Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:52, реферат
Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право -- явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Позитивное право - это
право в юридическом смысле. Это
установленные или
Естественное и позитивное право могут быть связаны между собой. Но они не тождественны друг другу и возникают не в одно время. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Что представляли собой эти нормы, однозначного ответа наука не дает. Однако многие исследователи склоняются к тому, что этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение. Они «жили» в сознании людей и не имели письменного оформления. Внешне они проявлялись непосредственно в поведении людей, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.
Являлись ли первобытные обычаи правом? Некоторые из современных исследователей утвердительно отвечают на этот вопрос. Однако с этим можно согласиться лишь при условии, если под правом здесь будет пониматься естественное право. Но и в этом случае едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них не меньшей (если не в большей) степени находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. В этой связи первобытные обычаи с таким же успехом можно назвать религией или моралью. К тому же эти обычаи еще не различали четко права и обязанности членов общества. Поэтому вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях синкретически, т.е. в единстве, в нерасчлененном виде, выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала.
С переходом первобытного
общества к производящей экономике,
с возникновением и развитием
товарно-рыночных отношений постепенно
начинают складываться новые обычаи,
обычаи с собственно правовым содержанием.
В них, в отличие от первобытных
обычаев, уже различаются права
и обязанности, т.е. возможность и
необходимость определенного
Наконец, с возникновением
государства возникает
Санкционирование обычаев (точнее правовых обычаев) - наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Он выражался в том, что государственные органы, прежде всего суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая тем самым этим обычаям юридическое значение. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.
Создание юридических
прецедентов - тоже довольно ранний способ
возникновения позитивного
Установление нормативных
правовых актов (законов, ордонансов, указов
и т.д.) считается более поздним
способом возникновения позитивного
права по сравнению с первыми
двумя. Он выражается в издании государственными
органами специальных документов (нормативных
правовых актов), в которых содержатся
юридические нормы - правила поведения,
исходящие непосредственно от государства.
К этому способу государство
прибегает либо тогда, когда правовые
обычаи и юридические прецеденты
перестают быть достаточными для
регулирования общественных отношений,
либо тогда, когда государство, особенно
в лице его центральных органов,
стремится активно
2. Пути реформирования
В новых экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Требовался уже другой властный механизм, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет равновесие. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство, являющееся гениальным искусственным образованием человеческой мысли.
В настоящее время доминирует мнение о том, что формирование государства шло по двум направлениям, которые получили название "восточное" и "западное".
2.1 Восточный путь
Понятие "Восток" используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частнособственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.
Одной из основных социальных
форм, играющих решающую роль в эволюции
древневосточных обществ, была сельская
община, сохранившая во многом черты
патриархально-родовой
В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.
Крепость общинных, родоплеменных и других связей тормозила процесс классообразования, в частности развитие рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Самые ранние государственные
формы (протогосударства) стали складываться
в древневосточных цивилизациях
в ходе разложения общинно-родовой
цивилизации. Они складывались по мере
усиления разделения труда, усложнения
управленческих функций, а вместе с
тем превращения лиц, выполняющих
эти функции, в сословие знати, не
участвующей в производстве и
стоящей над рядовыми членами
общины. Самодовлеющая сельская община,
упрочению позиций которой
По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые за счет присвоения общинных земель. Здесь рано начал использоваться труд рабов, подневольных лиц.
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенные средств производства, зависимые подневольные работники, в т.ч. и рабы; 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники; 3) господствующий социальный слой.
На Востоке отсутствовала
четкость социально-классовых границ.
Существовали различные категории
зависимого населения, занимающие промежуточное
положение между свободными и
рабами, переходные категории свободных
землевладельцев к
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религии дают основание определить в качестве основной черты древневосточных обществ - их традиционность.
Специфической чертой политической
организации древневосточных
В религиозном массовом сознании
существовало особое мистическое отношение
к власти, царственности, правителю.
Признание высшего, божественного
авторитета, органически вытекающего
из сущего миропорядка, а, следовательно,
и неограниченных деспотических
полномочий правителя, было основополагающим
элементом восточной духовной культуры,
религиозной идеологии, определяющим
в значительной мере различные стороны
жизнедеятельности
Выступая, как и всякое
другое государство, орудием социально-классового
господства, древневосточное монархическое
государство было призвано, вместе
с тем, выполнять функции, связанные
с координацией разрозненного общинного
производства. При отсутствии или
слабом развитии рыночных отношений
государство с его
Но не меньшее значение
имела деятельность властных структур
государства по поддержанию религиозно-
В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.
Вместе с государством
складывалось и право, которое в
странах Древнего Востока имело
ряд общих черт. В частности, оно
открыто закрепляло социальное неравенство,
что проявлялось, прежде всего, в
принижении положения рабов. Вне
зависимости от того, мог ли раб
иметь семью или владеть
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременно нарушение нормы религии и морали.
Основным источником права
древневосточных государств на протяжении
веков оставались обычаи, которые, являясь
продуктом общинного
Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.
Информация о работе Западный и Восточный пути развития государства