Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:55, курсовая работа
Земледелие и скотоводство, как известно, являются главными видами деятельности человечества, направленных на удовлетворение его насущных нужд. Земледелие и скотоводство сыграли решающую роль в неолитической революции, когда произошло выделение сообществ людей с производящей экономикой из первобытных охотников и собирателей.
Введение:
1. Постановка проблемы.
2. Историография и обзор источников.
Глава 1. Свидетельства о производящем хозяйстве на территории Южной Сибири в бронзовом веке.
Глава 2. Земледельческие орудия эпохи бронзы в Южной Сибири.
Заключение.
Использованная литература.
Новосибирский национальный исследовательский
государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра археологии и этнографии
Курсовая работа студентки III-го курса
Коваленко Вероники Алексеевны
«Земледелие на территории Южной Сибири в эпоху бронзы
(по
материалам Хакасско-
Научный руководитель:
д. и. н. Лбова Людмила Валентиновна
Новосибирск
2013
Оглавление.
Введение:
1. Постановка проблемы.
2. Историография и обзор источников.
Глава 1. Свидетельства о производящем хозяйстве на территории Южной Сибири в бронзовом веке.
Глава 2. Земледельческие орудия эпохи бронзы в Южной Сибири.
Заключение.
Использованная литература.
Введение.
Земледелие и скотоводство, как известно, являются главными видами деятельности человечества, направленных на удовлетворение его насущных нужд. Земледелие и скотоводство сыграли решающую роль в неолитической революции, когда произошло выделение сообществ людей с производящей экономикой из первобытных охотников и собирателей. Установлено, что племена, жившие в эпоху бронзы на территории Хакасско-Минусинской котловины, помимо собирательства, занимались земледелием и скотоводством [Кызласов, 1993]
Переход к производящему хозяйству, несомненно, совершался неравномерно в разных районах нашей страны. Неолитические памятники Южной и Восточной Сибири содержат весьма яркие образцы материальной культуры, которые свидетельствуют в основном о занятии населения охотой, рыболовством и собирательством. Возможно, в неолите Сибири появились зачатки земледелия, но главным в обеспечении продуктами питания всё-таки оставались собирательство и рыболовство [Кызласов,1993]. По последним данным археологии, возникновение скотоводства в Южной Сибири относится к неолитическому периоду [Патачаков, 1958].
Актуальность работы определяется тем, что одной из важнейших проблем в южно-сибирской археологии является слабость изученности хозяйственной деятельности племен эпохи бронзы, что обусловлено характером и степенью сохранности самих археологических памятников.
Ещё не все памятники древнего орошения выявлены на территории Южной Сибири и не решена проблема их датировки. Если погребальные памятники населения хорошо датируются по форме и типам курганов благодаря типологии глиняной посуды или инвентаря, характерного для определенной культуры, то оросительные системы не имеют аналогий для датировки. Земледелие в долинах рек Енисея, Абакана, Чулыма ещё в глубокой древности было орошаемым. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней древние оросительные каналы, остатки зерен проса, пшеницы, дикой гречихи, а также почвообрабатывающие орудия, изготовленные из камня, меди, железа. Особенно подходили для занятия земледелием в древности поймы рек в районах Хакасии и на правобережье Енисея. «Если металлургия меди и литейное дело карасукских племен представлены прекрасными образцами орудий труда, предметов вооружения и украшениями, то по земледелию, напротив, очень мало данных» [Новгородова, 1970].
На территории Южной Сибири Г. А. Максименков выделил несколько этапов развития материальной культуры бронзового века:
I период: III – начало II тыс. до н.э. – Афанасьевская эпоха (по месту первых раскопок курганов у горы Афанасьево, недалеко от села Батени Боградского района);
II период: 1700 – 1200 л. до н.э. – Андроновская эпоха (по первым изученным курганам около села Андронова, Ужурского района);
III период: 1200 – 700 л. до н.э. – Карасукская эпоха (по первым исследованным курганам на реке Карасук, Боградского района).
IV период: 700 – 100 л. до н.э. – Тагарская эпоха (по озеру Тагарское, где впервые были раскопаны курганы этого времени).
В работе земледелие на территории Южной Сибири будет охарактеризовано согласно данной периодизации.
Целью настоящей работы является выделение основных признаков орудий, использовавшихся для земледельческих работ, в эпоху бронзы в Южной Сибири. Опираясь на данные научных трудов по археологии бронзового века, мной в работе поставлены следующие задачи:
2. Историография бронзового века на территории Южной Сибири и обзор литературы.
Первые труды, в которых приводятся данные о земледелии и о земледельческих орудиях эпохи бронзы на территории Южной Сибири, принадлежат С.А. Теплоухову, который открыл андроновскую культуру. В своих работах «Древние погребения в Минусинском крае» 1927 г. и «Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края» 1929 г. автор приводит данные о памятниках андроновской культуры, распространенной от Урала на Западе и до Енисея на Востоке.
Следующие работы по археологии Южной Сибири были созданы в середине XX века, среди них можно выделить работу С.В. Киселева об истории Южной Сибири «Древняя история Южной Сибири» 1951 г., где он анализирует археологические материалы данной территории, начиная с неолита и заканчивая хуннским временем. Приводит данные о комплексном характере производящего хозяйства на указанной территории и анализ некоторых находок земледельческих орудий, подробно повествует о хозяйственной деятельности населения афанасьевской эпохи, андроновской, карасукской, тагарской, таштыкской. О культуре и быте хакасов была написана работа К.М. Патачакова в 1950-х годах «Культура и быт хакасов», где автор говорит о роли земледелия в жизни людей, описывает основные виды хозяйственной деятельности населения, захватывая и эпоху бронзы.
«Происхождение земледелия» С.А. Семенова - очень значимая работа, вышедшая в 1974 году. Автор выделяет древнейшие очаги земледелия на всей территории планеты, характеризует системы раннего земледелия: палочно-мотыжная, подсечно-огневая, ирригационная, а также представляет систему развития ручных землеобрабатывающих орудий, начиная с неолита и охватывая начало бронзового века, приводит археологические свидетельства о возникновении плужного земледелия в очагах его зарождения.
Касаемо андроновской культуры наиболее обобщающим является вышедший в 1978 году и использованный в данной работе труд Г.А. Максименкова «Андроновская культура на Енисее», где в полной мере представлены находки андроновских могильников, поселений, а также и некоторые найденные в них земледельческие орудия. Автор характеризует данную культуру, говорит о её появлении на Енисее, представляет её хронологию.
В 1979 году вышла в свет обобщающая работа о находках памятников Тувы, с каменного века и до средневековья – Л.Р. Кызласов «Древняя Тува». В том же году выходит межвузовский сборник научных трудов «Археология Южной Сибири», где представлена характеристика поселений Хакасско-Минусинской котловины в тагарское время и описание находок, зафиксированных в них. Бронзовому веку Южной Сибири посвящена книга Я.И. Сунчугашева «Древняя металлургия Хакасии», примененная для данной работы. Автор книги повествует об основных этапах развития металлургии на Енисее, описывает основные металлургические памятники территории, представляет нашему вниманию информацию о поселениях и быте металлургов тагарской и таштыкской культур.
В 1980-м году появляется
вторая важная работа Г.А. Максименкова
о бронзовом веке Южной Сибири
– «Памятники Окуневской культуры».
Автор здесь характеризует
В 1990-х годах наиболее значим труд Л.Р. Кызласова «История Хакасии в древнейших времен до 1917 года», в котором отображается быт и культура народов Хакасии, а также представлена их история с древности до XX века. В этой работе можно найти информацию о населении и его производящем хозяйстве в эпоху бронзы. В Барнауле в 1993 выходит сборник статей, посвященный культуре древних народов Южной Сибири. В Новосибирске в 1994 году вышел сборник статей по археологии Южной Сибири и Дальнего Востока «Древние культуры Южной Сибири и Северо-Восточного Китая», где рассматриваются проблемы особой важности – контактов и взаимовлияния древнего населения юга Сибири, Дальнего Востока, Монголии. В 1999 опубликована работа М.П. Грязнова «Афанасьевская культура на Енисее», где рассматривается проблема о существовании земледелия у племен афанасьевской культуры, где приводятся суждения о ранней форме производящего хозяйства у её представителей.
Современное состояние изученности археологических памятников является незавершенным. Существуют работы А.Г. Козинцева о средиземноморцах Южной Сибири и Казахстана, где рассматриваются миграции народов этих регионов и частично затрагивается тема быта, хозяйства, культуры андроновцев, карасукцев и др. Также наиболее значительным в области изучения жизни народов Южной Сибири представляется в настоящее время сборник статей «Западная и Южная Сибирь в древности».
С 2005 по нынешний год в Кемерово ежегодно выходят сборники научных статей, посвященных изучению памятников археологии Южной Сибири, где собраны статьи о погребениях, поселениях, о материальной и духовной культуре народов региона начиная с эпох палеолита и до этнографической современности. Особенно ярче отображен материал памятников Южной Сибири железного века и средневековья, но бронзовому веку тоже уделяется внимание.
Глава 1. Свидетельства о производящем хозяйстве на территории Южной Сибири в эпоху бронзы.
Сложение своеобразной
самобытной афанасьевской культуры
относится к
В конце III тыс. до н.э. в могилах афанасьевской культуры были обнаружены не только кости крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, но и каменные мотыги, зернотерочные плиты и песты, серпы, один из которых состоял из медного лезвия и роговой рукояти [Кызласов, 1993].
С.В. Киселев при изучении афанасьевской культуры обратил внимание и на земледелие. Он писал, что «важно отметить обнаруженные признаки значительной оседлости афанасьевского населения, разбросанного небольшими группами в местах, весьма благоприятных для начальных этапов земледелия – около рек на надпойменных террасах с мощным гумусным слоем и достаточной влажностью. В других местах в аналогичных условиях при возникновении скотоводства находятся остатки примитивного земледелия, являющегося обычно уделом женщин» [Киселев, 1951].
Когда земледелие на рассматриваемой территории находилось в зачаточном состоянии, значительное место в пищевом рационе занимали черемша, сарана и кандык. Сарану и кандык копали специальной корнекопалкой, называемой озупом, черемшу употребляли свежей. Возможно, в качестве наконечников деревянных мотыг и корнекопалок могли служить клиновидные кельты карасукской и тагарской культур [Патачаков, 1958].
О существовании земледелия в афанасьевскую эпоху свидетельствуют терки-куранты и песты. На памятнике Карасук III в могиле 3 (ограда 3) в насыпи наряду и в почвенном слое наряду с кремневыми отщепами, нуклеусами и мелкими орудиями найден каменный пест (рис. 1, 10, 14, 16, 18, 19) и фрагмент от другого, а также при зачистке ограды 8 были найдены ещё 1 каменный пест и шлифованная плитка из серого песчаника [Грязнов, 1999]. Мотыги или другие почвообрабатывающие орудия пока не найдены. Каменные мотыги вполне могли применяться при обработке почвы в эту эпоху [Вадецкая, 1986], т.к. в Хакасии зафиксированы каменные мотыги даже таштыкской эпохи (I в. до н.э. – VI в. н.э.). В других оградах и могилах также были найдены песты, колотушка, деревянная ступа, роговой молот.
Обращает на себя внимание одна группа находок - небольшие терки-куранты и песты (рис. 2). 4 из них найдены в могиле №6 под Афанасьевской горой и 1 – кургане №16 близ Сыды. Все найденные в могиле №6 лежали вместе с другими вещами вокруг женского костяка. Терка-курант, найденная в кургане №16 Сыды, лежала под насыпью, но не в могильной яме. Возможно, что она была выкинута грабителями. В яме оказалось сильно нарушенное парное погребение. Это позволяет предполагать и здесь принадлежность терки-куранта к женскому инвентарю. Однако этих находок недостаточно для того, чтобы говорить об афанасьевском земледелии, тем более что терки могли применяться и для других целей: для растирания корней, красок и др. [Киселев, 1951].
На возможность существования примитивного афанасьевского земледелия указывают факторы, такие как:
1) полуоседлая жизнь представителей культуры небольшими поселками до десяти, редко больше, семей в одном месте (на это указывают могильники Карасук III, Афанасьева Гора, где содержались остатки 58 и 66 погребенных соответственно);