Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:54, лекция
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АНГЛИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX ВЕКА
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Большое влияние на государственно-правовое развитие оказали рост интеграционных процессов и усиление роли международных организаций. Общепризнанными являются авторитет и значение таких международных организаций, как ООН, Европейский Союз, ВТО, АСЕАН, НАТО, Лига арабских стран и др.
Для государственного развития большинства зарубежных стран на современном этапе характерны следующие черту:
Для периода новейшей истории характерны не только существенные изменения в полит ических системах, конституциях, государственном строе буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Эти изменения связаны прежде всего с процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострением различного рода социальных противоречий.
Основное назначение права в современно обществе состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям.
Для всех правовых систем современности характерны резкий рост правотворческой активности государственных органов, увеличение доли юридических форм в общественных отношениях, ориентация на право как общепризнанную и самостоятельную ценность.
Значительный
рост и усложнение законодательства,
появление новых
Тенденция к унификации и систематизации захватила и страны англосаксонской системы права. Так, например, в. США в 1926 г. был составлен федеральный свод законов, который периодически (раз в 5 пет) обновляется и переиздается. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства например, Уголовный кодекс или Единообразный торговый кодекс).
В Англии в силу специфики становления статутного права в XX веке широкое распространение получила практика составления консолидированных законов, объединяющих все ранее созданные законодательные положения с внесением в них отдельных усовершенствований.
Внутри самих источников права резко увеличивается удельный вес актов исполнительной власти. Характерной чертой права многих стран стал рост делегированного законодательства, т. е. нормативных актов, изданных органами исполнительной власти по поручению парламента по вопросам, которые ранее относились к исключительной компетенции парламента. Одновременно судебный прецедент не только продолжает применяться в странах англосаксонской системы права (так, з Англии на сегодняшний день насчитывается около 300 тысяч действующих судебных прецедентов}, но и начинает оказывать влияние на отдельные институты в странах континентальной системы. В судебной практике суды низшей инстанции в большей степени, чем раньше, стали руководствоваться решениями высших судебных инстанций по аналогичной категории дел.
Развитие
государственного регулирования экономикой
привело к дроблению
Под воздействием общественных процессов существенной тенденцией стало стирание различий между частным и публичным правом. В этой сфере наблюдается массированное вторжение императивных норм административного права в область диспозитивных норм гражданского и торгового права.
Количественное и качественное расширение экономических и иных связей между государствами стимулировало сближение и унификацию их правовых институтов. Возрастает роль международного права, его реализация через внутреннее законодательство (имплементация), например, составленный на межгосударственном уровне типовой нормативный акт принимается отдельными странами как национальный закон.
К началу XX века США становятся крупнейшей мировой державой. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Многократно увеличилось население страны в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а США пожинали плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившаяся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после Первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX века в экономике уже господствовали крупнейшие финансово-промышленные корпорации. Впрочем это существенно не сдерживало развитие мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся с середины 50-х годов научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права.
Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которая, несмотря на происходящие изменения, базировалась на положениях конституции 1787 г. По своему содержанию это развитие воплощало почти все наиболее характерные типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств.
Конституционное
законодательство США этого периода
мало затронуло структуру
Другое
направление конституционных
В
1957-1965 гг. в США под нажимом
движения негритянского населения
против расовой дискриминации
На основе общефедёрального законодательства соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования и не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее сделали избирательное право в основном равным и всеобщим.
Заметные успехи наметились в области выравнивания других гражданских прав белого и цветного населения? В 60-70 гг. принимаются законы против расовой дискриминаций в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.
Проведенные
демократические
Принципиальные различия между демократами и республиканцами в основном исчезли спустя некоторое время после окончания войны между Севером и Югом. Это особенно ярко продемонстрировали президентские выборы 2000 г. , на которых расхождение между голосами, отданными за кандидатов в президенты, было столь мало, что победа определялась судебным решением. Тем не менее накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая из этих партий выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя иногда побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями в коррупции и других противоправных действиях своих оппонентов. Но вместе с тем фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на "средний класс" лишает другие общественные организации надежды на успех в ходе выборов.
Одной из существенных тенденций изменений в государственном аппарате является диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики, В этой области все большую роль начинают играть предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как "группы давления". В середине XX века их насчитывалось" более 3 тысяч, затем количество их уменьшилось главным образом за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата.
Группы
давления выполняют как экономические,
так и политические функции. На основе
прогнозов «экономического и
социально-политического
В политической практике "группы давления" на государственные органы с целью формирования правительственной политики в определенных интересах обозначаются специальным термином - "лобби", а их деятельность получила название "лоббизм". Размах этой деятельности вызвал необходимость ввести ее в законодательные рамки. В1946 г. был принят общефедеральный закон о регулировании лоббизма, -обязывающий лиц, ведущих лоббистскую деятельность, регистрироваться и делающий их деятельность более прозрачной и контролируемой. ,
Другая важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс, обусловленный многими причинами, среди которых интересы крупнейших корпораций занимают особо важное место, приобрел более завуалированные формы, чем это было в период установления военной администрации в южных штатах.
Важнейшим
проявлением централизации