Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:54, лекция
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АНГЛИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX ВЕКА
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип, несменяемости судей. Вместе с тем принцип разделения властей не получил в указанных законах сколько-нибудь последовательного выражения. Кроме того, законодательство начала XVIII в. не решило вопроса о политической ответственности исполнительной власти перед парламентом, которая бы отличалась от судебной ответственности советников короля в порядке импичмента. Ни сам король, ни "правительство его величества", ни кабинет, который уже начал выделяться из Тайного совета в качестве коллегии из 5-7 членов, такой политической ответственности не несли. Установленная актами 1689 и 1701 гг. конституционная монархия была дуалистической, поскольку в руках монарха оставалась сильная исполнительная власть и право абсолютного вето в отношении актов парламента.
Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в. , заложившими основы британской (вестминстерской) модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление "ответственного правительства". Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, - как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать "правительство его величества". Именно конституционные соглашения, а не акты конституционного значения (Великая хартия, Билль о правах и т. п. ) стали основой британской "неписаной" конституции.
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в. , особенно при королях Ганноверской династии (с . 1714 г. ). Право короля отвергать законы, принятые парламентом, перестало применяться с 1707 г. Король Георг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой целый ряд важных политических последствий. Прежде всего такое "отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках "первого министра" короля. Кабинет стал действовать от имени "его величества", но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет". Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, "резервом" на случай чрезвычайной ситуации.
Параллельно с концентрацией прерогативы монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705-1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г. , открыли министрам возможности избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин. Победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Первый
случай коллективной отставки кабинета
имел место в 1782 г. из-за проигрыша
Британией войны с
Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы парламентаризма, как партийное правление и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной.
На рубеже XVIII-XIX вв. в Англии происходит бурное развитие промышленности, рост городов, изменение социальной структуры населения. Все большее значение в обществе начинают играть промышленная буржуазия и пролетариат. Однако избирательная система оставалась неизменной с периода феодализма, закрепляя господство в палате общин земельной аристократии и. связанной с ней финансовой буржуазии.
Под давлением народных выступлений в течение XIX в. в Англии была проведена серия реформ избирательной, системы.
По реформе 1832 г. 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте, 30 небольшим городам с населением менее 4 млн. жителей разрешалось , посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам. - двух депутатов вместо четырех. В итоге освободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст. , а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.
Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест. В результате 11 местечек были совсем лишены права выбора депутатов, а 35 сохранили право избирать лишь 1 депутата. Вчисло избирателей включались лица, которые выплачивали налог на бедных не непосредственно, а через домовладельца, которому платили арендную плату.
В 70-80-х гг. была проведена серия законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей(1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг. , которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличивала избирательный корпусе 3 до 5, 5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графстве право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г. , а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.
По реформе 1885 г. было проведено очередное перераспределение округов с таким расчетом, чтобы от 50-54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной системы выборов, при которой для победы в округе было достаточно получить относительное большинство голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны в целом.
Партийная система. Существенными результатами избирательных реформ стали организационная перестройка и оформление ведущих политических партий Англии. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократий и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться Либеральной и Консервативной. В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867-1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов и образован Центральный офис партии. В 1877 г. . возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, выборы, вели к смене кабинета.
В конце XIX — начале XX вв. консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии . - лейбористов.
Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.
В 1906 г. на базе Комитета народного представительства, включающего тред-юнионы (профсоюзы), Социал-демократическую федерацию, Фабианское общество и ряд других организаций, была создана "трудовая" (лейбористская партия).
Другим последствием было изменение принципов взаимоотношений между парламентом и правительством, перераспределение полномочий между палатой лордов и палатой общин.
Парламент и реформы 1911 г. В конце XIX — начале XX в. английский парламент превращается в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые "парламентские кнуты".
Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г. , после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение давало возможность правительству в любое время поставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагающее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему "кнутов" исправила прекращения прений, определяло направление работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного} органа.
В 1911 г. был принят Акт о парламенте, ограничивший полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужила обструкционистская политика верхней палаты в отношении правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г. , финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лёт, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин, с 7 до 5 лет.
Реформа местного управления и суда. Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г. изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г. , заложив основу той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительственные органы - советы - для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием 4 "административной опеки" со стороны центральной власти.
В конце XIX в. была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873-1876 гг. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было . упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды"общего права" и суды "справедливости". Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских "ветвей" прецедентного права. Созданный Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения, и Апелляционного суда по гражданским делам.
К середине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной империей, включавшей в себя владения во всех частях света: Ирландию, Гибралтар и Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Малайю - в Азии; Канаду - в Америке; Австралию, Новую Зеландию, огромные территории в Африке, многочисленные острова.
Английская буржуазия создала довольно гибкую систему управления, позволявшую действовать по принципу "разделяй и властвуй" и во многих случаях поддерживать колониальный режим без громоздкого аппарата, опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).
Высшая законодательная власть в Британской империи принадлежала британскому парламенту, а также правительству, которое могло издавать нормативные акты для колоний путем "приказов короля в Совете". Система центрального управления колониями до середины XIX в. не была упорядоченной. Специальная должность государственного секретаря по делам колоний появилась в 1768г. , . но лишь в 1854 г. было создано министерство колоний. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Судебный комитет тайного совета Великобритании.