Информационная война

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является наиболее полное раскрытие понятия Информационной войны и причины возникновения информационной войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. История и понятие Информационной войны……………………….…4
1.1.История Информационной войны…………………………………………..4
1.2.Понятие Информационной войны……………………………………….….6
Глава 2. Составные части информационной войны…………………………...10
2.1.Виды информационных атак……………………………………………..…10
2.2.Цели информационной войны…………………………………………..…..11
Глава 3. Информационные войны в бизнесе…………………………………..13
3.1. Политический PR ……………………………………………………….….14
3.2.Технология защиты…………………………………………………...……..17
Глава 4. Типовая стратегия информационной войны……………………...….17
4.1. Последствия Информационной войны…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………........................35

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

  3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);

  4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);

  5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);

  6) средства  массовой информации одновременно  должны убеждать членов общества, что возникшее состояние— это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника).

  Приведенный алгоритм в общих чертах отражает работу средств массовой информации в России времен 1990—1997 it.

  В заключении главы напомним, что для точной и своевременной обработки входной информации элементы любой информационной системы должны "питаться", а связи между ними поддерживаться в работоспособном состоянии. Отсюда естественным образом следует, что эффективность целенаправленного информационного воздействия резко увеличивается, если оно сочетается с другими видами воздействия на информационную самообучающуюся систему.

  Что же собой представляют эти «другие  виды воздействия»?

  Любая система, ответственная за обработку  входных данных, должна «питаться», т.е. должна потреблять энергию для того, чтобы приводить в действие заложенные в ней алгоритмы обработки входных данных и генерировать новые. Базовые элементы каждой системы имеют определенную физическую природу, которая во многом определяет время реакции, а значит, и выбор того или иного алгоритма решения конкретной задачи.

  Понятно, что если речь идет о такой информационной самообучающейся системе, как человек, то системы питания йога, созерцающего собственный пуп в условиях вечного  лета, и жителя крайнего севера должны быть различны. И эти различия должны касаться не только количества энергии, заключенного в потребляемой пище, но и ее микроэлементного состава. Системы «Йог» и «Эскимос» обрабатывают разные входные данные, требующие от подсистемы принятия решения в большинстве своем различных выходных результатов.

    Сказанное косвенно означает, что для того, чтобы возможности Йога по перепрограммированию Эскимоса на эталон, которым является собственное подобие, возросли, того надо кормить той же самой пищей.

  Интересное и оригинальное исследование воздействия пищи и различных наркотических приправ на возможность превращения обезьяны в человека и на поведение современного человечества приведено в работе Теренса Маккенна «Пища богов». Он, в частности, считает, что уровень развития и достижения современных цивилизаций во многом определился и определяется практикой их питания.

  В случае рассмотрения в качестве информационных самообучающихся систем государств под «другими видами воздействия» в  свете вышесказанного следует понимать в первую очередь экономическую войну. Но не в узком плане, связанном исключительно с экономическими санкциями типа «это нельзя и это нельзя», а в более широком, включающем в себя «экономические интервенции» в виде товаров и продуктов по демпинговым ценам.

    Время информационных и экономических  войн пришло еще и потому, что  сегодняшнему миру уже не свойственен  дефицит информации и промышленных товаров, наоборот, его отличает именно их избыток. А это значит, что как  и в случае информационной войны, когда система больше должна думать не о защите информации, а о защите от информации и продвижении своего видения мира, так и в условиях экономической войны речь должна идти о защите от чужих товаров и навязывании своих.

  Грамотное сочетание всех допустимых видов воздействия на противника представляет собой комплексную стратегию воздействия.

  Под допустимыми видами воздействия  здесь понимаются такие воздействия, которые «грубо» не нарушают принятые в обществе на текущее время нормы  и правила поведения.

  Следование  принципу комплексности при формировании общей стратегии воздействия на противника позволяет усилить эффект от применения информационного оружия и тем самым может являться еще одним признаком информационной войны. 

4.1.Последствия Информационной войны 

  Прежде чем перейти к исследованию последствий информационной войны, желательно ответить на один принципиальный вопрос: Существуют ли признаки, на основании которых можно судить о степени поражения системы в информационной войне?

  Если исходить из того, что информационная война ничем от обычной войны, кроме применяемого оружия, не отличается, то и признаки поражения должны быть точно такими же.

  А чем характеризуется  система, потерпевшая поражение  в обычной войне? Пусть эта  система— обычное государство. Тогда для потерпевшей поражение страны в той или иной степени характерно, как показывает практика первой и второй мировых войн:

  1) гибель и эмиграция части населения;

  2) разрушение промышленности и выплата контрибуции;

  3) потеря части территории;

  4) политическая зависимость от победителя;

  5) уничтожение (резкое сокращение) армии или запрет на собственную армию;

  6) вывоз из  страны наиболее перспективных  и наукоемких технологий. Обобщение  сказанного для информационных  самообучающихся систем может  означать:

  1) стабильное сокращение информационной емкости системы, гибель элементов и подструктур; подобное упрощение системы делает ее безопасной для агрессора;

  2) решение ранее несвойственных задач, т.е. задач в интересах победителя. Потенция информационной системы направлена на отработку тех входных данных, которые поставляет на вход победитель;

  3) побежденная система как бы встраивается в общий алгоритм функционирования победителя, т.е. поглощается структурой победителя.

  Таким образом, особой разницы для потерпевшей  поражение системы от того, в какой войне: ядерной или информационной, она проиграла, нет.

  Разница может  быть только в том, что информационная война не имеет финала, так как  проблема окончания информационной войны, как и проблема ее начала, относится к алгоритмически неразрешимым проблемам. Более того, нет причин, по которым агрессор прекратил бы свое воздействие на жертву.

  После всего  сказанного осталось рассмотреть возможные  результаты информационной войны, о  которых не думает развязавшая ее сторона.

  Так, в случае войны огнестрельным автоматическим оружием победителю достаются разрушенные города, уничтоженные и покалеченные человеческие ресурсы. И это понятно: огнестрельное оружие в первую очередь направлено на уничтожение военной техники и живой силы противника.

  Ядерным оружием бьют уже по мирному населению, и, как показал опыт его применения США к японским городам,— на равнинах оно более эффективно. До сегодняшнего дня оно применялось в основном для того, чтобы продемонстрировать свою силу, а потом диктовать запуганной жертве правила поведения. Нежелательные же последствия глобальной ядерной войны — ядерная зима.

  Информационная  оружие направлено непосредственно  на изменение поведения информационных систем, а в случае применения против людей — на изменение их мышления и соответственно поведения без предварительного «запугивания».

  Таким образом, прослеживается определенная иерархия в типах войн, охватывающих человечество, и применяемом в этих войнах оружие, направленном на (этапы):

  1) уничтожение;

  2) запугивание;

  3) изменение поведения.

  В конце-то концов цель любой войны заключается  в изменении поведения противника, в постановке его на то место, где  его хотелось бы видеть. Но если все  предыдущие войны вели к желаемому  результату через запугивание и  уничтожение, то при информационной войне это делается непосредственно напрямую и может продолжаться сколь угодно долго, до тех пор пока «кот сам не захочет отпустить мышь».

  Общий алгоритм представляется в виде, показанном на рис. 2.3.

  Рис. 2.3. Обобщенная схема войны.

  Так каковы же могут быть дополнительные последствия  информационной войны, кроме желаемых, кроме таких, когда «в ответ в вас летят мешки с долларами, фунтами, марками и франками?

  Победителем информационной войны становится та сторона, которая более полно способна промоделировать поведение противника в различных ситуациях, определить собственный алгоритм поведения и реализовать его. Более полно промоделировать поведение противника — это значит в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике: это значит более полно изучить поведение противника — знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т.п.

  Для решения  этой задачи наилучшими инструментами  являются средства вычислительной техники  с соответствующим программным  обеспечением. Ситуационное моделирование в режиме реального времени сегодня вполне по плечу высокопроизводительным комплексам; проблема только в реализуемой поведенческой модели конкретных социальных объектов, конкретных людей. И проблема эта тем лучше решается, чем больше информации об анализируемых и моделируемых объектах.

  Здесь, безусловно, следует согласиться с А.С.Овчинским, считающим компьютерное моделирование, направленное на прогнозирование развития социальных ситуаций, информационным оружием .

  Понятно, что результаты от применения компьютерных моделей тем качественнее, чем серьезнее используемая платформа, включающая в себя:

  вычислительные  мощности, интеллектуальные возможности  программистов-математиков, опыт специалистов, работающих в области практической поведенческой психологии. Серьезность платформы, к сожалению, определяется не идеалами, а финансами. Поэтому, у кого основные капиталы у того более совершенное информационное оружие. В отличие от химического или ядерного, да даже просто, огнестрельного оружия на применение ЭВМ (основного элемента информационного оружия) нет законодательного запрета ни в одной стране мира. Говорильни же о запрете информационного оружия выглядят просто смешными, так как запрет этот ни теоретически, ни практически невозможно проконтролировать. Компьютеры доступны всем. Вопрос только в том, кто первый выстрелит и сумеет «дожать» ситуацию.

  Безусловно, информационные войны на нашей планете велись с тех пор, как люди научились  говорить, понимать и соответственно этому пониманию запугивать друг друга. Но эффективность подобных информационных операций по сравнению с применением даже примитивного холодного оружия «оставляла желать лучшего». Это объяснимо. Стрела из лука долетит быстрее и сделает больше, чем долгое и нудное объяснение словами, которое к тому же обязано быть убедительным, а иначе оно не способно дать рост мыслям именно в нужном направлении. Компьютер и средства глобальной телекоммуникации изменили окружающее пространство. Теперь воздействовать информацией стало проще, быстрее, безнаказанней, а самое главное, дешевле, чем любым другим видом оружия. Отдельные информационные ручейки между людьми и странами благодаря средствам вычислительной техники и телекоммуникационным системам слились в одну сплошную реку, которую уже невозможно запрудить, ее даже невозможно перекрыть «рыболовными сетями».8 Время на передачу сообщений свелось к нулю. Время на осмысление полученной информации благодаря соответствующим технологиям также резко сократилось. В этой ситуации что-то делать для информационной защиты традиционными пассивными методами стало бессмысленно.

  Более того, используя  современные высокопроизводительные компьютеры, появляется возможность  создавать искусственные миры и  выдавать их за реальные. И как говорится: «Л кто там после разберет?...» Средства вычислительной техники сегодня вполне позволяют в режиме реального времени создать виртуальную модель объекта и его связей, а затем проецировать ее на окружающий мир, на зрителей, ожидающих события.

  Всегда побеждает  тот, кому уже сегодня принадлежит будущее.

  За всем сказанным  не только стоит возможность корректировки  и подмены выступлений политических лидеров, приказов командующих боевыми  соединениями, но проступают черты  и более глобальных мистификаций. Если верить книге Р.Рене «Облуненная Америка», то никакого посещения Луны американцами никогда не было; была только серьезная работа по созданию соответствующей виртуальной модели с последующей ее проекцией через средства массовой информации на человечество. Рене внимательно проанализировал все публикации, фотоснимки, телевизионные репортажи с места событий и задал ряд вопросов, типа:

Информация о работе Информационная война