Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:54, лекция
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АНГЛИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX ВЕКА
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Начиная
с XVIII в. сложилось общее деление всех
колоний на "завоеванные" и "переселенческие",
применительно к которым постепенно выработалось
два вида британского колониального управления.
Завоеванные колонии, как правило, с "цветным"
населением, не обладали политической
автономией и управлялись от имени короны
через органы метрополии британским правительством.
Законодательные и исполнительные функции
в таких колониях сосредоточивались непосредственно
в руках высшего правительственного чиновника
- губернатора(генерал-
Захват и подчинение Индии осуществлялись с XVII в. Ост-Индской торговой компанией, получившей от британской короны многочисленные, привилегии. Торговый аппарат компании фактически превратился в аппарат управления захваченными индийскими территориями (Бенгалией, Бомбеем, Мадрасом). В течение всего XVIII в; компания осуществляла неприкрытый грабеж местного населения, который привел к катастрофическим последствиям и вынудил английский парламент вмешаться в деятельность Ост-Индской компании. В 1773 г. был издан первый парламентский акт об управлении Индией. По этому акту все дела компании отныне переходили в ведение Совета директоров, часть из которых должна была периодически сменяться. Губернатор Бенгалии получил должность генерал-губернатора всех английских владений в Индии. Кроме того, актом 1773 г. было предусмотрено создание в Индии Высшего суда, формально отделенного от исполнительной власти в колонии. По акту 1784 г. деятельность компании была подчинена специальному контрольному совету во главе с председателем, который впоследствии стал министром по делам Индии. Тем не менее до конца 50-х - начала 60-х гг. XIX в. в Индии сохранялась двойная система управления и судопроизводства - через органы британской короны и Ост-Индской компании.
Новый этап в развитии британского управления Индией наступил в 1858 г. , после восстания индийских солдат (сипаев), находившихся на британской службе. Индия была передана в непосредственное подчинение английской короне и провозглашена империей. Английская королева стала императрицей Индии, а центральный аппарат управления возглавил государственный секретарь по делам Индии, пост которого учреждался в составе британского правительства. При госсекретаре был создан Совет по делам Индии, имевший совещательные функции. В самой Индии вся полнота власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, получившего титул вице-короля и осуществлявшего свои полномочия совместно с Исполнительным советом. В своем широком составе, включая назначенных генерал-губернатором лиц, этот орган именовался Законодательным советом и мог исполнять законодательные функции. Отдельные провинции Индии управлялись губернаторами и имели свои законодательные советы, а целый ряд индийских княжеств формально выступал в роли суверенных государств.
В конце XIX - начале XX в. в результате подъема освободительного движения британский парламент принял ряд законов об индийских советах (1861, 1892 и др. ), которые, однако, лишь несколько расширили представительство коренных жителей в совещательных органах при колониальной администрации.
Другой тип управления сложился в колониях, где большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы из Британии и других европейских стран (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Долгое время эти территории по форме управления мало отличались от любых других колоний, однако постепенно приобрели политическую автономию. Создание представительных органов самоуправления началось в переселенческих колониях в середине XVIII в. Однако колониальные парламенты не имели реальной политической власти, ибо высшая законодательная, исполнительная и судебная власть оставалась в руках британских генерал-губернаторов. В середине Х1Х в. в ряде провинций на территории Канады был учрежден институт ответственного правительства. В результате вотума недоверия, вынесенного местной ассамблеей, назначаемый Совет при губернаторе, игравший роль колониального правительства, мог быть распущен. Важнейшие уступки переселенческим колониям были сделаны во второй половине XIX - начале XX в. , когда они одна за другой добились дальнейшего расширения самоуправления и. получили в результате особый статус доминионов. В 1865 г. был принят Акт о. действительности колониальных законов, по которому акты колониальных законодательных органов признавались недействительными в двух случаях: а) если они в каком-либо отношении противоречили актам британского парламента, распространенным на эту колонию б) если они противоречили каким-либо приказам и положениям, изданным на основании такого акта или имеющим в колонии силу такого рода акта. В то же время законы колониальных легислатур не могли признаваться недействительными, если они не соответствовали нормам английского "общего права". Законодательные органы колоний получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность. .
В 1867 г. британский парламент принял Акт о Британской Северной Америке - конституцию Канады, -послужившую образцом для последующих конституций британских доминионов. Этот акт оформил объединение ряда провинций и территорий (Квебек, Онтарио, Новая Шотландия и Нью-Брансуик) в единый федеральный доминион под названием "Канада".
Акт о Британской Северной Америке воплотил в себе основные черты британской конституционной практики в сочетании с опытом построения федерации в США. По форме правления Канада являлась своеобразной монархией, поскольку главой государства провозглашался британский монарх, представленный в самом доминионе генерал-губернатором. Законодательная власть вручалась федеральному парламенту Канады, состоящему из. двух палат: сената, назначаемого генерал-губернатором, и избираемой палаты общин. Парламент имел право издавать новые законы по всем важнейшим вопросам жизни федерации, а также принимать поправки к конституции, касающиеся деятельности федерального правительства. Другие поправки к конституции могли осуществляться только британским парламентом по требованию парламента Канады.
Исполнительная власть в канадской федерации принадлежала представителю британской короны - генерал-губернатору, наделенному очень широкими правами, в том числе правом назначения всех членов совета, созыва и роспуска в любое время палаты общины, отмены любого закона, принятого парламентом отдельной провинции. Кроме того, генерал-губернатор мог не утвердить законопроект, принятый федеральным парламентом, и представить его на усмотрение британской короне. Однако такое соотношение законодательной и исполнительной власти вскоре перестало соответствовать политической практике развития доминиона. Как и в самой Великобритании, неписанные конституционные обычаи значительно изменили реальное распределение прерогатив основных государственных органов. Уже с конца XIX в. генерал-губернатор мог осуществлять свои полномочия лишь после консультаций со своим правительственным Советом; внутри Совета выделялся кабинет министров, возглавляемый и формируемый премьер-министром при условии Доверий со стороны палаты общин (ответственное правительства).
В провинциях Канады - субъектах федерации - создавались провинциальные законодательные органы с весьма широкой компетенцией.
В 1901 г. подобным же образом был создан Австралийский Союз - федеративное государство, объединившее несколько самоуправляющихся колоний на территории Австралии. Двухпалатный федеральный парламент состоял из сената и палаты представителей, избираемых населением каждого штата. При этом избирательных прав лишались австралийские аборигены и лица афро-азиатского происхождения. В 1907 и 1909 гг. доминионами стали Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз (ЮАС).
После образования доминионов их внешняя политика и "вопросы обороны" оставались в компетенции британского правительства. Начиная с конца XIX в. одной из форм взаимоотношений с доминионами стали так называемые колониальные (имперские) конференции, проводившиеся под эгидой министерства колоний. На конференции 1907 г. по требованию представителей доминионов были выработаны новые организационные формы их проведения. Имперские конференции от-. ныне должны были проводиться под председательством премьер-министра Великобритании с участием премьер-министров доминионов.
Одной из специфических черт английской революции было то, что буржуазия выступала не против старого права в целом, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной политики короля. Правовая система Англии подвергалась изменениям лишь в той степени, в какой это требовали интересы новых правящих слоев. Это определило длительное сохранение старых архаичных правовых форм, за которыми стояло уже вполне буржуазное право.
Основными источниками права Англии и после революции оставались традиционные конструкции "общего права" и "права справедливости", основанные на прецеденте, а также закон, составляющий основу статутного права. Значение последнего неизменно возрастало. В начале XIX в. началась модернизация статутного права. С целью упорядочения законодательства "была проведена частичная реформа уголовного права, которая объединила (консолидировала) в 4 закона 300 старых запутанных статутов. Особенно широко консолидация законов стала применяться в конце XIX - начале XX в. , но и консолидированные акты, создававшиеся на базе старого архаичного законодательства, были непомерно громоздки, имели много противоречий.
Новые потребности, возникающие в процессе развития буржуазного общества, стали причиной проведения специальных кодификационных работ, но лишь по отдельным, хотя и важным, институтам права. Так была принята серия так называемых кодифицированных актов: Акт о товариществах 1890 г. , Акт о продаже товаров 1893 г. , Акт о лжесвидетельстве 1911 г. и др. Но в целом английское право осталось некодифицированным. Официальные публикации сборников статутов Англии, осуществленные в начале XIX в. ("Статуты королевства" в 9 томах, включавшие законы с XIII в. по 1711 г. ), а также в 70-х гг. XIX в. ("Пересмотренные статуты"), представляли собой хронологические издания и не привели к систематизации английского права.
Для судебного права Англии, которое и в послереволюционный период сохранило ведущую роль во всей правовой системе, по-прежнему характерно было сочетание судебного правотворчества (judgemade law), обеспечивающего гибкость и развитие права, с судебным прецедентом, придающим ему необходимую стабильность. Для"общего права" в XVIII в. были свойственны отход от жесткого принципа прецедента и выработка (особенно при судье Мансфильде) целого ряда новых и более современных судебных доктрин. Иначе развивалось "право справедливости"; которое подвергалось ранее критике за его неопределенность, используемую в своих интересах королевской властью. С конца XVII в. (особенно со времени лорда-канцлера Ноттингема) оно стало в большей степени ориентироваться на принцип законности, опираться на предшествующие прецеденты. Но и в XVIIK и XIX вв. "право справедливости" продолжало развиваться за счет более активного внедрения в него новых судебных доктрин, построенных на буржуазных принципах.
К последней четверти XIX в. окончательно завершился процесс формирования правовой системы на буржуазной основе. Важную роль в этом сыграла судебная реформа 1873-1875 гг. , приведшая к объединению общей системы Королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как "общего права", так и "права справедливости".
Экономические отношения в Англии регулировались традиционными конструкциями "общего права" и "права справедливости", а также с помощью новых законов парламента.
Даже в XIX в. , когда гражданское право в целом имело уже вполне буржуазный характер, важнейший его институт - право собственности - знал еще специфическое средневековое деление на "реальную" (real property) и "личную" (personal property) собственность. Это деление было связано с исторически сложившимися в Англии формами защиты частных интересов и имущества - "реальными" и "личными" исками. Реальными исками защищались земля, родовые недвижимости и титулы, т. е. те виды имущественных прав, в особой защите которых были заинтересованы землевладельцы - лендлорды. В XIX в. распоряжение реальной собственностью было сопряжено хотя и с меньшими, чем раньше, но тем не менее с вполне определенными формальностями и ограничениями. При наследовании такой собственности действовали сохранившиеся от феодального периода принципы: право майората, препятствовавшее дроблению родовых имуществ; исключение женщин из числа наследников.
Личная собственность, к которой помимо чисто вещных прав относились так называемые права на иски (авторское право), защищалась судами с помощью более гибких и удобных для капиталистического оборота средств. Законодательные нововведения (в 1832 и 1845 гг. ), направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между "реальными" и "личными" исками, а также к изменению положения арендаторов (законы 1875 и 1883 гг. ) и копильдеров. В 1882 г. закон предоставил держателям земли в случаях пожизненной аренды право свободного распоряжения землей.
В XVII-XIX вв. в Англии широкое распространение получила доверительная собственность (траст), известная еще феодальному праву, но ставшая со временем гибкой формой защиты различных собственнических и иных предпринимательских интересов. При доверительной собственности происходит как бы разделение собственности между первоначальным собственником имущества, учреждающим траст(settler), и доверительным собственником или управляющим, распоряжающимся имуществом как своим (trustee), а также лицом, в пользу которого доверительная собственность учреждена (beneficiary). Институт траста оказался чрезвычайно удобным в конце XIX - и начале XX в. для организации инвестиционных банков.