Жёны декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Биография жён декабристов
§1. П.Анненкова…………………………………………………………………...6
§2. М.Н.Волконская……………………………………………………………….8
§3.Е.И.Трубецкая………………………………………………………………...11
§4.Е.П.Нарышкина………………………………………………………………13
Глава II. Женский подвиг ради любви
§5. В добровольной ссылке…………………………………………………......15
§6. Гражданский подвиг ………………………………………………………..17
§7. Жены декабристов: ответственность нравственного выбора……………22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

История России..docx

— 66.17 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки РФ 
 

Федеральное Государственное Бюджетное

Образовательное Учреждение

Высшего профессионального образования

Братский  Государственный Университет

Кафедра Истории и политологии

 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Жёны  декабристов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор                                                                                    Студент гр.ФиК-11                                                                                         

                                                                                                      Запорожец Яна 
 
 

Научный руководитель                                    Старший преподаватель кафедры                                   

Бурякова А.Ю. 

     
 

Братск-2011 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Биография жён  декабристов

§1. П.Анненкова…………………………………………………………………...6

§2. М.Н.Волконская……………………………………………………………….8

§3.Е.И.Трубецкая………………………………………………………………...11

§4.Е.П.Нарышкина………………………………………………………………13

Глава II. Женский подвиг ради любви

§5. В добровольной ссылке…………………………………………………......15

§6. Гражданский подвиг ………………………………………………………..17

§7. Жены декабристов: ответственность нравственного выбора……………22

Заключение……………………………………………………………………..23

Список  использованной литературы……………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     184 года отделяют нас от сурового  студеного дня, когда лучшие  сыны России вышли на Сенатскую  площадь, чтобы ценою жизни  своей разбудить крепостную Россию.

     В ледяные глубины Сибири, в страну бичей, рабов и пут, вслед за «государственными  преступниками» отправились их жены, и это было не только подвигом любви, это был акт протеста против николаевского  режима, это была демонстрация сочувствия идеям декабристов.

     «Дело их не пропало». - писал В.И. Ленин о декабристах.

     Их подвиг живет в сердце каждого, кому дорога наша отечественная история, их борьбу продолжили разночинцы, а затем большевики, люди, приведшие Россию к победе социалистической революции.1

     Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь  сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной  на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом». Господствующая, а подчас и однозначная оценка «событий 14 декабря», как «восстания» или иного протестного действия с положительными («прогрессивными») целями приводит к тому, что его участники становятся «передовыми дворянскими революционерами», а не государственными преступниками, посягнувшими не только на действующие в государстве правовые нормы, но и на жизнь других людей. В этой системе ценностей действия государственной власти по их наказанию рассматриваются как несправедливые и жестокие. Поэтому царский указ, приравнивающий положение отъезжавших в Сибирь женщин к положению жен государственных преступников и запрещение брать с собой детей, рожденных до вынесения приговора их отцам, рассматривается как «бесчеловечный». Взгляд на проблему с иной стороны позволяет увидеть за этим указом стремление власти не перекладывать на плечи детей ответственность за судьбу их родителей, сохранив за ними все права и достоинства сословия, в котором они родились.

     В этом аспекте выбор жен декабристов, уехавших к мужьям в Сибирь, не был  единственным и вряд ли его можно  считать бесспорным: в Европейской  России остались дети, для которых  потеря родителей, сознательно их покинувших, явилась подлинной личной трагедией. Таким образом, по существу, избирая  супружество, они предавали забвению материнство.

     Цель  исследования – раскрыть в полном объёме всю нравственность подвига жен декабристов, рассматривая и анализируя поступки Е.И.Трубецкой, а так же записки, письма и воспоминания современников.

     Объект  исследования – Екатерина Ивановна Трубецкая - первая из жен декабристов, отправившаяся вслед за мужем в Сибирь.

     Предмет исследования – мемуары декабристов и их современников, описывающих жизнь и деятельность декабристов в ссылке, как исторического источника.

     Гипотеза  исследования – было сделано предположение о том, что поступок русской женщины – образец самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности, слабости пола. Непременно мы найдем в этих женщинах то необыкновенное, что поражало и восхищало их современников, и признаем в них предтечей, светочей, озаряющий даль революционного движения.

     Метод исследования. В данной исследовательской работе использовался методов теоретического анализа научной исторической науки.

     Историография. Литература, посвящённая декабристам, огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Исследователи в этой области располагали богатым материалом, включающим мемуарные произведения самих декабристов и их современников, очевидцев событий 1825 года и свидетелей жизни декабристов в ссылке. Первыми исследователями «движения 14 декабря 1825 года» следует считать самих декабристов, в «Записках» которых находят отражение разные аспекты.2. В период трёх русских революций XX века мемуары декабристов явились важным предметом исследования отечественных ученых и общественных деятелей, в трудах которых содержатся основополагающие сведения об особенностях развития российской истории и культуры. К их числу можно отнести , В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, Г.П. Фёдорова3 и др.

     Большой вклад в историю изучения мемуарного творчества декабристов и их современников  о жизни декабристов внесли такие  крупные литературоведы, как А. И. Гессен, Марк Сергеев, З.О.Форш, Э. Павлюченко. В их работах раскрываются разные аспекты многогранной деятельности декабристов, в том числе рассматриваются мемуары в период сибирской каторги и ссылки.

     Источниковая  база включает воспоминания, мемуары, дневники, эпистолярное наследие современников  декабристов. Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В  то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары  практически всегда уступают документу. Следует принимать во внимание тот  факт, что основной корпус мемуарно-дневниковой  литературы был создан после событий 1825 года и содержит в себе не только объективизированную интерпретацию  исторических событий, но и субъективизированную их оценку, на которую накладываются личностные переживания, переосмысление событий и представлений об их участниках. Многие декабристы (Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, А.Е. Розен, С.П. Трубецкой и др.) - авторы мемуаров.

     Мемуарное наследие декабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских «воспоминаний», «записок» и других сочинений  мемуарного характера, которые дают представление не только о самом  движении, об эпохе в целом, но ярко раскрывают их нравственный облик.

     Рассмотрение  проблемы «декабристы и народ» в  нравственном аспекте показало, насколько  эти люди - дворяне, аристократы были близки с простым народом в  Сибири. О жизни декабристов в  ссылке писали их современники – жены и дети, ученики – многие из декабристов, как уже отмечалось выше, занимались просветительской деятельностью.

     Ученик  декабристов Н.А. Белоголовый в  своих воспоминаниях описывает  период жизни, который был неразрывно связан с пребыванием декабристов  в Сибири. Значительную помощь в  написании данной работы мне оказали  работы Гессена А. И. и Форша З. О. всключающие в себя различные  мемуары того времени.

     Воспоминания  М.Н. Волконской и П.Е Анненковой относящиеся к лучшим образцам мемуаристики о декабристах а так же о  тяготах, выпавших на долю их жен, были для меня важнейшим источником в  силу тематики данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Биография жён  декабристов

§1. Полина Анненкова

     Родилась 9 июня 1800 года в Лотарингии, в замке Шампиньи. Отец — наполеоновский офицер, был казначеем во флоте, награждён орденом Почётного легиона.

В 1823 году приехала в Москву на работу в качестве модистки в торговой фирме Дюманси, размещавшейся на Кузнецком Мосту в бывшемдоме гостиницы и ресторана «Яр». Летом 1825 года на ярмарке в Пензе познакомилась с Иваном Анненковым, жившим в Москве также на Кузнецком Мосту в доме своей матери. В Симбирской, Пензенской и Нижегородской губерниях у Анненковых были имения, и молодые под видом объезда их, совершили краткое путешествие. В одной из своих деревень он договорился со священником и нашёл свидетелей, чтобы обвенчаться с Полиной, но она, боясь гнева матери Ивана, отказалась от обряда. В Москву они вернулись в ноябре 1825 года.

После восстания  декабристов 14 декабря 1825 года И. А. Анненков был арестован и осуждён. После ссылки И. А. Анненкова в Сибирь Полина обратилась к императору с просьбой разрешить ей следовать за ним:

Ваше Величество, Позвольте матери броситься к  ногам Вашего Величества и попросить как милости позволения разделить ссылку с её незаконным супругом. Религия, Ваша воля, Государь, и закон учат нас, как исправлять свои ошибки. От всего моего сердца я приношу себя в жертву человеку, без которого я более не могу долго жить… Согласитесь, Государь, открыть состраданию Вашу большую душу, великодушно позволяя мне разделить с ним ссылку. Я отказываюсь от моей национальной принадлежности и готова подчиниться Вашим законам. У подножия Вашего трона я умоляю Вас на коленях даровать мне эту милость. Я надеюсь на неё. Остаюсь, Государь, покорной и преданной подданной Вашего Величества. Полина Гёбль.4 

Полина оставила дочь Александру, рождённую вне брака, своей будущей свекрови. Не зная русского языка, с двумя слугами  Полина Гёбль отправляется23 декабря 1827 года в Читу. Добралась до Читы 5 марта 1828 года4 апреля 1828 года в деревянной Михайло-Архангельской церкви Читы, Полина венчается с Иваном Александровичем. Только на время венчания с жениха были сняты кандалы.

Романтическая история любви Полины Гёбль и Ивана Анненкова вдохновила Александра Дюма написать роман «Учитель фехтования», а режиссёр Владимир Мотыль сделал историю их отношений одной из важнейших сюжетных линий в кинофильме «Звезда пленительного счастья». Ю. А. Шапорин написал оперу «Декабристы», которая в первой редакции называлась «Полина Гёбль». Лишь после тридцати лет жизни в Сибири — в 1856 году — Анненковы получили разрешение выехать с мест ссылки. Жить в Санкт-Петербурге и Москве им было запрещено. Анненковы поселились в Нижнем Новгороде в июне 1857 года. Полина Гёбль умерла 14 сентября 1876 года. Полина Анненкова продиктовала дочери Ольге воспоминания о своей жизни. Ольга Ивановна перевела их с французского и издала в 1888 году в «Русской старине».Анненковы были похоронены на Крестовоздвиженском кладбище Нижнего Новгорода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Жёны декабристов