Западный и Восточный пути развития государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право -- явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Работа содержит 1 файл

восточный и западный.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

Позитивное право - это  право в юридическом смысле. Это  установленные или санкционированные (разрешенные, утвержденные) государством правила (нормы) поведения людей, содержащие различные предписания относительно того, как можно или следует  себя вести в соответствующей  ситуации.

Естественное и позитивное право могут быть связаны между  собой. Но они не тождественны друг другу и возникают не в одно время. Исторически первым возникает  естественное право, получая свое выражение  и закрепление в нормах поведения  первобытного общества. Что представляли собой эти нормы, однозначного ответа наука не дает. Однако многие исследователи  склоняются к тому, что этими нормами  были первобытные обычаи, которые  постепенно складывались в общении  между людьми и затем передавались из поколения в поколение. Они  «жили» в сознании людей и не имели  письменного оформления. Внешне они  проявлялись непосредственно в  поведении людей, принимая нередко  форму обрядов и ритуалов.

Являлись ли первобытные  обычаи правом? Некоторые из современных  исследователей утвердительно отвечают на этот вопрос. Однако с этим можно  согласиться лишь при условии, если под правом здесь будет пониматься естественное право. Но и в этом случае едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них  не меньшей (если не в большей) степени  находили свое выражение и первобытная  религия, и первобытная мораль. В  этой связи первобытные обычаи с  таким же успехом можно назвать  религией или моралью. К тому же эти  обычаи еще не различали четко  права и обязанности членов общества. Поэтому вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях  синкретически, т.е. в единстве, в  нерасчлененном виде, выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием  товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием. В них, в отличие от первобытных  обычаев, уже различаются права  и обязанности, т.е. возможность и  необходимость определенного поведения. Так возникают правовые обычаи или  обычное право. Было ли оно правом в юридическом смысле? Думается, что еще нет, поскольку право  в юридическом смысле - это позитивное право, право либо установленное, либо санкционированное государством. Здесь  же государства пока не было, а имел место предгосударственный период. Поэтому правовые обычаи этого периода - еще не позитивное право, а протоправо, право, которое не потеряло своего естественного  характера, но уже начало приобретать  определенные юридические качества. Это выразилось хотя бы в том, что  наряду с правами правовые обычаи начали различать и обязанности.

Наконец, с возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом  смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и  четко разграничивает юридические  права и обязанности. Принято  выделять три основных способа возникновения  позитивного права - санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов  и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев (точнее правовых обычаев) - наиболее ранний способ возникновения позитивного  права. Он выражался в том, что  государственные органы, прежде всего  суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих  правовых обычаях, придавая тем самым этим обычаям юридическое значение. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.

Создание юридических  прецедентов - тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права. В некоторых государствах (например, в Англии) выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобразными  эталонами для решения аналогичных  дел. Такого рода судебные, а затем  и административные решения, сформировали прецедентное право, ставшее другим источником позитивного права.

Установление нормативных  правовых актов (законов, ордонансов, указов и т.д.) считается более поздним  способом возникновения позитивного  права по сравнению с первыми  двумя. Он выражается в издании государственными органами специальных документов (нормативных  правовых актов), в которых содержатся юридические нормы - правила поведения, исходящие непосредственно от государства. К этому способу государство  прибегает либо тогда, когда правовые обычаи и юридические прецеденты перестают быть достаточными для  регулирования общественных отношений, либо тогда, когда государство, особенно в лице его центральных органов, стремится активно воздействовать на общественную жизнь. Такой способ возникновения позитивного права  особенно характерен для современных  государств.

2. Пути реформирования государства  и права

В новых экономических  условиях родоплеменная организация  власти оказалась бессильной. Требовался уже другой властный механизм, который  смог бы обеспечивать преимущество интересов  одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений  в таких условиях теряет равновесие. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает качественно  новую организацию власти, способную  не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между  ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало  государство, являющееся гениальным искусственным  образованием человеческой мысли.

В настоящее время доминирует мнение о том, что формирование государства  шло по двум направлениям, которые  получили название "восточное" и "западное".

2.1 Восточный путь

Понятие "Восток" используется не столько как географическое, сколько  как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальное различие восточного и  западного путей заключалось  в том, что на Востоке, в отличие  от Запада, частнособственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты  патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные  функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение  длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько  сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих  к одной родственной группе. Структура  замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных  и других связей тормозила процесс  классообразования, в частности  развитие рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные  формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой  цивилизации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с  тем превращения лиц, выполняющих  эти функции, в сословие знати, не участвующей в производстве и  стоящей над рядовыми членами  общины. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные работы по созданию ирригационных  систем, оказывали огромное влияние  на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности  и способы эксплуатации в древневосточных  обществах. Здесь непосредственным собственником земли была община, а государство выступало в  качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении  с общинников ренты-налога.

По мере выделения надобщинных  управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые за счет присвоения общинных земель. Здесь рано начал использоваться труд рабов, подневольных лиц.

Строй многоукладной хозяйственной  жизни определял исключительно  пестрый социальный состав древневосточных  обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых  образований: 1) различные категории  лиц, лишенные средств производства, зависимые подневольные работники, в т.ч. и рабы; 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне  и ремесленники; 3) господствующий социальный слой.

На Востоке отсутствовала  четкость социально-классовых границ. Существовали различные категории  зависимого населения, занимающие промежуточное  положение между свободными и  рабами, переходные категории свободных  землевладельцев к господствующему  слою. Социально-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим  положением.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религии дают основание определить в качестве основной черты древневосточных  обществ - их традиционность.

Специфической чертой политической организации древневосточных обществ  являлась "восточная деспотия", которая характеризуется рядом  признаков. Это монархическая форма  правления с неограниченной властью  наследственного, обожествляемого  монарха, выступающего единоличным  законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного  аппарата. Древневосточным обществам  были известны и республиканские  формы правления, например, в городах-государствах - Финикии, Месопотамии значительную роль играли традиции примитивной племенной  демократии.

В религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение  к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного  авторитета, органически вытекающего  из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических  полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны  жизнедеятельности древневосточных  обществ. С учетом этих обстоятельств, следует различать понятие "восточная  деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом  смыслах.

Выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое  государство было призвано, вместе с тем, выполнять функции, связанные  с координацией разрозненного общинного  производства. При отсутствии или  слабом развитии рыночных отношений  государство с его административно-командным  аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции. Это обеспечивало исключительное место и значение управляющей  верхушки в восточном обществе.

Но не меньшее значение имела деятельность властных структур государства по поддержанию религиозно-культурного  единства общества, обеспечиваемого  на основе сохранения их самобытности и фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии также  определялось в значительной степени  слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере  общинного производства. Религиозная  идеология, играющая важную роль в поддержании  единства, строилась на основе различных  морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" - правителю.

В массовом сознании правители  наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного  характера своей власти - царственности, но и в силу отводимой им единоличной  роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались  ранние государственные деспотические  режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника  слабых и обездоленных.

Вместе с государством складывалось и право, которое в  странах Древнего Востока имело  ряд общих черт. В частности, оно  открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось, прежде всего, в  принижении положения рабов. Вне  зависимости от того, мог ли раб  иметь семью или владеть имуществом в интересах хозяина, на Востоке  он выступал в качестве вещи и таковой  рассматривался в действующем праве. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство  свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных  правовых системах.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной  моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное  обоснование. Правонарушение - это одновременно нарушение нормы религии и  морали.

Основным источником права  древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь  продуктом общинного творчества, в течение длительного периода  времени не записывались, а сохранялись  в устной традиции и памяти соплеменников. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся  в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.

Общие традиционные черты  древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких  социальных форм, как община, большая  патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное приниженное  положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

Информация о работе Западный и Восточный пути развития государства