Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда. Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот. Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДАННЫХ, ИХ СРЕДЫ 5
1.2 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА ЕЕ КОЛИЧЕСТВА 6
1.3 ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ 9
1.4 ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ - ИХ ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ СОБОЙ 9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11
2.1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА 11
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 14
2.3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ В ЭКОНОМИКЕ 15
ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 18
3.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 18
3.2 КУЛЬТУРА В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ 19
3.3 ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 20
3.4 ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 22
3.5 СЦЕНАРИИ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

     Первично  собираемая информация отражает специфику  ее источника, области или сферы  создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных  условиях например, количество колец  на спиле дерева, свидетельствующих  о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому  признаку информационный ресурс можно  характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения.

     Другой  класс информационного ресурса  составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской  деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке  уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая и т.д.)/ Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало. Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах.

     Развитие  мировых информационных ресурсов позволило:

     -        превратить деятельность по оказанию информационных услуг (получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов – совокупности данных, сформированную производителем для распространения в вещественной или невещественной форме) в глобальную человеческую деятельность;

     -        сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

     -        образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

     -        повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

     Результатом  информационной  деятельности является  информационный   продукт , который  предстает на рынке в виде  информационных  товаров и услуг. [10].

     Информационный  продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с  потребностями пользователей и  представленная в форме товара. Информационными  продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

     Отметим основные особенности  информационного   продукта , которые кардинально отличают информацию от других товаров. Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно.  Информационный   продукт  сохраняет  содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она  была использована. Во-вторых,  информационный   продукт  со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может  терять свою ценность по мере того, как  предоставляемое ею знание перестает  быть актуальным.     В-третьих, разным потребителям  информационных  товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление  информационного   продукта  требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации. В-четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного  информационного   продукта  обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство  информационного   продукта  - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем  в связи с определением прав собственности  в рамках сферы  информационной  деятельности.

     В итоге, потребление информации, производство  информационных   продуктов  и услуг показали необходимость создания новой сферы бизнеса -  информационного  бизнеса. [11]. 
 
 

ГЛАВА 3 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

3.1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

     Определение понятия “информационного общества”  является одним из ключевых в нашем  времени.  В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую  эпоху, дорогу к которой проложило  бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в  целом. Проблема существования и  бытия человека в полностью “технизированном”  и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что  вызвало к жизни концепцию  “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство  из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической  или социальной точки зрения. Это  породило огромное количество разнообразных названий и определений

     Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку  “пост-”, т.е. “после -”, словно их создатели  ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике  и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая  эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно  найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность  и принципиальную новизну грядущего  общества. И таким названием стало  придуманное Э. Тоффлером “информационное общество”.

     Так как сам автор концепции “информационного общества” не дал четкого определения  своему “детищу”, я попытаюсь это  сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто  экономическим аспектом, как это  сделал А.Турен, или социальными  факторами, как это получилось у  Ж.Эллюля, поскольку комплексные  и многонаправленные перемены охватят  практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, “информационное общество” - это  цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая,  видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

3.2 КУЛЬТУРА В НОВОМ  ОБЩЕСТВЕ

     К сожалению, авторы концепции “информационного общества” не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса  о том, какие последствия его наступление принесет для культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь Э. Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда.

     В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей становится максимально ускорить и упростить  передачу информации между людьми и  повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому  она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее  ускорить процесс обработки информационного  потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются духовная и  материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым образом  присутствует подвергающийся вышеописанным  трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение эмоционального и  информационного аспектов культуры.

     Сближение духовного и материального на почве информационного элемента культуры иллюстрируется тоффлеровской  “блип”-культурой. В самом деле, она не является в полном смысле культурой, а служит исключительно  средство передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой  к сфере культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого “Война и  мир” будет “блип”-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что  человек, стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется  кратким пересказом сюжета, а постарается  получить эмоциональное удовлетворение, прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами  авторского стиля и точностью  прописи характеров.

     Именно  в этом кроется причина четкого  разграничения эмоционального и  информационного элемента культуры. Это хорошо видно на примере живописи. Если раньше картины художников-реалистов  удовлетворяли обе эти потребности, то теперь их функции резко разграничены - чертежи и карты суть информация, абстракционистские картины суть эстетическое наслаждение.

     Кроме того, мне хотелось бы отметить, что  культура нового общества представляет собой весьма неоднородную массу, ибо  находится в процессе формирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, к середине XXI века. [12].

3.3 ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

     В рамках сложившейся политической системы  одним из основных международных  принципов, регулирующих наиболее важные для данной ступени цивилизации  межгосударственные отношения, является принцип уважения прав, свобод и  интересов человека. Интересы личности в информационной сфере заключаются  в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к  информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального  развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Информационный «голод» и связанное с ним состояние неопределенности в окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим сознание. В связи с этим имеется насущная необходимость в становлении и образовании информационного общества. Вполне определенно можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими показателями, по которым его возможно идентифицировать, обладает конкретными признаками. Мы живем в постиндустриальной экономической системе, где лимитирующим фактором является информация, а господствующим классом – собственники информации. Понимание этого факта имеет важное значение, оказывающее непосредственное влияние на решение задачи определить и понять признаки информационного общества. На мой взгляд, логически верным представляется выделение Ракитовым А. И. признаков информационного общества в следующие три группы:

      - создается сеть гигантских взаимосвязанных  накопителей знания – общедоступных  банков знаний и данных. Доступ  к этим банкам из любой точки  страны и для любого гражданина  в минимальный интервал времени  гарантируется законом и наличием  необходимых технических средств.

     С этой целью необходима четкая регламентация  в законодательстве гарантий реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

      - большинство трудящихся занято  в сфере услуг и производства  информации;

      - информация здесь становится  товаром и наряду с информационной  технологией занимает ключевое  место в экономике страны.

     Сегодня особенно актуальными являются задачи по разработке и анализу некоторых  баз данных, хранящихся в той или  иной структуре, с целью совершенствования  человеческой деятельности. Для решения  намеченных задач необходимо постепенно создавать единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и районного уровней и других заинтересованных организаций.

3.4 ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

       Информатизация как социально-экономический  и научно-технический процесс  оказывает революционное воздействие  на образ жизни людей; влияет  на процесс образования и работы; становится важным стимулом развития  мировой экономики; дает возможность  всем частным лицам, фирмам  и сообществам, занимающимся предпринимательской  деятельностью, более эффективно  и творчески решать экономические  и социальные проблемы, стоящие  перед ними. Информатизация в  конечном ее завершении – формировании  информационного общества – предполагает  и удовлетворение потребностей  социально активной части населения  в информационном взаимодействии. Рассматривая положительные стороны  информатизации, нельзя не говорить  о том, что этот процесс на  данном этапе связан с различными  трудностями, наблюдающимися в  настоящее время и к которым  можно отнести следующие:

      - противоречивость и неразвитость  правового регулирования общественных  отношений в информационном пространстве, что затрудняет поддержание необходимого  баланса интересов личности, общества  и государства, а также формирование  на территории России конкурентоспособных  российских информационных агентств  и средств массовой информации;

Информация о работе Информационное общество