Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:40, реферат
Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Биография жён декабристов
§1. П.Анненкова…………………………………………………………………...6
§2. М.Н.Волконская……………………………………………………………….8
§3.Е.И.Трубецкая………………………………………………………………...11
§4.Е.П.Нарышкина………………………………………………………………13
Глава II. Женский подвиг ради любви
§5. В добровольной ссылке…………………………………………………......15
§6. Гражданский подвиг ………………………………………………………..17
§7. Жены декабристов: ответственность нравственного выбора……………22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25
Министерство
Образования и Науки РФ
Федеральное Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
Братский Государственный Университет
РЕФЕРАТ
Жёны
декабристов
Автор
Научный руководитель
Бурякова
А.Ю.
Братск-2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Биография жён декабристов
§1. П.Анненкова…………………………………………………
§2. М.Н.Волконская…………………………………………
§3.Е.И.Трубецкая……………………………………
§4.Е.П.Нарышкина……………………………………
Глава II. Женский подвиг ради любви
§5. В добровольной
ссылке………………………………………………….....
§6. Гражданский подвиг ………………………………………………………..17
§7. Жены декабристов: ответственность нравственного выбора……………22
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….25
Введение
184
года отделяют нас от сурового
студеного дня, когда лучшие
сыны России вышли на
В ледяные глубины Сибири, в страну бичей, рабов и пут, вслед за «государственными преступниками» отправились их жены, и это было не только подвигом любви, это был акт протеста против николаевского режима, это была демонстрация сочувствия идеям декабристов.
«Дело их не пропало». - писал В.И. Ленин о декабристах.
Их подвиг живет в сердце каждого, кому дорога наша отечественная история, их борьбу продолжили разночинцы, а затем большевики, люди, приведшие Россию к победе социалистической революции.1
Любовь, Вера, Память сердца - все это вечная красота, сила человеческая. И сколь сильна эта сила в душе русского человека, русской женщины, способной на великие самопожертвования ради любимого человека. Но нравственный выбор в каждом конкретном случае предполагает решение главного жизненного вопроса: между праведным (полезным для нравственного здоровья) и неправедным (вредным) поступком, между «добром» и «злом». Господствующая, а подчас и однозначная оценка «событий 14 декабря», как «восстания» или иного протестного действия с положительными («прогрессивными») целями приводит к тому, что его участники становятся «передовыми дворянскими революционерами», а не государственными преступниками, посягнувшими не только на действующие в государстве правовые нормы, но и на жизнь других людей. В этой системе ценностей действия государственной власти по их наказанию рассматриваются как несправедливые и жестокие. Поэтому царский указ, приравнивающий положение отъезжавших в Сибирь женщин к положению жен государственных преступников и запрещение брать с собой детей, рожденных до вынесения приговора их отцам, рассматривается как «бесчеловечный». Взгляд на проблему с иной стороны позволяет увидеть за этим указом стремление власти не перекладывать на плечи детей ответственность за судьбу их родителей, сохранив за ними все права и достоинства сословия, в котором они родились.
В этом аспекте выбор жен декабристов, уехавших к мужьям в Сибирь, не был единственным и вряд ли его можно считать бесспорным: в Европейской России остались дети, для которых потеря родителей, сознательно их покинувших, явилась подлинной личной трагедией. Таким образом, по существу, избирая супружество, они предавали забвению материнство.
Цель исследования – раскрыть в полном объёме всю нравственность подвига жен декабристов, рассматривая и анализируя поступки Е.И.Трубецкой, а так же записки, письма и воспоминания современников.
Объект исследования – Екатерина Ивановна Трубецкая - первая из жен декабристов, отправившаяся вслед за мужем в Сибирь.
Предмет исследования – мемуары декабристов и их современников, описывающих жизнь и деятельность декабристов в ссылке, как исторического источника.
Гипотеза исследования – было сделано предположение о том, что поступок русской женщины – образец самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности, слабости пола. Непременно мы найдем в этих женщинах то необыкновенное, что поражало и восхищало их современников, и признаем в них предтечей, светочей, озаряющий даль революционного движения.
Метод исследования. В данной исследовательской работе использовался методов теоретического анализа научной исторической науки.
Историография. Литература, посвящённая декабристам, огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Исследователи в этой области располагали богатым материалом, включающим мемуарные произведения самих декабристов и их современников, очевидцев событий 1825 года и свидетелей жизни декабристов в ссылке. Первыми исследователями «движения 14 декабря 1825 года» следует считать самих декабристов, в «Записках» которых находят отражение разные аспекты.2. В период трёх русских революций XX века мемуары декабристов явились важным предметом исследования отечественных ученых и общественных деятелей, в трудах которых содержатся основополагающие сведения об особенностях развития российской истории и культуры. К их числу можно отнести , В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, Г.П. Фёдорова3 и др.
Большой вклад в историю изучения мемуарного творчества декабристов и их современников о жизни декабристов внесли такие крупные литературоведы, как А. И. Гессен, Марк Сергеев, З.О.Форш, Э. Павлюченко. В их работах раскрываются разные аспекты многогранной деятельности декабристов, в том числе рассматриваются мемуары в период сибирской каторги и ссылки.
Источниковая
база включает воспоминания, мемуары,
дневники, эпистолярное наследие современников
декабристов. Мемуарная литература
– важный источник историографии, материал
исторического
Мемуарное наследие декабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских «воспоминаний», «записок» и других сочинений мемуарного характера, которые дают представление не только о самом движении, об эпохе в целом, но ярко раскрывают их нравственный облик.
Рассмотрение проблемы «декабристы и народ» в нравственном аспекте показало, насколько эти люди - дворяне, аристократы были близки с простым народом в Сибири. О жизни декабристов в ссылке писали их современники – жены и дети, ученики – многие из декабристов, как уже отмечалось выше, занимались просветительской деятельностью.
Ученик декабристов Н.А. Белоголовый в своих воспоминаниях описывает период жизни, который был неразрывно связан с пребыванием декабристов в Сибири. Значительную помощь в написании данной работы мне оказали работы Гессена А. И. и Форша З. О. всключающие в себя различные мемуары того времени.
Воспоминания
М.Н. Волконской и П.Е Анненковой
относящиеся к лучшим образцам мемуаристики
о декабристах а так же о
тяготах, выпавших на долю их жен, были
для меня важнейшим источником в
силу тематики данной работы.
Глава I. Биография жён декабристов
§1. Полина Анненкова
Родилась 9 июня 1800 года в Лотарингии, в замке Шампиньи. Отец — наполеоновский офицер, был казначеем во флоте, награждён орденом Почётного легиона.
В 1823 году приехала в Москву на работу в качестве модистки в торговой фирме Дюманси, размещавшейся на Кузнецком Мосту в бывшемдоме гостиницы и ресторана «Яр». Летом 1825 года на ярмарке в Пензе познакомилась с Иваном Анненковым, жившим в Москве также на Кузнецком Мосту в доме своей матери. В Симбирской, Пензенской и Нижегородской губерниях у Анненковых были имения, и молодые под видом объезда их, совершили краткое путешествие. В одной из своих деревень он договорился со священником и нашёл свидетелей, чтобы обвенчаться с Полиной, но она, боясь гнева матери Ивана, отказалась от обряда. В Москву они вернулись в ноябре 1825 года.
После восстания декабристов 14 декабря 1825 года И. А. Анненков был арестован и осуждён. После ссылки И. А. Анненкова в Сибирь Полина обратилась к императору с просьбой разрешить ей следовать за ним:
Ваше Величество,
Позвольте матери броситься к
ногам Вашего Величества и попросить
как милости позволения разделить ссылку
с её незаконным супругом. Религия, Ваша
воля, Государь, и закон учат нас, как исправлять
свои ошибки. От всего моего сердца я приношу
себя в жертву человеку, без которого я
более не могу долго жить… Согласитесь,
Государь, открыть состраданию Вашу большую
душу, великодушно позволяя мне разделить
с ним ссылку. Я отказываюсь от моей национальной
принадлежности и готова подчиниться
Вашим законам. У подножия Вашего трона
я умоляю Вас на коленях даровать мне эту
милость. Я надеюсь на неё. Остаюсь, Государь,
покорной и преданной подданной Вашего
Величества. Полина Гёбль.4
Полина оставила дочь Александру, рождённую вне брака, своей будущей свекрови. Не зная русского языка, с двумя слугами Полина Гёбль отправляется23 декабря 1827 года в Читу. Добралась до Читы 5 марта 1828 года. 4 апреля 1828 года в деревянной Михайло-Архангельской церкви Читы, Полина венчается с Иваном Александровичем. Только на время венчания с жениха были сняты кандалы.
Романтическая
история любви Полины Гёбль и Ивана Анненкова вдохновила Александр