Информационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии.

Содержание

Введение
1. что такое информация
2. правовое положение информации
2.1 Способы реализации права на информацию
2.2 Цензура в истории России
3. Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
4. Информационная деятельность
4.1 Фальсификация информации
4.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура
4.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции
4.5 Перспективы развития конституционного права на информацию
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

информационное право.docx

— 61.14 Кб (Скачать)

     Реализация  права может выражаться четырьмя способами:

     соблюдение (добровольное подчинение субъекта права (общества) требованиям административно-правовых норм, при этом в данном случае субъект  не вступает ни в какие административно - правовые отношения, так как просто воздерживается от запрещенного противоправного  действия)

     исполнение (активные правомерные действия субъектов  права по выполнению предписаний  этих норм, при этом субъект становится причастен к правовым отношениям, так как в определенных случаях  активное и пассивное поведение (действие и бездействие) может рассматриваться  как неправомерное поведение)

     использование (добровольное совершение субъектами права правомерных действий, связанных  с осуществлением субъективных прав в сфере управления, при котором  является обязательным вступление субъекта в правовые отношения, так как  немыслимо использование этого  способа реализации права иначе  как посредством совершения юридически значимых действий)

     применение - особая форма правореализации. Всегда носит активный государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном  законодательством процессуальном порядке.

     Применение  всегда относят к особой форме  реализации права, учитывая вмешательство  государства, которое в данном случае выступает как аппарат принуждения. Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную  задачу, и в силу этого приобретающий  относительную самостоятельность  и завершенность. В качестве основных можно выделить три стадии:

     1) установление фактических обстоятельств  дела;

     2) формирование юридической основы  дела; (зачастую проходит параллельно  с другими стадиями)

     3) решение дела.

     Используя данную сжатую структуру реализации права, применим ее к конституционному праву на информацию.

     1) Использование субъектом данного  права означает, что управомоченный  извлекает из процесса реализации  необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес  в информации. Использование может  осуществляться как активным  поведением, так и пассивным. Это  может означать, что непосредственно  субъект права своими активными  действиями добивается его или  пользуется (пассивно) предоставляемым  ему информационным ресурсом, удовлетворяя  при этом потребность в информировании.

     2) Исполнение: реализуются обязывающие  нормы, требующие активного поведения  от субъекта (действий). Так, для  достижения определенного результата, необходимо следовать предписаниям  нормативно - правовых актов, то  есть в ходе исполнения этих  норм, получается информационный  ресурс (или реализуется право  на него).

     3) Соблюдение: реализуются запрещающие  нормы, требующие пассивного поведения  (воздержания от неправомерных  действий). Соблюдение - один из самых  категоричных способов реализации  права. Для того, чтобы получить  от этого выгоду заинтересованному  субъекту достаточно не прибегать  к тому, что является противоречащим  нормативно-правовым актам.

     4) Применение права на информацию  также широко практикуется, государство  при этом не должно (и не  может) оставаться безучастным:  оно должно создавать условия  для реализации права и обеспечивать  его защиту, а также выступать  в роли санкционирующего органа (используя методы поощрения или  принуждения)

     Основной  способ реализации права на информацию - это средства массовой информации.

     2.2. История развития концепции доступности информации

     Одной из наиболее важных особенностей права  на информацию является её доступность  и цензура, распространяющаяся на то или иное государство в определенный период времени или нет. Наличие  или отсутствие регулирования информации государством определяется его целями и формой государства, включающей в себя обширные сведения о государстве. Например, политика Павла Первого была направлена на ужесточение цензуры, в чем проявился, например, запрет ввоза книг из-за границы. А под руководством Александра Первого фактически воцарилась жестокая цензура. Крайне подозрительное отношение императора Николая Первого к независимому общественному мнению послужило причиной созданию такого учреждения, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции. Оно определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени1.

     Подобные проявления воздействия государства на общество – не единичный случай. Однако полагается, что введение цензуры в то время было необходимостью, продиктованной идеологическим течением «Самодержавие - оплот государства», когда жесткими мерами велась попытка контролировать общество государственной машиной, а ограничение доступа к информации вызвано множеством причин: абсолютистскими амбициями отдельных правителей, а также стремлением властей отделить неугодные настроения зарубежного общества от сознания общественности Российской империи, в которой идеологом выступала церковь. 

     Однако  неверно думать, что, если бы либеральные  замыслы Александра Первого о  введении конституции так и не стали бы реальностью в наши дни, когда так широко используется всемирная  сеть Интернет, попытки государства  влиять на информацию потерпели бы фиаско.

           3.  Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
          Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни»2.

          В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

           Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:

          · право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

          · право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

          · свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

          · свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

          · право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

          · право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

          · право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

          · право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

          · свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

          · свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

          · право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

          · право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)»4.

          Этот перечень можно дополнить следующим:

         · право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;

         · право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

         В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим звеном в регулировании права граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. И как отмечает С.А. Авакьян, в ст. 29 Конституции РФ предусмотрена возможность широкой реализации права на информацию в обществе, государстве5. Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.

             С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и по большому счету не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

               Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П7: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

   

         

 

    5. Информационная деятельность

     Продолжая тему взаимосвязи информации и политики, следует, прежде всего, дать такое понятие, как информационная деятельность.

     Информационной  деятельностью принято считать  всю деятельность человека, связанную  с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации в  основном при помощи главного носителя информации - речи. Согласно одному из учебных курсов по математике и информатике, "…постоянное совершенствование  техники и производства привело  к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности, начал возникать информационный кризис: человечество не справлялось  с обработкой нарастающих объемов  информации старыми методами. Как  всякий кризис он вызвал несколько  информационных революций и, как  следствие, появление новых информационных технологий…"

     3.1 Фальсификация информации

     Столь интересное замечание дает основания  предположить, что сегодня государство  уделяет немало внимания не только созданию массива информации, но и поиску наилучших способов ее хранения и скорости передачи и распространения, ее доступности и т.д.

     Изъяны  и недочеты в этой сфере деятельности приводят к фальсификации событий  истории и многочисленным спорам на различные политические темы, включая  и международный уровень, что  крайне нежелательно, так как зачастую является причиной крупных конфликтов. В свете последних событий, подтверждением этому может служить масса  случаев, произошедших только за последний  год. Так, Япония "претендует" на четыре острова в южной части Курильской гряды, забывая об информационном источнике - мирном договоре, закреплявшем эти  острова за СССР, после капитуляции  Японии, а расстрел фашистами польских офицеров в Катынском лесу до сих  пор служит причиной напряженности  в отношениях между Россией и  Польшей, непонятных обывателю. К таким  катастрофическим последствиям может  привести фальсификация документов, (и их обнародование как якобы  рассекреченных) то есть подделка информационных ресурсов, а также распространение  ложной пропаганды средствами массовой информации, в частности, в сети Интернет. Именно поэтому, знакомясь с Указом Президента Российской Федерации (15 мая 2009 г.)"О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию  попыткам фальсификации истории  в ущерб интересам России", можно с уверенностью говорить о  действительной важности вышеизложенного  для государства. Достаточно вспомнить, какое количество "мнений" извне  по поводу итогов и предпосылок к  началу Великой Отечественной войны  заполнило информационные источники  в преддверии 65-летия Победы, чтобы  объективно осознать назревшую необходимость качественной и независимойработы этой Комиссии.

     3.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура

     Что касается непосредственно информации как ее социального, так и ее политического  значения, то, ссылаясь на научно-популярный журнал "Конституционное и муниципальное  право" (Декабрь 2006), конкретно к статье "Организационные формы информационной деятельности Правительства РФ", рационально выделение трех составляющих цели создания государственных информационных ресурсов, как то:

     1) Использование ресурсов (информация  о деятельности Правительства)

     2) Представление этой информации  по обращению других органов

     3) Так называемые "Пиар - мероприятия" (публичное выступление членов  Правительства РФ, организация открытых  пресс-конференций и т.п.)

     Важно отметить, что эти же цели преследует и дополнительный (если не основной) источник информации о власти - нормативно-правовой акт и Федеральный Конституционный  Закон (НПА и ФКЗ). Они являются составляющими формы реализации информации.

     Любая информация может быть нескольких видов. Наиболее значимые из них: Справочная, аналитическая, статическая, правовая, экономическая (одна из главнейших, так  как к её ведению относится  усмотрение расходов из федерального бюджета), социологическая, административная и так далее.

     Останавливаться на каждом виде информации не считается  целесообразным, поэтому в пределах данной работы предпочтительнее остановиться на примере правовой информации.

     Функции и "аудитория" информации. Очевидно, что информация идет не только "в  массы", но и рассчитана также  на представителей государственной  власти. Она, например, доносит сведения о доходах и имуществе членов правительства, что приводит к ажиотажу среди населения страны, активизации  политических партий и санкций со стороны налоговых органов и  Президента страны. Такое положение  во многом иллюстрирует наглядный пример, подтвержденный новостями на сайте BABR.ru от 28 сентября, в которых крайне популярным языком объясняется причина "отставки мэра Москвы президентом, который, будучи в Китае, подписал ночью этот указ, вызвавший переполох в российских газетах".

     Функции СМИ до сих пор не установлены  точно, так как имеются на сегодняшний  день разные точки зрения. Одна из них  выделяет несколько функций:

     Гуманитарные  функции СМИ (информирование, образование, развлечение и т.п.)

Информация о работе Информационная деятельность