизация и создание гибких производств. Основные  последствия:  быстрое изменение социальных структур, увеличение численности трудящихся в сфере информатизации и услуг, дебюрократизация,   довольно сильная безработица низко- и среднеквалифи-цированных работников, изменение содержания образования, резкий рост новых профессий, особенно интеллектуальных. Через  5—10 лет при интенсивной закачке иностранных инвестиций, опыта и технологий — выход на уровень конкурентоспособных производств и создание индустриально-информационного общества. При своевременной реформе науки через 10—15 лет — включение в систему информационных обществ.

     Сценарий 2-й.

     Возникнет    концептуально-культурная пропасть, которая  окончательно превратит наше общество в информационно зависимое. Начнутся структурные деформации внутри страны при возможности относительно быстрого развития отдельных республик и,  возможно,   некоторых   регионов.    Безработица   в этой ситуации будет устойчиво расти, охватывая  также некоторые контингенты   квалифицированных специалистов. Экономическая  конкуренция в глобальном масштабе по всем видам промышленной  продукции   исключается.   Устойчивой  станет тенденция к снижению уровня научных  исследований и образования. Это  приведет к быстрому исчерпанию национальных    информационных    ресурсов.    Общий итог: новый период застоя на 10—15 лет чреват последующим социальным взрывом и разрушением социальной структуры. [6,с. 278]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой  с детства, сначала с помощью  электронных игрушек, а затем  привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом  информационного общества следует  считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для  работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических  дисциплин

информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими  будущей сферы деятельности.

     По-моему, в своей работе я достигла определенной во введении цели. Человек без «информационного образования» никуда. Инновации в  сфере информатизации заставляют нас  прыгать выше своей головы. Появляются все новые и новые технологии работы с данными. Информационное общество развивается все быстрее, и человек  не должен отставать от него.  Данную мысль я полностью раскрыла в  своей работе.

     Повсеместное  внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия  работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной  деятельности, постоянно растущая потребность  в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических  принципах. В нашей стране решение  этой проблемы находится на начальной  стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.

     Лично для меня эта работа оказалась  не такой уж и простой. Я поняла, что мир информации безграничен. В нем так много неизведанного  и непонятного, что ученые всех стран  еще долго будут вести исследования в этой сфере. Вывод один, - если ты не только держишься на плаву, но и  находишься на гребне волны информационного познания, вникаешь во все новое, то ты имеешь полное право называться человеком своей глобальной эпохи. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.
  2. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова - Москва.: Педагогика-Пресс, 1994.
  3. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники./ Я.Л.Шрайберг , М.В.Гончаров - Москва: Финансы и статистика, 1995.
  4. Информационные системы в экономике. А.В. Хорошилов и др. Москва.: МЭСИ, 1998.
  5. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для студентов пед . ин-тов по физ.-мат. спец./ Заварыкин В.М. и др..- М.: Просвещение, 1989.-207 с.
  6. Ракитов А. И.  Философия   компьютерной   революции.— М.: Политиздат, 1991.—287 с.
  7. http://www.infology.ru/2008/09/24/603/
  8. http://examen.nx0.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=277:2011-01-17-09-32-50&catid=11:isveconom&Itemid=20
  9. http://www.andreeva-ln.ru/inf_obesp/klassif_ekonom_inf/
  10. http://ivan101.narod.ru/gos/inf/28.html
  11. http://www.neuch.ru/referat/58745.html
  12. http://www.referat.ru/referats/view/4078

Информация о работе Информационное общество