Жёны декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Биография жён декабристов
§1. П.Анненкова…………………………………………………………………...6
§2. М.Н.Волконская……………………………………………………………….8
§3.Е.И.Трубецкая………………………………………………………………...11
§4.Е.П.Нарышкина………………………………………………………………13
Глава II. Женский подвиг ради любви
§5. В добровольной ссылке…………………………………………………......15
§6. Гражданский подвиг ………………………………………………………..17
§7. Жены декабристов: ответственность нравственного выбора……………22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

История России..docx

— 66.17 Кб (Скачать)

Разделяя  судьбу революционеров, отмечая каждый год вместе с ними «святой день 14 декабря», женщины приближались к  интересам и делам своих мужей (о которых не были осведомлены  в прошлой жизни), становились  как бы их соучастниками. «Вообрази, как они мне близки, - писала М. К. Юшневская из Петровского завода, - живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых, любезных родных наших».

Медленно  тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».

Москва  и Петербург становились все  более отдаленными воспоминаниями. Даже те, у кого мужья умирали, не получали права на возвращение. В 1844 году в этом отказали вдове Юшневского, в 1845-м - Ентальцевой.

Из-за Урала  шли новые и новые партии ссыльных. Спустя 25 лет после декабристов  везли на каторгу петрашевцев, в  их числе и Ф.М.Достоевского. Декабристам  удалось добиться свидания с ними, помочь продуктами, деньгами. «Они благословили нас в новый путь»,- вспоминал  Достоевский.

Немногие  декабристы дожили до амнистии, пришедшей  в 1856 году после тридцатилетней ссылки. Из одиннадцати женщин, последовавших  за мужьями в Сибирь, три остались здесь навечно. Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла в 1895 году девяностотрехлетняя Александра Ивановна Давыдова. Умерла, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее.

«Спасибо  женщинам: они дадут несколько  прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А.Вяземский, узнав об их решении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  §7.Жены декабристов: ответственность нравственного выбора

       Нравственный  выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и  неправедным (вредным) поступком, между  «добром» и «злом». В основе этого  выбора лежат аксиологические (ценностные) мировоззренческие факторы. Господствующая, а подчас и однозначная оценка «событий 14 декабря», как «восстания» или иного протестного действия с положительными («прогрессивными») целями приводит к тому, что его участники становятся «передовыми дворянскими революционерами», а не государственными преступниками, посягнувшими не только на действующие в государстве правовые нормы, но и на жизнь других людей. В этой системе ценностей действия государственной власти по их наказанию рассматриваются как несправедливые и жестокие. Поэтому царский указ, приравнивающий положение отъезжавших в Сибирь женщин к положению жен государственных преступников и запрещение брать с собой детей, рожденных до вынесения приговора их отцам, рассматривается как «бесчеловечный». Взгляд на проблему с иной стороны позволяет увидеть за этим указом стремление власти не перекладывать на плечи детей ответственность за судьбу их родителей, сохранив за ними все права и достоинства сословия, в котором они родились.

  В этом аспекте  выбор жен декабристов, уехавших к мужьям в Сибирь, не был единственным и вряд ли его можно считать  бесспорным: в Европейской России остались дети, для которых потеря родителей, сознательно их покинувших, явилась подлинной личной трагедией. Таким образом, по существу, избирая  супружество, они предавали забвению материнство. «Да ежели выбор решить я должна! Меж мужем и сыном – не более !Иду я туда, где я больше нужна! Иду я к тому, кто в неволе!» - писал Н.А. Некрасов о выборе М. Волконской. Но кому действительно она была нужнее: взрослому, со сложившимися взглядами мужу, находящемуся в кругу единомышленников, хотя и в неволе или крохе-ребенку? Человеку, добровольно вышедшему на Сенатскую площадь и тем самым сделавшему сознательный выбор не в пользу семейных ценностей или существу безвинному, «несчастной жертве любви необдуманной»? Решение этого вопроса и есть нравственный выбор, а его сознательность предполагает ответственность.

  До отъезда  в Сибирь детей не было только у  Е.И. Трубецкой, Е.П. Нарышкиной и К.П. Ивашовой. 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

     Женщины-декабристки  многое сделали в Сибири, Прежде всего они разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Николай I хотел всех заставить забыть имена осужденных, изжить их из памяти. Но вот приезжает Александра Григорьевна  Муравьева и через тюремную решетку  передает И.И. Пущину стихи его лицейского друга Александра Пушкина. Стихотворные строки «во глубине сибирских руд» рассказали декабристам о том, что они не забыты, что их помнят, им сочувствуют. Родные, друзья пишут узникам. Им же запрещено отвечать (право на переписку они получали только с выходом на поселение). В этом сказался все тот же расчет правительства на изоляцию декабристов. Этот замысел разрушили женщины, связавшие заключенных с внешним миром. Они писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получали для них корреспонденцию и посылки, выписывали газеты и журналы.

     Каждой  женщине приходилось писать десять, а то и двадцать писем в неделю. Нагрузка была столь весомой, что  не оставалось времени иногда написать собственным родителям и детям.

     Находясь  в Сибири, женщины вели непрестанную борьбу с петербургской и сибирской  администрацией за облегчение условий  заключения.

     Женщины умели поддержать павших духом, успокоить возбужденных и расстроенных, утешить огорченных. Естественно, что сплачивающая роль женщин увеличилась с появлением семейных очагов (с тех пор, как женам разрешили жить в тюрьме), а затем и первых «каторжных» детей - воспитанников всей колонии.

     Разделяя  судьбу революционеров, отмечая каждый год вместе с ними «святой день 14 декабря», женщины приближались к  интересам и делам своих мужей (о которых не были осведомлены  в прошлой жизни), становились  как бы их соучастниками. «Вообрази, как они мне близки, - писала М. К. Юшневская из Петровского завода, - живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых, любезных родных наших».5

     Прошло  много лет, но мы не перестаем восхищаться  величием их любви бескорыстной душевной щедростью и красотой.

     «Спасибо  женщинам: они дадут несколько  прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А.Вяземский, узнав об их решении6.

     Как упоминалось выше, первой женщиной, решившейся на крайне серьезный шаг была Екатерина Трубецкая. Именно поэтому я решила посвятить свою работу её образу. Однако делая вывод невозможно не затронуть те многочисленные женские судьбы, обладатели которых последовали примеру Екатерины Трубецкой и совместными усилиями, в высшей степени проявляя широту русской души, помогли мужьям пережить худшие моменты в их жизни. Хотелось бы завершить свою работу словами Марка Сергеева, написавшего книгу, посвященную женам декабристов «Подвиг любви бескорыстной»: «...Духовная красота остается красотой и в отдаленности времен, и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней...».7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.Басаргин Н.В.  Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск:  Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988

2.Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. - М.: Правда, 1990

3.Гессен А.И.  Во глубине сибирских руд... Декабристы на каторге и в ссылке. Документальная повесть. - Мн, 1978.

4.Форш. З.О. России  верные сыны; Серия книг «История  Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г.

5. Волконская М. Н. Записки // http://decemb.hobby.ru – Виртуальный музей 
 


Информация о работе Жёны декабристов