Графический редактор Inkscape

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработать обучающий мультимедиа ресурс по теме: «Графический редактор Inkscape» с использованием готовых инструментальных средств.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
проанализировать методическую, педагогическую литературу для выявления основных понятий по данной теме исследования;
определить структуру ресурса;
создать обучающий мультимедиа ресурс;
проверить рабочую гипотезу.

Содержание

Введение 3

1 Психолого-педагогические основы обучения с помощью мультимедиа-технологий 5

1.1 Понятие цифрового образовательного ресурса и мультимедиа ресурса 5

1.2 Классификация цифровых образовательных ресурсов 10

1.3 Этапы создания мультимедиа ресурсов 15

1.4 Программные средства для разработки мультимедийных приложений 19

2 Проектирование обучающего мультимедиа ресурса по теме: «Основы работы в графическом редакторе Inkscape» 24

Заключение 28

Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

курсовик пследний (2).docx

— 980.31 Кб (Скачать)

Электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео -, фото - и другой информации. В одном  электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и  обработки информации, управляющие  структуры. Электронное издание  может быть исполнено на любом  электронном носителе, а также  опубликовано в информационной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным  изданием является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и  навыками в этой области. Образовательное  электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и  художественного оформления, полнотой информации, качеством методического  инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью  и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание  не может быть редуцировано к бумажному  варианту без потери дидактических свойств.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия обучающего электронного издания параллельно с понятием электронного обучающего средства. [5]

    1. Классификация цифровых образовательных ресурсов

На сегодняшний день общепринятой классификации электронных образовательных  ресурсов не существует.

Электронные средства учебного назначения имеют многослойный характер. С одной  стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной  книги. С другой стороны, они принадлежат  к категории электронных изданий  и к ним могут быть применены  принципы классификации электронных  изданий. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным  продуктом и к ним может быть применен Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 [7].

Учитывая выше изложенное, в основу классификации электронных средств  учебного назначения следует включить общепринятые способы классификации  как учебных, так и электронных  изданий, а также программных  средств.

Электронные средства учебного назначения следует различать [7]:

  • по функциональному признаку, определяющему значение и место образовательного электронного издания в учебном процессе;
  • по структуре;
  • по организации текста;
  • по характеру представляемой информации;
  • по форме изложения;
  • по целевому назначению;
  • по наличию печатного эквивалента;
  • по природе основной информации;
  • по технологии распространения;
  • по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

По функциональному признаку выделяют следующие виды образовательных  электронный ресурсов:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);
  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу — контролирующие электронные  ресурсы (тестирующие программы, базы данных).

Электронные издания по структуре  подразделяются на следующие:

  • однотомное — издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
  • многотомное — издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
  • электронная серия — серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Учебные электронные издания  по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник — несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность студента, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие  устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания  для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга  для чтения и другие.

По форме изложения  материала учебные издания могут  быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
  • программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;
  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронные  средства учебного назначения могут  быть разделены на следующие группы: для школьников, бакалавров, дипломированных  специалистов, магистров, для взрослых. Различия по целевому назначению вызваны  различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

По наличию печатного  эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания);
  • самостоятельное электронное средство учебного назначения — электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе основной информации выделяют следующие виды электронных  изданий:

  • текстовое (символьное) — издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
  • изобразительное электронное издание — электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
  • звуковое электронное издание — электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
  • программный продукт — самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
  • мультимедийное электронное издание — электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

По технологии распространения  можно выделить:

  • локальное электронное средство учебного назначения — электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое электронное издание — электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • электронное издание комбинированного распространения — электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания  можно выделить две группы изданий:

  • детерминированные — издания, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
  • не детерминированные — издания, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

Используя классификацию  программных средств, представленную в общероссийском классификаторе продукции  ОК 005-93 имеется отдельный подкласс — прикладные программные средства учебного назначения [4]. Он включает в  себя педагогические, обучающие, контролирующие, демонстрационные, досуговые, вспомогательные программные средства, а также программные средства для тренажеров, для моделирования, для управления учебным процессом, для создания программ учебного назначения, для профориентации и профотбора, для коррекционного обучения детей с нарушениями развития.

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных  средств учебного назначения.

1.3 Этапы создания мультимедиа ресурсов

При создании мультимедиа  ресурса можно следовать этапам педагогического проектирования.

В литературе встречается  множество трактовок понятия  «педагогическое проектирование»  и выделяются различные этапы  проектирования.

Яковлева Н. О. под педагогическим проектированием понимает целенаправленную деятельность по созданию проекта как  инновационной модели образовательно-воспитательной системы [8].

Колесникова И. А. для педагогического  проектирования, определяет  наличие  определенных последовательных этапов, стадий развертывания проекта во времени и в пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи.

Таким образом, выделяются следующие  этапы:

    1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
    2. Этап реализации проекта.
    3. Рефлексивный этап.
    4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную  основу проектных действий.

Предпроектный этап 

Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать  предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие  характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.

Диагностика ситуации определяется, как момент рождения основной идеи или замысла проекта. На основе замысла  рождаются первоначальные представления  о возможном объекте, предмете, цели проектной деятельности.

Процедуру проблематизации, можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. Наличие поля проблем дает первоначальное панорамное представление о границах, характере, масштабах, объеме и структуре возможной проектной деятельности. Процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации.

Особую роль играет процедура  концептуализации, включающая мыслительную деятельность по поиску оснований для  формирования идеального представления  о будущем состоянии объекта (предмета) и способе его проектирования. Концептуализация связана с необходимостью формирования системно-целостного представления  о природе объекта проектирования и тенденциях его развития. Она  помогает в более четком обозначении  проектного замысла, в поддержании  высокого уровня проектной активности.

Формат проекта — своеобразный способ ограничения (нормирования) активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, контекста проекта, круга его участников и других необходимых параметров. Их число может варьироваться в зависимости от педагогической ситуации и целей проектирования.

Информация о работе Графический редактор Inkscape