Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда. Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот. Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДАННЫХ, ИХ СРЕДЫ 5
1.2 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ЕЕ КОЛИЧЕСТВА 6
1.3 ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ 9
1.4 ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ - ИХ ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ СОБОЙ 9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11
2.1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА 11
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 14
2.3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ В ЭКОНОМИКЕ 15
ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 18
3.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 18
3.2 КУЛЬТУРА В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ 19
3.3 ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20
3.4 ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 22
3.5 СЦЕНАРИИ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

     Формула Хартли определяет количество информации, содержащееся в сообщении длины n.

     Имеется алфавит А, из букв которого составляется сообщение:

     | A | = m

     Количество  сообщений, которое можно принять:

     N = mn

     Формула Хартли определяется:

     I = logN = nlogm

     При равновероятности символов p=1/m, m=1/p формула  Хартли переходит в собственную  информацию.

     Формула Хартли была предложена Ральфом Хартли в 1928 году как один из научных подходов к оценке сообщений. Допустим, нам  требуется что-либо найти или  определить в той или иной системе. Есть такой способ поиска как «деление пополам». Например, кто-то загадывает число от 1 до 100, а другой должен отгадать его, получая лишь ответы «да» или  «нет». Задается вопрос: число меньше? Ответ и «да» и «нет» сократит область поиска вдвое. Далее по той  же схеме диапазон снова делится  пополам. В конечном итоге, загаданное число будет найдено.

1.3 ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ

     Переходя  к рассмотрению подходов к определению  понятия "знания" можно выделить следующие трактовки. Знания - это:

     •         вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области;

     •         множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы  перехода от одного описания объекта  к другому;

     •         осознание и толкование определенной информации, с учетом путей наилучшего ее использования для достижения конкретных целей, характеристиками знаний являются: внутренняя интерпретируемость, структурируемость , связанность и  активность. Согласно А.В. Хорошилову, “знания есть факты плюс убеждения плюс правила”. [4,c. ]

1.4 ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ - ИХ ОТЛИЧИЕ  МЕЖДУ СОБОЙ

       Основываясь на приведенных выше  трактовках рассматриваемых понятий,  можно констатировать тот факт, что знание - это информация, но  не всякая информация - знание. Информация  выступает как знания, отчужденные  от его носителей и обобществленные  для всеобщего пользования. Другими  словами, информация - это превращенная  форма знаний, обеспечивающая их  распространение и социальное  функционирование. Получая информацию, пользователь превращает ее путем  интеллектуального усвоения в  свои личностные знания. Здесь  мы имеем дело с так называемыми  информационно-когнитивными процессами, связанными с представлением  личностных знаний в виде информации  и воссозданием этих знаний  на основе информации.

     В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и  различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.

     Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно  сделать вывод, что фиксируемые  воспринимаемые факты окружающего  мира представляют собой данные. При  использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений  представляет собой знания. Необходимо также отметить, что понятие "информация", становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается. Понятие "информация" является одним из основных в современной  науке и поэтому не может быть строго определено через более простые  понятия. Можно лишь, обращаясь к  различным аспектам этого понятия, пояснять, иллюстрировать его смысл.[5,c. ].

   

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

2.1  ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ  И СВОЙСТВА

     Экономическая информация относится к области  экономических знаний. Она характеризует  процессы снабжения, производства, распределения  и потребления материальных благ.

     Управление  экономическими объектами всегда связано  с преобразованием экономической  информации. С кибернетических позиций  любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта (им может быть станок, цех, отрасль) и системы управления этим объектом. Последняя получает информацию о  состоянии управляемого объекта, соотносит  ее с определенными критериями (планом производства, например), на основании  чего вырабатывает управляющую информацию. Очевидно, что управляющие воздействия (прямая связь) и текущее состояние  управляемого объекта (обратная связь) — не что иное, как информация.

       Реализация этих процессов и  составляет основное содержание  работы управленческих служб,  включая и экономические. В  современном информационном обществе  информация является его стратегическим  ресурсом. Поэтому важные такие  ее потребительские свойства, как  полнота, достоверность, актуальность  и своевременность. 

     Для экономической информации характерны следующие особенности:

  • объемность,
  • цикличность,
  • преимущественное представление в виде цифр и букв,
  • относительно простые алгоритмы расчетов.

     При работе с информацией имеется  ее источник и получатель. Пути и  процессы, обеспечивающие передачу сообщений  от источника к потребителю, называются информационными коммуникациями.

     Экономическая информация отражает состояние экономического объекта в пространстве и во времени, поэтому важным для пользователя является понятие адекватности информации или уровня соответствия создаваемого информационного образа реальному  объекту.

     Когда говорят об информации, то упоминают  ряд ее свойств. Информация достоверна, если она не искажает истинного положения  дел. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Информация ясна и понятна, если она  выражена языком, на котором говорят  те, кому она предназначена.

     В современном информационном обществе информация – это важнейший стратегический ресурс системы управления. Информационная система должна разрабатываться  с учетом заданных потребительских  свойств информации:

  • ценность, адекватность информации;
  • полнота информации для реализации управляющего воздействия;
  • точность и достоверность информации;
  • актуальность, своевременность и оперативность получения информации.

     Ценность  – мера расширения, развития тезауруса (систематизированного словаря понятий  с указанием смысловых связей между ними, т.е. совокупности сведений, которыми располагает пользователь или система) воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения, степень снижения состояния неопределенности экономического субъекта, степень продвижения  к цели.

     Адекватность  информации – это определенный уровень  соответствия создаваемого с помощью  полученной информации образа реальному  объекту, процессу, явлению и т.п.

     Полнота информации определяется применительно  к управленческим функциям. Информация может быть неполной как по составу, так и по объему сведений. В любом  случае дефицит информации приводит к невозможности выполнения функций  управления в нужное время и в  указанном месте в соответствующем  виде.

     Точность  информации – это заданная степень  приближения информации истинному  значению показателя. В практике управления определены необходимые уровни точности информации для различных уровней  и функций управления, отдельных  технико-экономических показателей. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.

     Достоверность является вероятностной оценкой  точности (безошибочности) информации, зависящей от используемых информационных технологий. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как  поступающей, так и результатной информации, при которой сохраняется  эффективность функционирования системы.

     Актуальность  информации – это степень соответствия отражения реального состояния  системы и объекта управления.

     Своевременность информации характеризует временной  интервал между возникновением потребности  в информации и реализацией этой потребности.                                

     Оперативность информации выражает «скорость» получения  информации, отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

     Актуальность  связана с периодичностью получения  информации, своевременность информации определяет выбор средств обработки  информации, а оперативность –  выбор средств сбора и передачи информации.

     Информация  достоверна, если она отображает истинное положение дел, полна, если ее достаточно для принятия решения. Ценность информации зависит от того, какие задачи можно  решать с ее помощью. Актуальность важна  при работе в постоянно меняющихся условиях. Таковы свойства экономической информации. [8].

2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ

     В зависимости от поставленных целей  и задач воздействия на управляемый  объект экономическую информацию можно  классифицировать по различным признакам:

- по  изменяемости - на постоянную {условно-постоянную}, которая не изменяется в течение  какого-то периода времени (месяца, квартала, года и т.д.), и переменную;

- по  насыщенности - на недостаточную,  достаточную и избыточную;

- по  отношению к предмету исследования  информация делится на основную  и вспомогательную, необходимую  для более полной характеристики  изучаемой предметной области;

- по  полезности - на полезную и бесполезную;

- по  способу изображения - на текстовую,  цифровую, алфавитную, алфавитно-цифровую  и графическую (графики, диаграммы,  схемы, чертежи);

- по  функциональному назначению - на  плановую, нормативную, учетную и  отчетную;

- по  отношению к процессу обработки  данных - на обрабатываемую и необрабатываемую;

- по  степени обработки - на первичную,  промежуточную (подвергающуюся соответствующей  обработке) и результативную;

- по  отношению к управляемому объекту  - на внутреннюю (образуемую на  самом предприятии) и внешнюю  {поступающую из-за его пределов), входящую (поступающую на управляемый  объект) и исходящую (поступающую  от управляемого объекта);

- по  объему необходимых сведений  для управления экономикой предприятий  и объединений - на комплексную  и тематическую, относящуюся к  определенному аспекту их деятельности;

- по  форме представлений - на письменную  и устную.[9].

2.3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС  И ИНФОРМАЦИОННЫЙ  ПРОДУКТ В ЭКОНОМИКЕ

     Ресурсы – запасы, источники чего-либо.

     В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т.д.) на информационный ресурс, который, хотя и всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем  не говорил и тем более не вводил никаких определений.

     Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационный  ресурс», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному  обществу. Этому вопросу посвящено  довольно много публикаций, в которых  отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие  эти понятия.

     С принятием Федерального закона «Об  информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята.

     Информационные  ресурсы – отдельные документы  и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информация о работе Информационное общество