Зарубежная история

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:54, лекция

Описание работы

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АНГЛИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX ВЕКА
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Работа содержит 1 файл

Лекциичасть2.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     Большое влияние на государственно-правовое развитие оказали рост интеграционных процессов и усиление роли международных  организаций. Общепризнанными являются авторитет и значение таких международных организаций, как ООН, Европейский Союз, ВТО, АСЕАН, НАТО, Лига арабских стран и др.

     Для государственного развития большинства  зарубежных стран на современном  этапе характерны следующие черту:

  1. 1)усиление роли исполнительной власти;
  2. 2)демократизация политической и избирательной систем;
  3. 3)возрастание роли государственного регулирования экономического и социального развития,

     Для периода новейшей истории характерны не только существенные изменения в полит ических системах, конституциях, государственном строе буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Эти изменения связаны прежде всего с процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную  фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострением различного рода социальных противоречий.

     Основное  назначение права в современно обществе состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям.

     Для всех правовых систем современности  характерны резкий рост правотворческой  активности государственных органов, увеличение доли юридических форм в общественных отношениях, ориентация на право как общепризнанную и самостоятельную ценность.

     Значительный  рост и усложнение законодательства, появление новых законодательных  актов потребовали проведения крупных  кодификационных работ. Так, только во Франции в послевоенный период было разработано и принято 19 различных кодексов (трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и др. ).

     Тенденция к унификации и систематизации захватила  и страны англосаксонской системы права. Так, например, в. США в 1926 г. был составлен федеральный свод законов, который периодически (раз в 5 пет) обновляется и переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства например, Уголовный кодекс или Единообразный торговый кодекс).

     В Англии в силу специфики становления  статутного права в XX веке широкое распространение получила практика составления консолидированных законов, объединяющих все ранее созданные законодательные положения с внесением в них отдельных усовершенствований.

     Внутри  самих источников права резко  увеличивается удельный вес актов  исполнительной власти. Характерной  чертой права многих стран стал рост делегированного законодательства, т. е. нормативных актов, изданных органами исполнительной власти по поручению парламента по вопросам, которые ранее относились к исключительной компетенции парламента. Одновременно судебный прецедент не только продолжает применяться в странах англосаксонской системы права (так, з Англии на сегодняшний день насчитывается около 300 тысяч действующих судебных прецедентов}, но и начинает оказывать влияние на отдельные институты в странах континентальной системы. В судебной практике суды низшей инстанции в большей степени, чем раньше, стали руководствоваться решениями высших судебных инстанций по аналогичной категории дел.

     Развитие  государственного регулирования экономикой привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского, административного и т. д. ) и появлению новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового и т. д. В то же время необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: делового права в США, хозяйственного права в Германии и Австрии, экономического права во Франции и Бельгии

     Под воздействием общественных процессов  существенной тенденцией стало стирание различий между частным и публичным правом. В этой сфере наблюдается массированное вторжение императивных норм административного права в область диспозитивных норм гражданского и торгового права.

     Количественное  и качественное расширение экономических  и иных связей между государствами стимулировало сближение и унификацию их правовых институтов. Возрастает роль международного права, его реализация через внутреннее законодательство (имплементация), например, составленный на межгосударственном уровне типовой нормативный акт принимается отдельными странами как национальный закон.  

     2. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ  АМЕРИКИ

 

 

     2. 1. Особенности государственного  развития США в  Новейшее время

 

 

     К началу XX века США становятся крупнейшей мировой державой. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Многократно увеличилось население страны в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а США пожинали плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившаяся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после Первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX века в экономике уже господствовали крупнейшие финансово-промышленные корпорации. Впрочем это существенно не сдерживало развитие мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся с середины 50-х годов научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права.

     Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которая, несмотря на происходящие изменения, базировалась на положениях конституции 1787 г. По своему содержанию это развитие воплощало почти все наиболее характерные типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств.  

     2. 2. Эволюция американской  конституции

 

 

     Конституционное законодательство США этого периода  мало затронуло структуру конституционных  органов и их компетенцию. Главным  образом поправки были связаны с  институтом президентства. Поправка XX {от 1933 г. ) уточнила порядок вступления президента в должность, XXII поправка (1951 г. ) ограничила время пребывания на посту президента двумя сроками, XXV поправка (1967 г. ) предоставила вице-президенту возможность при определенных обстоятельствах занимать пост президента.

     Другое  направление конституционных изменений  связано с демократизацией избирательного права. В 1920 г. женщинам было предоставлено  право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (XIX поправка к конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (XXIII поправка к конституции). В 1964 г. запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка). Несколько раньше, в 1962 г. признается необходимость изменения избирательных округов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно равное число избирателей. Это было тем более обоснованным, что по действующей в США мажоритарной системе выборов избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в округе. В 1971 г. избирательные права предоставляются всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста (XXVI поправка к конституции).  

     2. 3. Законодательство  об избирательных  и гражданских правах

 

 

     В 1957-1965 гг. в США под нажимом  движения негритянского населения  против расовой дискриминации принимаются: Закон о гражданских правах 1957 г. , Закон о, гражданских правах 1964 г. и Закон об избирательных правах 1965 г. , которые запретили практику расовой сегрегации, дискриминацию в общественной и политической жизни и установили некоторые гарантии избирательных прав.

     На  основе общефедёрального законодательства соответственно демократизировались  избирательные законы в отдельных  штатах. Хотя проведенные преобразования и не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее сделали избирательное право в основном равным и всеобщим.

     Заметные  успехи наметились в области выравнивания других гражданских прав белого и цветного населения? В 60-70 гг. принимаются законы против расовой дискриминаций в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.

     Проведенные демократические преобразования, особенно в области избирательного права, во многом стимулировали совершенствование партийной системы, с помощью которой традиционно обеспечивалось кадровое комплектование органов власти и управления представителями господствующей элиты. Соответственно организационная структура сложившейся еще в XIX в. двухпартийной системы (республиканцы-демократы) была сориентирована на удовлетворение требований избирательных кампаний. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами - национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды), хотя многое в партийной политике определяют частные или юридические лица, оказывающие партиям негласную, но весьма значительную финансовую помощь. Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы, в частности законы 1965 и 1970 гг. , а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Однако негласное финансирование партий отдельными лицами и корпорациями продолжается. Причем нередко они направляют средства представителям обеих партий одновременно.

     Принципиальные  различия между демократами и  республиканцами в основном исчезли  спустя некоторое время после  окончания войны между Севером и Югом. Это особенно ярко продемонстрировали президентские выборы 2000 г. , на которых расхождение между голосами, отданными за кандидатов в президенты, было столь мало, что победа определялась судебным решением. Тем не менее накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая из этих партий выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя иногда побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями в коррупции и других противоправных действиях своих оппонентов. Но вместе с тем фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на "средний класс" лишает другие общественные организации надежды на успех в ходе выборов.  

     2. 4. Изменения в государственном аппарате

 

 

     Одной из существенных тенденций изменений  в государственном аппарате является диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики, В этой области все большую  роль начинают играть предпринимательские  союзы и другие подобные им ассоциации, известные как "группы давления". В середине XX века их  насчитывалось" более 3 тысяч, затем количество их уменьшилось главным образом за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата.

     Группы  давления выполняют как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов «экономического и  социально-политического развития, разработанных высококвалифицированными специалистами, эти объединения  подготавливают различные меморандумы, рекомендации и даже фактически основные тезисы будущих законопроектов, которые потом направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Подобные документы, разумеется, не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие финансово-промышленные объединения применяют и другие каналы воздействия на правительство, включая, в частности, партийный аппарат.

     В политической практике "группы давления" на государственные органы с целью формирования правительственной политики в определенных интересах обозначаются специальным термином - "лобби", а их деятельность получила название "лоббизм". Размах этой деятельности вызвал необходимость ввести ее в законодательные рамки. В1946 г. был принят общефедеральный закон о регулировании лоббизма, -обязывающий лиц, ведущих лоббистскую деятельность, регистрироваться и делающий их деятельность более прозрачной и контролируемой. ,

     Другая  важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс, обусловленный многими причинами, среди которых интересы крупнейших корпораций занимают особо важное место, приобрел более завуалированные формы, чем это было в период установления военной администрации в южных штатах.

     Важнейшим проявлением централизации явилось  расширение правомочий общефедеральной, исполнительной власти во главе с  президентом. Неуклонное расширение и  усложнение исполнительно-распределительных  функций государства -одна из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих -. профессионалов. Его формирование завершилось сравнительно поздно, лишь к концу XIX в. До этого чиновничий аппарат США был относительно невелик, чем существенно отличался от бюрократизированных государств континентальной Европы. Но уже в XX веке президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы государственной и гражданской жизни всей страны. К этому времени в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений:

Информация о работе Зарубежная история