Западный и Восточный пути развития государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право -- явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Работа содержит 1 файл

восточный и западный.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

Введение

Происхождение государства  и права в современной отечественной  теории государства и права относится  к числу основных и вместе с  тем достаточно дискуссионных. Она  посвящена вопросам возникновения  государства и права и позволяет  узнать, когда и в силу каких  причин появляются государство и  право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или  же только на определенной ступени  его исторического развития.

Уяснение этого вопроса  необходимо в связи с тем, что  ни в мировой, ни в отечественной  юриспруденции не существует единообразных  взглядов на происхождение государства  и права.

Наряду с главной причиной возникновения права и государства (появление частной собственности) и главной закономерностью (раскол общества на классы) в разных странах  и регионах, у разных народов действовали  самые разнообразные факторы  и условия (основные из них - территориальные, климатические и демографические), так или иначе оказывавшие  влияние - ускорявшие и замедлявшие  процесс образования права и  государства.

Мыслители прошлых времен и современные исследователи  по-разному определяют момент возникновения  государства и права, по-разному  объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и  права.

Видимо, нет смысла рассматривать  те точки зрения, которые исходят  из непознаваемости путей возникновения  и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие  государство и общество, полагающие, что государство и право -- явления  вечные, присущие любому социуму, поскольку  возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство  и общество, и выделяют происхождение  государства и права в качестве специфической проблемы.

1. Возникновение государства и  права: причины и условия

Проблема понимания причин возникновения государства и  права, как и прежде, в современной  науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные  идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников  теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая  науки дают все более новые  знания о причинах происхождения  государства и права.

Одним из основных постулатов возникновения государства и  права в современной науке  является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики  к производящей.

1.1 Возникновение государства

Прежде всего, следует  отметить появление ранних земледельческих  общин в регионах, благоприятных  для проживания и успешной хозяйственной  деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения  в этих регионах. Земледельческие  общины постоянно разрастались, что  приводило к отделению новых  семейно-клановых групп. Этот процесс  сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

Со временем усложняется  внутренняя организация семейно-родовых  групп. Их члены приобретают новые  культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.

В то же время становление  товарного производства вело к дальнейшему  росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная  основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых  групп.

В новых условиях занятие  родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж  и авторитет, но и особый, более  высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся  имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались  лишь как эквивалент тем возросшим  и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими  функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация  общественных работ, перераспределение  земельных участков, поддержание  отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию  перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.

Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной  организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному  изменению статуса власти. Власть все более становится властью  положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя. И хотя еще сохраняется  система выборности, все большее  значение приобретают не просто авторитет, а амбициозность, стремление к навязыванию  своей воли коллективу, стремление получать не просто власть, но и все  связанные с ней имущественные  и личные привилегии.

Наряду с изменениями  структуры внутри рода происходят изменения  и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию  надобщинных структур. Одной из таких  структур стало племя, которое имело  свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело  к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест (кровосмешение), что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет  решал только вопросы, выходящие  за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли  все общественные вопросы и самое  главное - функции управления прибавочным  продуктом.

Важным этапом в предыстории  государства и права наряду с  образованием сложных надобщинных  структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной  регуляции стало формирование принципиально  новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими  видами общественного разделения труда  еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это  управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий  явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям  большие материальные выгоды, позволяют  им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся  управленческая верхушка, не желая  расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная  деятельность постепенно приобретала  политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все  больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.

Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные  силы, которые непосредственно подчинялись  управленческой верхушке. В отличие  от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.

Почти во всех литературных и научных источниках войны признаются вторичным фактором. В целом можно  согласиться с этой точкой зрения. Однако необходимо сделать оговорку, что для ряда государств на определенном этапе они, безусловно, были первичными факторами. Здесь уместен пример об итогах Второй мировой войны (1939-1945 гг.) в Европе, одним из результатов  которой явилось возникновение  ряда социалистических государств, образовавших впоследствии мировую систему социализма. В ее состав на договорных началах  входили государства, расположенные  на различных континентах.

Главной задачей вооруженных  сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати  не только от внешних врагов, но и  от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается  в том, что войны являлись и  являются, как показывает вся история  человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все  новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в  повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть  как прибавочного продукта, так и  непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства  явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки  классового деления общества. На первоначальном этапе это были еще не классовые  структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

1.2 Возникновение права

Причины и условия, вызвавшие  к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем  между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные  многими поколениями обычаи расценивались  как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками  права (обычным правом).

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок  и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость  в принципиально новых регуляторах  общественных отношений.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных  положений - Законы Ману в Индии, Коран  в мусульманских странах. Зафиксированные  в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной  собственности, право развивалось  более обширно, отличалось высокой  степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более  сложную систему имущественных  отношений (например, частное римское  право).

Происхождение права (современные  трактовки). Вопрос о происхождении  права, так же как и вопрос о  происхождении государства, не имеет  в современной отечественной  теории государства и права однозначного решения. Если в советский период господствующей была точка зрения, согласно которой право возникает  одновременно с государством в силу одних и тех же причин - раскола  общества на антагонистические классы, - то в настоящее время на сей  счет высказываются и иные мнения.

Если обобщить высказанные  в современной отечественной  литературе мнения относительно времени  и причин возникновения права, то можно выделить три основных позиции. Одни исследователи по-прежнему связывают  возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения  видят не столько в расколе  общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости  ее регулирования. По мнению других право  возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют  права и правового регулирования. Более того, некоторые представители  этой точки зрения считают, что возникновение  права повлекло за собой возникновение  государства, поскольку право нуждалось  в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной  обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Представители третьей точки  зрения исходят из того, что право  возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться. Исходный постулат этой позиции таков: где общество, там и право.

Не вдаваясь в анализ приведенных  точек зрения, считаю необходимым  подчеркнуть, что вопрос о происхождении  права нужно увязывать с понятием права. В русском языке, равно  как и в других языках, слово  «право» имеет разные значения. Даже юридическая наука употребляет  это слово в разных смыслах. Поэтому, говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении  какого права идет речь - естественного  или позитивного. Дело в том, что  в отечественной теории государства  и права принято теперь различать  право естественное и право позитивное. Право естественное - это право  в так называемом общесоциальном смысле. Это социально оправданная  возможность, свобода определенного  поведения людей. Люди, вступая в  различные отношения друг с другом (общественные отношения), имеют возможность  совершать те или иные действия, возможность вести себя определенным образом в той или иной ситуации. Такие возможности складываются как бы сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).

Информация о работе Западный и Восточный пути развития государства