Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:32, реферат
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 г. К 1914 г. земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Земства в Области Войска
Донского
Выполнил:
Абрамова А.
г. Ростов-на-Дону
Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 г. К 1914 г. земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 г.
Введение земств
Проект земской реформы разрабатывался с 1859 комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 и сословный избирательный ценз).
Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей («гласных») в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собирались ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа была постоянным учреждением.
Раз в год в губернском городе происходил съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства — это губернское земское собрание. Оно осуществляло общее руководство хозяйственными делами губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирало губернскую земскую управу из председателя и нескольких членов.
В губернское земское собрание, помимо гласных, входили местные представители ведомств. В губернских собраниях председательствовал губернский предводитель дворянства или иное лицо, установленное на эту должность губернатором.
Земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды (строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов и т. п.).
Деятельность земств была подчинена надзору губернаторов и министерства внутренних дел.
Главное, за чем
неукоснительно следил губернатор, — это
строгое выполнение земством своих прямых
обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных
проблем: устройство школ, оборудование
больниц, строительство дорог, позднее,
с развитием единоличных наделов, — пропаганда
агрономических знаний, создание курсов
«повышения квалификации» для врачей,
учителей, агрономов, статистиков, развитие
ремёсел, кустарного производства.
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 г.
Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьезную оппозицию правительству. 6 ноября 1904 года по инициативе «Союза освобождения» состоялся Земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами
У земства существовали собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.
Земское образование
Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т. н. однокомплектные), и двухклассные с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.
Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»[6]). Предусматривалась казенная квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съемного жилья.
В начале XX века
земства выступали с
Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).
Земская почта
Подавляющее большинство земских управ организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.
За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдаленные села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты.
Земство приобрело
большое влияние в обществе, в
том числе влияние
РАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ И ЗЕМСКАЯ
РЕФОРМА
В ОБЛАСТИ ВОЙСКА
ДОНСКОГО (1864-1882 гг.)
Проведение
в жизнь Манифеста 19 февраля 1861 г.
потребовало существенных изменений
в государственной системе
Как
известно, реализация основных положений
земской реформы в губерниях
империи проходила под
Казачьи войска империи находились в подчинении Военного министерства и его отдела - Управления иррегулярных войск (далее – УИВ) как в военном, так и в гражданском отношении. Военный министр Д.А. Милютин, не дожидаясь соответствующих рекомендаций от МВД уже 25 января 1864 г. потребовал от начальника УИВ “испросить войскового наказного атамана войска Донского и главных местных начальников в ведении коих состоят казачьи войска о доставке предварительных мнений о земской реформе”. Решение министра не было случайным, а являлось логичным продолжением политики Военного министерства, сформированной в начале 60-х г. XIX в. и обращенной “преимущественно на развитие гражданского быта казачьих войск и слиянию их с прочим населением”. Новый курс военного ведомства в свою очередь отражал внутриполитическую ситуацию в стране и особенно конкретное социально-экономическое, правовое и культурное положение в казачьих краях. Определение места и значения земской реформы в упомянутом курсе невозможно без внимательного его разбора. Однако он был бы не совсем понятен без уяснения специфики казачьего уклада жизни того времени. В этом смысле примером может послужить состояние войска Донского в середине XIX в. как главного и самого многочисленного казачьего войска.
По площади Земля войска Донского (далее - ЗвД) в середине века делила 7-ое место между губерниями Европейской части России, имея более 14,5 млн. дес. земли в 7 округах. Две трети ее населения - около 700 тыс. человек - составляло казачество. Казаками считались и донское дворянство (потомственное и личное), и простые жители станиц, а также часть калмыков (около 22 тыс.), кочевавших в пределах ЗвД. За обязательную военную службу каждый казак получал надел-пай из свободных войсковых земель, размер которого зависел от чина. Если казак на военной службе достигал обер-офицерского чина, а на гражданской - чина 9-го класса, то становился личным дворянином, получая срочный (т.е. временный) участок земли, без права его выкупа в потомственную собственность. Владельцы срочных участков земли наряду с местными коннозаводчиками и хозяевами угольных шахт освобождались от всякого рода повинностей, в отличие от потомственных дворян и жителей станичных обществ – простых казаков. Последние отбывали повинности в основном натурой и по особому порядку, который исключал личное обложение. Донское крестьянство, составляющее 1/3 населения края, по своему положению и правам мало чем отличалось от остальной крестьянской массы империи. В связи с тем, что вся земля в ЗвД считалась войсковой собственностью, а ее покупка-продажа являлась незаконной, количество “иногородних” на Дону, т.е. лиц не казачьего происхождения, было незначительно. В ЗвД практически отсутствовал класс городских обывателей, так как городских поселений, в том виде в каком они существовали в губерниях, в донском крае не было.