Западный и Восточный пути развития государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право -- явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Работа содержит 1 файл

восточный и западный.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

Галло-римляне, по численности  в несколько раз превышавшие  франков, оказались в положении  зависимого населения. Вместе с тем  галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской  и римско-галльской знати, причем первая стала доминатором. Это проявилось при формировании новой власти, которая  должна была сохранить захваченную  страну, держать в повиновении  колонов и рабов. Прежняя родоплеменная  организация не имела необходимых  для этого сил и средств. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации во главе  с военным вождем - королем и  лично преданной ему дружины. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы  жизни страны, хотя еще сохранялись  народные собрания и другие институты  прежнего строя франков. Формировалась  новая публичная власть, которая  уже не совпадала непосредственно  с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих  от рядовых свободных, но и принудительных учреждений, которых не было при  родоплеменном строе. Утверждение  новой публичной власти было связано  с введением территориального разделения населения. Земли, населенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживающим в пагах  и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах  Галлии, где по численности многократно  преобладали галло-римляне, на первых порах сохранялось римское административно-территориальное  деление. Но и здесь назначение должностных  лиц зависело от воли короля.

Принятие христианства обеспечило знатным франкам поддержку галло-римской  знати и католической церкви. Становление  государства франков происходило  сравнительно быстро - в течение  жизни одного поколения. Во многом этому  процессу способствовали победные войны  и, как следствие, быстрая классовая  дифференциация общества.

В это же время начинают определяться контуры и будущих  крупных мировых правовых систем (семей права) - континентальной и  англосаксонской.

Исходным "строительным материалом" средневекового права были правовые обычаи, которые долгое время оставались важнейшим источником права. Они  достаточно органично интегрировались  в феодальные отношения, закрепляя  все их основные виды. Прежде всего  обычай (часто обычай-договор) регулировал  личностные и поземельные связи  между самими феодалами-сеньорами  и вассалами (ленное право). В равной степени правовые обычаи охватывали отношения между феодалами и  крестьянами, держателями земли.

Особую роль в становлении  общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Городское  право, несмотря на закрепленные в нем  некоторые чисто феодальные институты, по своему основному содержанию предвосхищало  буржуазное право.

Особое место в формировании общеевропейского права сыграло  каноническое право, так как оно  разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, было экстерриториальным и универсальным, а также регулировало все основные сферы жизнедеятельности общества.

Одним из наиболее значительнейших  и уникальных явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права. В основе этого лежало оживление экономической жизни, особенно торговли, а также то, что  и социальные, и духовные потребности  общества остро нуждались в правовом порядке и стабильности. Рецепцию римского права поддержала и церковь, увидевшая в нем средство, способное  поддержать каноническое право и  притязания пап на мировое господство.

3. Теории происхождения государства  и права

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в  условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины  происхождения государства и  права. В основе этого явления  лежат многие факторы, к которым  следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п.

Необходимо отметить, что  цель изучения любого общественного  явления заключается в познании его сущности. Она достигается  при помощи применения различных  методов познания и всегда носит  познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства. Плюрализм  мнений всегда позволяет более полно  и объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящем  и будущем.

Процесс возникновения государства  и права носит постоянный характер. В начале 90-х годов XX столетия в  результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. В июне 2006 г. в результате проведенного референдума на территории бывшей Югославии, подводя итог ее распаду, были образованы два новых государства - Сербия и  Черногория.

Например, особенностью процесса возникновения новых государств в современных условиях и определения  их политической ориентации является то, что он осуществляется под контролем  мирового сообщества. Это позволяет  избежать зарождения антидемократических (подобно фашистскому) режимов.

В конечном счете, основными  вариантами организации государственной  жизни являются два принципиальных подхода: люди для государства или  государство для людей. Найти  приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не так-то просто. Среди теорий происхождения  государства и права особенно распространенными являются следующие.

Теологическая теория происхождения  государства и права была одной  из первых, которая объясняла возникновение  государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем  Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения  и влияния духовенству удавалось  оказывать значительное влияние  на формирование соответствующего общественного  мнения.


Информация о работе Западный и Восточный пути развития государства