Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:32, реферат
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 г. К 1914 г. земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 г.
Признание необходимости пересмотра прежнего проекта земской реформы, в самом деле, можно объяснить целым рядом принципиальных изменений во внутренней жизни казачьего края, достигнутых реализацией законодательных инициатив Военного министерства. В промежуток времени с 1867 по 1870 гг. дворянам-землевладельцам их земли восстанавливались в полную собственность; иногородние получили возможность селиться на казачьих землях и приобретать движимое имущество; с принятием “Положения об общественном управлении в казачьих войсках” от 13 мая 1870 г. окончательно оформилось широкое самоуправление в станичных обществах; проводилась поэтапная реформа войскового правления, при этом структура главного административного органа управления преобразовывалась на губернский лад, выборное начало в комплектации чиновного состава правления полностью устранялось. Кроме того, в 1870 г. ЗвД отпраздновала свое 300-летие и обрела новое административное название - Область войска Донского (далее - ОвД). Наконец, местная комиссия, созданная в июле 1870 г. для рассмотрения вопроса о применении к Новочеркасску общего городового положения отвергла все соображения бывшего земского комитета об устройстве города в Новочеркасске. Таким образом, социально-экономическая ситуация на Дону действительно претерпела серьезные изменения, несостоятельность проектов комитета 1867 г. становилась очевидной.
Комиссия по пересмотру результатов деятельности прежнего комитета открылась в Новочеркасске в начале 1871 г. и состояла исключительно из представителей войсковой администрации. Это обстоятельство отражает внутриполитическую ситуацию в России начала 70-х г. XIX века, когда использование общественной активности при решении вопросов хозяйственно-культурного развития отдельных регионов было сведено практически на нет. Отказавшись от проектов предыдущего комитета, комиссия ограничилась подготовкой собственного проекта дополнительных правил к общему по империи земскому положению с учетом специфики Донского края. В проекте предусматривались выборы гласных в земские собрания по 5 куриям: от землевладельцев, торгового сословия, станичных, сельских и получивших избирательные права калмыцких обществ. По сравнению с проектами комитета 1867 г. увеличивалось число гласных в окружные (302) и областное земские собрания (50), возрастало количество гласных от станичных обществ до одинакового с количеством представителей от дворян-землевладельцев - 121 на 120 гласных соответственно. Комиссия сочла необходимым привлечь к отбыванию денежных земских повинностей все сословия края, в том числе казачество. Нарушение главной привилегии основной категории населения - казачества не участвовать в исполнении денежных повинностей из-за несения тяжелой воинской обязанности, членами комиссии оправдывалось тем, что казачество, оплачивая земские налоги на удовлетворение нужд и потребностей Донского края, было бы заинтересовано в их контроле и расходовании, а, следовательно, и в работе земских учреждений. Очевидно, что увеличение количества гласных от станичных обществ при этом преследовало, по крайней мере, две цели - упрочение социальной базы будущей реформы, а также снятие возможных негативных последствий от нового налогового бремени со стороны земских учреждений через декларируемое участие в их работе представителей от основной массы населения области.
Новый проект земской реформы в ОвД рассматривался Военным министерством, правительством с 1872 по 1875 год. Столь длительный срок связан с обыкновенной процедурой прохождения любого проекта через соответствующие инстанции государственной бюрократической машины того времени до принятия окончательного решения, на основании которого он приобретет силу закона. На этом пути претензии в адрес проекта вновь поступили от давних “недругов” Д.А. Милютина министров внутренних дел А.Е. Тимашева и юстиции К.И. Палена. На этот раз существенных замечаний, способных вообще затормозить рассмотрение проекта, ими сделано не было. Тем не менее, оба министра через своих представителей в Главном Комитете по пересмотру казачьих законоположений, а А.Е. Тимашев еще и лично, настаивали на переводе донского земства под компетенцию МВД. В Военном министерстве такая постановка вопроса была однозначно отвергнута, что не помешало по возможности учесть остальные замечания и 27 февраля 1875 г. представить Д.А. Милютину исправленный проект донской земской реформы Государственному секретарю. Как показывает запись в дневнике, Д.А. Милютин настраивался на упорные прения по поводу вопроса о компетенции над будущим донским земством на заседании Государственного совета. Однако буквально накануне заседания, назначенного на 6 апреля 1875 г., совершенно неожиданно для военного министра, А.Л. Потапов, к этому времени ставший шефом жандармов и начальником III отделения с.е.и.в. канцелярии, в личном разговоре с Александром II убедил последнего в благосклонном отношении к реформе “милютинского” образца, а не к требованиям А.Е. Тимашева и К.И. Палена. В результате чего спорный вопрос на заседании совета даже не поднимался. В июне 1875 г. “Правила о применении к Области войска Донского положения о земских учреждениях” с примечанием, регулирующим распределение повинностей, были благополучно утверждены Александром II.
С
момента подачи нового проекта реформы
до окончательного утверждения в
его содержание вносились различные
коррективы. В большинстве случаев
они не имели принципиального
характера. Тем не менее, весьма важными,
на наш взгляд, представляются поправки,
инициированные местными властями уже
после того как проект был передан
в Военное министерство. Упомянутые
поправки предусматривали
Несмотря на желание Военного министерства распространить земскую реформу на ОвД в 1875 г. и все усилия войсковой администрации во главе с новым в.н.а. Н.А. Краснокутским поспеть к сроку, открытие земских собраний состоялось только весной 1876 года. Это отразилось на ходе выборов в органы земского самоуправления, которые прошли в спешке. Первые два года работы земских учреждений показали, что в среде гласных четко обозначился своеобразный “актив”, который придерживался принципа равенства всех сословий в правах и обязанностях, предоставленных земским самоуправлением. В связи с этим, вопросы, имеющие отношение к казачеству, не рассматривались в собраниях как-то особо или в первую очередь, они принимались во внимание только в порядке очереди по степени значимости проблемы. Главной же проблемой для земцев стало формирование и последующее пополнение земского бюджета. Гласные областного земского собрания поддержали жесткую налоговую политику, одновременно предъявив претензии к войсковому капиталу, на счету которого, по их мнению, вполне могли остаться некоторые обязательные расходы, перешедшие в руки земства. Это обстоятельство закладывало основу для конфронтации земства с администрацией.
Земская налоговая политика привела к денежному обложению земель, угодий и промыслов станичных обществ, к новым увеличенным и обязательным страховым земским взносам, к платежам в продовольственный капитал со стороны тех же обществ, все эти меры в совокупности изменяли казачье хозяйство, быт, распорядок жизни, лишали казачество былых привилегий. Волнения, охватившие в начале 1878 г. ряд станиц Донецкого, Хоперского и Усть-Медведицкого округов в ответ на попытку администрации реализовать правительственный закон об упорядоченном пользовании станичными лесами, по свидетельству очевидца событий молодого Г.В. Плеханова, обернулись в выступления против земства, послужив началом земского кризиса. Осенью 1878 г. практически все станицы Хоперского и несколько станиц Усть-Медведицкого округов отказались от уплаты земских налогов и даже от раскладки таковых. Обстановка усугубилась зимой 1878-79 гг., когда Хоперские окружные власти, воспользовавшись наличием станичных сборов по выборам гласных на новый срок, попытались, не имея соответствующих санкций от областных властей, продать ранее описанное имущество у злостных недоимщиков и погасить задолженности. Это вызвало протесты казаков, а местами открытое физическое противодействие и привело к отказу 22 из 25 станичных обществ округа от выборов гласных. Проведенные в марте 1879 г. совместные заседания земцев и представителей администрации показали, что общего мнения по вопросу о причинах казачьего недовольства обеим сторонам достигнуть не удалось. Земцы отказ станичных обществ от уплаты недоимок и выборов гласных не связывали с деятельностью своих учреждений, больше сетуя на неблагоприятные условия: военное развитие края в ущерб гражданскому, введение нового воинского казачьего устава, опустившегося тяжелым бременем на плечи простых станичников, отсутствие мероприятий по разъяснению целей и задач реформы при ее распространении, неурожаи 1877-78 гг., тяготы недавней русско-турецкой войны и т.п. Областная администрация, не отрицая влияния неблагоприятных условий на взаимоотношения казачества и земства, основную вину - непонимание специфики казачьего уклада жизни, дорогое содержание земских управ и т.п., возложила на земство, снимая ответственность за действия окружных полицейских властей и, в частности, Хоперских. Таким образом, четкой программы действий по преодолению казачьих антиземских выступлений, предусматривающей скоординированные усилия органов самоуправления и войсковой администрации выработано не было. В связи с этим, власти на время прекратили взыскание земских налогов со станичных обществ, где проявилось недовольство, в целях предотвращения еще большего размаха выступлений.
Сведения о Хоперских событиях оказались известны в ведомстве Д.А. Милютина ранее официального доклада по этому поводу со стороны войсковой администрации. В письме от 23 марта 1879 г. под грифом “секретно” начальник Главного управления иррегулярных войск А.П. Богуславский сообщил в.н.а. Н.А. Краснокутскому, что “по данным, получаемым Военным министерством, как через газеты, так и частным путем, видно, что в ОвД, в особенности в Хоперском округе, есть недовольство… Это не может не беспокоить военного министра, особенно в виду бывших несколько лет назад происшествий в Уральском войске”. До этого момента войсковое начальство не торопилось с вестями об антиземских казачьих выступлениях, теперь же оно было вынуждено представить соответствующий доклад в Военное министерство с объяснениями и предложениями в связи с Хоперскими событиями. Доклад был лично прочитан Д.А. Милютиным, и у него сложилось собственное мнение на этот счет.
Военный министр, отмечая действительные тяготы Донского войска, тем не менее, отверг претензии казачества, выявившиеся в ходе антиземских выступлений, на то, что земство должно облегчить ему отбывание повинностей. В связи с этим, Д.А. Милютин распорядился принять местной администрации соответствующие меры по разъяснению казакам “всей несостоятельности подобных ожиданий, потому что введение земских учреждений ни как не могло уничтожить тех местных нужд, какие существовали и прежде”. Министр остался недоволен заявлением членов областной земской управы, прозвучавшим на мартовских заседаниях, что “льготы и права казачьего населения служат только к увеличению войсковых сумм, а бремя местных нужд лежит на истощенных средствах станичных обществ”. По мнению Д.А. Милютина, главная задача земства заключается “в изыскании наиболее сообразных с местными условиями средств к удовлетворению хозяйственных нужд”, с минимальными затратами на содержание земских управ. Поэтому, “не дело земства предъявлять бесплодные протесты против требований, исконно составляющих одно из непременных условий казачьего быта и весьма желательно, чтобы представителям местного земства было подробно выяснено, что они не вправе входить в оценку условий и требований военной службы казаков, но обязаны принять эти условия за исходный пункт для своей деятельности и направлять ее так, чтобы она не мешала исполнению населением тех государственных обязанностей, в сокращении которых правительство не может идти далее известного предела”. Д.А. Милютин поддержал предложение Донских властей о создании комиссии для пересмотра действующего положения о земских учреждениях в ОвД. В.н.а. Н.А. Краснокутский перед открытием комиссии обязывался представить в Военное министерство данные по ее составу, а так же круг вопросов “которые будут категорически поставлены на ее обсуждение”.
Сведения о казачьих недовольствах, поступающие в столицу по каналам Министерства внутренних дел, превратили волнения станичных обществ из узковедомственного дела, касающегося только Военного министерства, в проблему общеимперского значения. Именно так ее расценил министр внутренних дел А.С. Маков, выступая 28 августа 1879 г. на заседании Комитета министров. По словам министра, отказ казаков от выборов гласных и погашения недоимок - это явление, которому “нет еще примеров…, а потому оно заслуживает особого внимания правительства, тем более что образец сопротивления, оказанного Уральским казачьим войском при изменении положения об этом войске, обуславливает крайнюю осмотрительность в принятии каких-либо решительных мер по взысканию с казаков ОвД платежей земству”. А.С. Маков признал желательным детальное исследование обстоятельств дела. Комитет с его доводами согласился и предписал военному министру подготовить доклад по затронутой на заседании проблеме. В связи с этим идея Донских властей о создании местной комиссии для пересмотра положения о земских учреждениях для Военного министерства пришлась как нельзя кстати. Результаты деятельности комиссии могли бы уточнить некоторые факты земского кризиса, а также обозначить пути выхода из него.
Предварительные мероприятия по организации комиссии и подбору ее членов проходили под контролем Военного министерства. Местная администрация получила четкие указания сверху о недопустимости обсуждения вопроса о сокращении “воинской повинности или изменения существующего ныне назначения и порядка расходования войсковых капиталов”, на чем настаивали земцы. Соблюдая такое условие, комиссия должна была обратить главное внимание на приведение в порядок земского бюджета и согласование его с реальными средствами плательщиков. При этом, по мнению министерских чиновников, “желательно было бы обсудить в какой степени необходимо существование окружных земских управ и вообще, не представляется ли возможности устроить земскую администрацию наиболее простым и дешевым способом”.
Комиссия, сформированная из представителей администрации и земства под председательством помощника в.н.а. по гражданской части Н.А. Маслаковца проработала с ноября 1879 г. по май 1880 года. Непреклонная позиция председателя привела к “поражению” земцев, деятельность которых была подвержена резкой критике. Работа комиссии показала, что администрация окончательно переложила всю ответственность за кризис на плечи земства, тем самым, дав толчок к усилению противостояния двух ветвей власти: гражданско-административной и земско-представительной.