Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:52, реферат
Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право -- явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Говоря об общих элементах правовой системы стран Древнего Востока, нельзя не видеть специфических черт и правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.
Так, в Древнем Египте,
стране "поголовного рабства",
в условиях насилия административно-
В Древнем Китае религия
и право изначально отвергали
идею равенства людей. Они исходили
из признания различий между членами
китайского общества в зависимости
от пола, возраста, места в системе
родственных отношений и
2.2 "Западный" путь
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства и права на территории Европы. Здесь главным фактором образования государства было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.
Ф. Энгельс выделял три основные формы возникновения государств "западного" типа: афинскую, римскую и древнегерманскую.
Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III - II тысячелетиях до н. э., причем не без заметного влияния восточного мира. Все возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.
Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходило в "чистом виде", т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и на генезисе римского государства.
Особенности процесса становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором. Греция представляла собой горную страну, где мало природных земель, пригодных для зерновых культур, особенно требующих коллективных ирригационных работ. Поэтому здесь не могла сохраниться община восточного типа, но зато были благоприятные условия для развития ремесел, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высокоразвитой государственности происходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.
Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.
С точки зрения своей внутренней
организации античный полис представлял
собой закрытое государство, за бортом
которого оставались не только рабы, но
и чужаки-иностранцы, и даже выходцы
из других греческих полисов. Для
самих же граждан полис являлся
своего рода политическим микрокосмосом
со своими священными для данного
города формами политического
Само развитие греческого
общества от патриархальных структур
и протогосударства до классического
рабства и расцвета античной демократии
обнаруживает некоторые закономерности
в развитии политической жизни и
в смене самих форм устройства
городов - государств. В конце II тысячелетия
до н. э. в греческом мире наблюдалась
сравнительно общая тенденция к
усилению власти у царя как военачальника,
судьи, верховного руководителя дворцового
хозяйства и т.д. В методах его
правления все более проступали
деспотические черты, присущие монархам
древности, особенно восточным. Аналогичную
картину можно наблюдать
Распад патриархально-общинных
связей, на которое опиралась единоличная
власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции
со стороны аристократических
Ликвидация монархии привела
к победе республиканского строя, а
также окончательному утверждению
полисной системы организации
Во многих греческих городах-государствах
окончательному утверждению демократического
строя предшествовала узурпация
власти единоличным правителем-
Право как один из факторов,
скрепляющих гражданское
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко осуществлялось светской жреческой аристократией, пришли законы, имеющие светский характер и выраженные обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
Признание законодательства,
а не обычая в качестве основной
формы правотворчества (Греция), или
же его утверждение в качестве
одного из важнейших источников права
(Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся
в более архаичную эпоху
Начало новой демократической
конституции в Афинах, предусматривающей
разработанную процедуру
Не случайно именно в римском
обществе, где законы рассматривались
издавна как священные, была выработана
наиболее совершенная в условиях
древнего мира правовая система, имеющая
целостный и всеобъемлющий
Римское право со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало классическое рабство. Но очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского права, его юридическую технику. Римское право в том виде, каком оно приобрело мировое значение (это, прежде всего, частное право) представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.
На ранних этапах Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими торговый оборот. Постепенное превращение Рима из города-республики в гигантскую империю явилось результатом не только роста рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.
Сила частной собственности
и построенного на ней товарного
оборота ломала устаревшие правовые
формы. На их месте создавалось новое
и совершенное в технико-
Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" государствам, а в конечном итоге к централизованным национальным государствам. Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность и христианская религия.
Но падение Римской империи только указало, что в ее недрах зародился новый вид общественных отношений - феодализм, который и явился катализатором разложения рабовладения. Ускорило этот процесс завоевание Римской империи "варварами", у которых еще были родоплеменные отношения. Классическим видом формирования государства стало формирование государственности у франков.
Возникновение классового общества
у франков, наметившееся у них
еще до переселения в Галлию, резко
ускорилось в процессе ее завоевания.
Каждый новый поход увеличивал богатства
франкской военно-племенной
Информация о работе Западный и Восточный пути развития государства