Информационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии.

Содержание

Введение
1. что такое информация
2. правовое положение информации
2.1 Способы реализации права на информацию
2.2 Цензура в истории России
3. Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
4. Информационная деятельность
4.1 Фальсификация информации
4.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура
4.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции
4.5 Перспективы развития конституционного права на информацию
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

информационное право.docx

— 61.14 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение

1. что такое  информация

2. правовое  положение информации

2.1 Способы реализации  права на информацию

2.2 Цензура в  истории России

3. Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию

4. Информационная деятельность

4.1 Фальсификация информации

4.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура

4.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции

4.5 Перспективы развития конституционного права на информацию

Заключение

Список использованной литературы

 
Введение

     Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности  человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции  развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему  миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой  высокой оценки благодаря тому, что  представляет собой неисчерпаемый  экономический ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя  во все сферы жизнедеятельности  человечества, представляет собой широкий  простор для ее всестороннего  использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще  лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас  типа ресурсов. Поэтому, учитывая подобную насущность рассматриваемого вопроса, можно выделить цель данной работы, которая заключается в исследовании информации и конституционного права на нее в России.

     1. что такое информация

     Слово "Информация" (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare - придавать форму) -

     1) В широком смысле - абстрактное  понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста.

     2) В узком смысле этого слова  - сведения (сообщения, данные) независимо  от формы их представления.

     3) В общем значении - Сведения об  объектах живой или неживой  природы, их свойств и взаимном  влиянии друг на друга.

     Главным образом информация может трактоваться и рассматриваться по-разному, с  точки зрения различных наук и  дисциплин. Так, различают информацию в физике, в математике, в юриспруденции, в теории управления, в кибернетике, в иных общественных, естественных науках и так далее. Условия проделываемой  работы и рамки юридической её направленности позволяют сузить рассматриваемое  явление лишь в аспекте юридических  наук, не выходя за пределы её прикладных отраслей (например, в судебной медицине и юридической психологии применительно  рассматривать информацию (наследственную) как порядок следования генов  в ДНК).

     С точки зрения различных областей знания, понятие информации описывается своим специфическим набором признаков. Главнейшим из них принято считать (если информация рассматривается как объект) наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, даже общество роботов и т.д. (Примечательно, что спектр субъекта права очень широк и не ограничивается только лишь человеческим обществом.)

     Согласно  Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 2 – «информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Это означает, что наука имеет представление о различных видах (формах) представления информации, причем с НТП их количество растет.

     Какие же бывают формы представления информации? В ходе попытки придания определениям максимально популярной доступности, считается возможной такая классификация  на 4 пункта:

     1) Текстовая - (символы, обозначающие  лексемы языка, или буквы)

     2) Числовая - (цифры и знаки, обозначающие  математические действия)

     3) Графическая - (изображения, предметы, графики и т.п.)

     4) Звуковая - (устная или в виде  записи, передача лексем языка  аудиально)

     Примечательно, что развитие технологий объединяет многие виды информации и в наши дни особое распространение получают так называемые electronic books (e - books) или  электронные книги, а так же аудиокниги как новый способ восприятия текстовой, звуковой и любой другой информации, обычно в связи с появлением электронных программ. К слову, это представляет особенную важность для правоведов, так как являет собой ещё не изученные правом отрасли юридических наук, что зачастую оборачивается проблемами (электронные формы информации до недавнего времени вообще не рассматривались как объект права, ввиду схожести их с программным обеспечением), но об этом после.

     Говоря  о способах восприятия информации, необходимо выделить основные из них, связанные с реакцией рецепторов индивида на раздражитель-информацию:

     Визуальная - воспринимаемая органами зрения.

     Аудиальная - воспринимаемая органами слуха.

     Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. (Осязание)

     Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.

     Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

     Таким образом, примерная и максимально  сжатая структура информации как  понятия общего создает определенный фундамент 

     
    2. правовое положение информации

     Одним из наиболее важных пунктов является законная обоснованность существования, пользования и свободного и беспрепятственного распространения информации по территории России в основном при помощи СМИ (или информатизации), являющихся ведущим каналом реализации конституционного права на информацию.

     Право граждан на информацию является одним  из важнейших политических и личных прав и возможностей человека и гражданина. Конституция Российской Федерации  в ст.29 п.4 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако особо оговаривается, что  перечень сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным законом.

     Согласно  Федеральному закону «О средствах массовой информации» – «в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

     Такое правовое положение подтверждено и  Конституцией РФ –  Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» статья 23.2 (Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений…). А статьи 29.1 и 29.5 прокламируют гарантию свободы человека и гражданина на массовую и личную информацию и запрет цензуры. В нашем государстве иначе быть не может, так как оно демократическое и светское.

     Право человека и гражданина на информацию закреплено не только Конституцией России, но и Нормативно - правовыми актами, такими как: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», закон «О средствах массовой информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти» и другие нормативно-правовые акты президента РФ, субъектов РФ.

     Несмотря  на это появляются противоречащие «запрету цензуры» попытки использования информации в сугубо личных, ущемляющих права граждан целях, прикрывающих действительность и имеющих политическую направленность. К счастью, государство делает всё возможное, чтобы явление дезинформации через средства массовой информации пресекалось, и повсеместно соблюдались и сохранялись конституционные принципы информирования граждан.

     Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых составляющих развития информационного общества.

     Это является необходимостью, так как в Конституции РФ закреплено, в частности статьей 42 Конституции РФ –  «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

     В масштабах всей страны информацией  в целом занимается отдельное  Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. От правильности и согласованности  его деятельности зависит качество обслуживания граждан и соблюдение конституционных норм. Структура  этого важного органа, а так  же способы распространения информации, перспективы их развития, финансирование, контроль над неразглашением государственных тайн и прочее – это только часть системы, которая являет собой юрисдикцию подконтрольных этому министерству информационных средств.

     Указом  Президента Российской Федерации Д. Медведева от 12 мая 2008 года «Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации» было преобразовано в «Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». Само понятие представляет собой расширенную базу для операций над информацией во всех её формах и во всех направлениях. Для обеспечения стабильности и четкости (слаженности) в работе структура Минкомсвязи выделяет 12 департаментов:

     1) Руководство Министерства

     2) Помощники (советники) Министра

     3) Административный департамент

     4) Департамент государственной политики  в области информатизации и  информационных технологий (осуществляет  функции по выработке и реализации  государственной политики и подготовке  предложений по нормативно-правовому  регулированию в сфере информационных  технологий)

     5) Департамент государственной политики  в области связи (осуществляет  функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию)

     6) Департамент государственной политики  в области средств массовой  информации (осуществляет функции  по выработке и реализации  государственной политики и подготовке  предложений по нормативно-правовому  регулированию в сфере массовых  коммуникаций и средств массовой  информации)

     7) Департамент информации и общественных  связей

     8) Департамент международного сотрудничества

     9) Департамент научно-технического  и стратегического развития отрасли  (осуществляет функции по выработке  и реализации научно-технической  политики и стратегии развития  в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи,  массовых коммуникаций и средств  массовой информации)

     10) Департамент цифрового телевидения  и использования новых технологий  в средствах массовых коммуникаций (осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию перехода на цифровой формат телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, а также по использованию новых технологий в средствах массовых коммуникаций)

     11) Департамент экономики и финансов

     12) Правовой департамент

     Следует отметить, что каждый департамент  имеет директора, а министерству подведомственны ещё и федеральные  службы агентства связи, что свидетельствует  о широких возможностях данного  министерства.

     Несмотря  на это, думается, что отдельные департаменты носят условно казуальный характер, например, «департамент цифрового телевидения», так как это одна из форм телерадиовещания, получившая особое значение для государства в связи с переходом на новый европейский стандарт, то ее, по субъективным оценкам, следовало бы рассматривать в порядке надзора Департаментом «Научно-технического и стратегического развития отрасли».

     2.1 Способы реализации права на информацию

     Ещё одной важнейшей особенностью права  на информацию является его реализация, то есть возможность донесения сути права до граждан РФ и обеспечить его неукоснительное соблюдение. Задача процесса реализации – эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и всецело выполнять его требования. Поэтому реализация права на информацию должна происходить в ходе информатизации общества, опубликованием Нормативно - правовых актов (обнародованием) посредством средств массовой информации и других уже рассмотренных ранее способов распространения информации. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.

Информация о работе Информационная деятельность