Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа
Достичь понимания настоящего страны совершенно невозможно без знания ее прошлого. В наибольшей степени это относится к Индии, в жизни которой теснейшим образом переплелись традиции глубокой старины с последними достижениями науки, древнейшие религии соседствуют с новейшими политическими учениями, натуральное хозяйство сельской общины — с гигантами современной промышленности.
В IX главе «Законов Ману», где речь идет о наследовании имущества, содержится любопытный стих (IX.179), позволяющий думать, что рабы сами иногда имели рабов. «Если у шудры есть сын от рабыни (dāsī) или от рабыни раба (dāsadāsī), он, признанный [отцом], может получить часть [наследства]: такова установленная дхарма».
Хозяева были властны над жизнью и смертью раба и могли наказывать его по своему произволу. Имеется достаточно свидетельств, что они этим правом широко пользовались.52
Источники рабства. В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам). 53
В рабство могли обращать лиц, совершивших преступление. Самым целесообразным, с точки зрения государства, было заставить осужденных работать. Упоминания об этом в источниках встречаются неоднократно: «Кшатрий, вайший и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахман может отдавать постепенно» (Ману IX.229);
У Ману (IX.150) говорится,
что при разделе наследства особой
долей сына жены-брахманки (при наличии
сыновей от жен из других варн) должен
был быть наряду с некоторыми прочими
видами имущества также и «
Условия найма. В отличие от раба наемный рабочий (кармакара) работал на установленных заранее договорных условиях. Многовековая практика установила некоторые нормы, и наличие их подтверждается различными источниками. Так, согласно Ману (VIII.231), кармакара, занятый в земледелии, получал десятую долю урожая, в скотоводстве — десятую долю масла из молока коров, находящихся на его попечении, в торговле — десятую долю выручки. Пастух оплачивался примерно так же — имел право доить для себя лучшую корову из десяти. Поскольку договор о найме (если он оформлялся) содержал обязательства обеих сторон, за их нарушения устанавливались наказания. Так, по Ману (VIII.215–217), наемный работник, отказавшийся выполнить работу, штрафовался на 8 кришнал, не закончивший ее не получал ничего. Если работник был болен, но, выздоровев, работу выполнял, ее следовало оплатить.54
4 Заключение
Законы Ману - самые известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательства и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития, юридической, политической и социологической конструкции с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.55
Рассматривая древневосточные правовые кодификации, исследователь неоднократно сталкивается с декларациями, провозглашающими начала «справедливости», «правды», «нравственности» и т. д. Возникает воззрение, что законодательство покоится на собственных основах, на правилах «справедливости», «нравственности», «правды» или религии, что его источником является свободная воля законодателя.
Между тем, как мы видели, Законы Ману считают рабство справедливым.
Тем не менее именно здесь, на Востоке, возникли и развились земледелие, скотоводство, ремесла, архитектора и т. д., а вместе с тем государственность и право, юридическая литература и культура вообще, оказавшие, как мы знаем, непреходящее влияние на культуры Древней Греции и Древнего Рима, a значит, и на их юридическую культуру: юридическое мировоззрение, кодификации права, суд и процесс вообще.
Вместе с тем нельзя не видеть, что все основное, что происходило в хозяйственной или правовой жизни стран Древнего Востока, и Древней Индии в частности, не может быть понято вне рабства как главного фактора жизнедеятельности древневосточных обществ.56
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 44.
2 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
3 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. М.: Наука, 1992.
4 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
5 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
6 Ли Е.Г., Нездемковский В.В. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.1. Древний мир и средневековье: учебное пособие. Алматы: КазГЮА, 2001. - С.35-36.
7 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
8 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
9 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
10 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
11 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. М.: Наука, 1992.
12 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
13 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
14 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
15 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
16 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
17 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
18 Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
19 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
20 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
21 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
22 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
23 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
24 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
25 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
26 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
27 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
28 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
29 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
30 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
31 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
32 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
33 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
34 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
35 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
36 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
37 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
38 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
39 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58
40 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
41 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
42 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
43 Государство в Древней Индии//
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные
материалы. URL: http://www.shpora.su/
44 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
45 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
46 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
47 Авдиев В.И. История Древнего Востока. С. 569-609.
48 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
49 Законы Ману: Общая характеристика
// Эрудиция – российская электронная
библиотека. URL: http://www.erudition.ru/
50 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
51 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
52 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
53 Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
54 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. – С.38-40.
55 Каширина Т.В. История государства и права
зарубежных стран. URL: http://www.e-college.ru/
56 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2002. – С.51-58.
Информация о работе Законы Ману как источник права древней Индии