Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:54, лекция
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АНГЛИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX ВЕКА
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу - сферу исполнительной власти. Он отказался утвердить Великую Ремонстрацию.
-Акты
парламента 1641 г. были направлены
на ограничение абсолютной
Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории английского государства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. Ордонанс о новой модели 1645 г. , принятый по инициативе Кромвеля, был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.
В
период первой гражданской войны
Долгим парламентом был проведен
и ряд других важных преобразований,
которые свидетельствовали об углублений
революции "под контролем" пресвитерианско-
В 1647 г. возник острый конфликт между парламентом и революционно настроенным большинством армии, которое пошло за левеллерами и настаивало на дальнейшем углубление революции. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело к второй гражданской войне. В декабре 1 (346 г. , опираясь на армию и учитывая настроения народных масс, индепендентское руководство провело чистку парламента от активных пресвитериан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. .
4
января 1649 г. палата, общин объявила
себя носителем верховной
В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного "Орудием управления". Согласно ст. 1 акта высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте.
Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету. Лорд-протектор командовал вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявить войну и заключить мир, назначал новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, . поставленных по главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора.
Парламент был однопалатным. Для участия в выборах был установлен* довольно высокий имущественный ценз. Но вскоре О. Кромвель перестал созывать парламент, произвольно сформировал Государственный Совет. В Англии оформляется личная диктатура Кромвеля, создавшая предпосылки восстановления монархии.
Режим личной власти О. Кромвеля по своей сути и форме не мог обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение народных масс, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к "законной власти".
В 1658 г. после смерти О. Кромвеля власть на некоторое время перешла в руки его сына Ричарда Кромвеля. Однако он не пользовался поддержкой и влиянием ни в обществе, ни в армии. В 1659 г. парламент провозгласил себя верховной властью и на престол пригласил сына казненного короля - Карла II. Произошла реставрация власти династии Стюартов. .
По замыслам правящей верхушки эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. - Действительно, в так называемой Бредской декларация1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о. землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут оставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой, комиссии), а также старый порядок их формирования.
Политический режим, характеризующийся стремлением Карла II и era-преемника Якова II к восстановлению абсолютизма, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки.) Представители придворной аристократий и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию тори. Оппозиция - торгово-финансовая . буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию вигов. Обе группировки еще не были оформлены в организационном отношении. И виги, и. тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их борьба наложила отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны.
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиций, но приобрел более общее значение. Он упростил процедуру получения судебного приказа о доставке арестованного в суд. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать "habeas corpus". После рассмотрения копии предписания об. аресте судья должен был выдать такой приказ, адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику); в ведении которого находился арестованный. Получив приказ "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд и указать истинные причины ареста. Далее судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могли быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался, б этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной-камеры в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.
Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судейза неисполнение его предписаний - высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности. .
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией вольностей приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности. Он воплощал в себе требования презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей процедурой и по месту совершения проступка. В то же время следует отметить историческую ограниченность и определенные недостатки этого закона. Во-первых, существенно ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжком уголовном преступлении или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался значительный денежный залог, который мог внести только состоятельный человек. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.
В то же время Карл II и, особенно, Яков II проводили открыто антибуржуазную политику, направленную на восстановление старых абсолютистских порядков. Это привело к формированию широкой оппозиции Стюартам в английском обществе.
Политика
Стюартов, которая грозила утратой
политического влияния
Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. . и в Акте об устроении1701 г. . ,
Билль о правах 1689 г. определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения поданных с петициями к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламент был определен сначала в 3 года, а затем в 7 лет.
Акт об устроении 1701 г. , именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение власти выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах "пока ведут себя хорошо" и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты общин, запрещалось совмещение членства в ней с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура). Важным установлением было лишение короля прав помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.