Законы Ману как источник права древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Достичь понимания настоящего страны совершенно невозможно без знания ее прошлого. В наибольшей степени это относится к Индии, в жизни которой теснейшим образом переплелись традиции глубокой старины с последними достижениями науки, древнейшие религии соседствуют с новейшими политическими учениями, натуральное хозяйство сельской общины — с гигантами современной промышленности.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Вообще  в  индийском  обществе  господствовала не имущественная,  а  интеллектуальная  дифференциация.  Брахманами  были самые  лучшие  знатоки Вед. Таким  образом,  если  приговор  выносился  хотя бы  одним  таким  знатоком, то это  решение было  уже  невозможно  отменить,  даже  если  за  это  высказалось бы  более 1 млн. чел.

Судоговорение  было  неформальным,  расспрос  являлся  основным  методом  решения  судебных  вопросов. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.32

Какие-то предварительные  действия, особенно в делах о государственных  преступлениях, имели место, но, как  правило, расследование начиналось и заканчивалось в самом судебном заседании (судебное следствие).

В оценке показаний  свидетеля господствует критерий качества свидетеля. Это неизбежно для общества, разделенного на резко отграниченные касты. Свидетеля себе никто не готовит: им становятся по воле случая. Но чтобы шудра был свидетелем по делу «высшего», считалось недопустимым. Важно не столько то, что говорится, сколько то, кто говорит.

Существенной  чертой Законов Ману является правовой формализм.

Популярным  был обычай судебных испытаний, или ордалий. Когда отсутствовали достоверные свидетельства и судьи, исследовавшие дело, не знали, как его решить, прибегали к клятве.

В некоторых  случаях клятва могла быть призвана недостаточной, и тогда обвиняемый должен был «взять огонь» или погрузиться в воду. «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».

Затрудняясь в  выборе средств доказывания, судьи  требовали вещественных доказательств - поличного. Справедливый царь, говорится в Законах Ману, не казнит вора, если у него не найдено краденого. Пойманного же с краденым или с воровским инструментом следует казнить не колеблясь.

Но поличное имеется не всегда. И тогда остается следить за тем, как показывает свидетель, как отвечает обвиняемый.

В древнем суде считалось особым достоинством вынудить ответчика (обвиняемого) к такому психологическому действию, которое бы его с очевидностью разоблачило.33 Царь вместе с брахманами и опытными советниками решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета, продажа чужого, разбой и насилие и т.д.34

3.6 Процессуальное право по законам Ману

В ЗМ зафиксированы 18 поводов обращения в суд:

  • неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом;
  • дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, прелюбодеяние;
  • дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад.

Характер —  обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось.

Виды доказательств

  • Свидетельские показания. Свидетельским показаниям уделялось значительное внимание в ЗМ (свидетели должны были по статусу быть равными стороне, это правило иногда нарушалось в случае тяжкого преступления). Только при отсутствии надлежащих свидетелей, свидетелями могли быть ребенок, старик, ученик в отношении учителя, родственник, раб и женщина. Женщина могла свидетельствовать в отношении женщины.
  • Клятвы. Брахманы клялись правдивостью (иначе грех падал на 100 поколений), кшатрии — оружием, вайшьи — коровами, зерном и золотом, шудра — всеми тяжкими преступлениями.
  • Вещественные доказательства.
  • Поведение обвиняемого. Если было недостаточно вещественных доказательств, то нужно было следить за тем, как обвиняемый отвечает на вопросы («по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи, улавливать его сокровенные мысли»).
  • Ордалии (весы, огонь, вода простая и священная, яд). Применялись публично для доказательства невиновности.
  • Документы.

Вынесенное  судом решение было окончательным  и не пересматривалось.

 

 

 

3.7 Обязательственное право по законам Ману

Обязательственное право состояло из договоров и деликтов.35

В законах регламентируются договоры: купли-продажи (может быть расторгнута в течение 10 дней), займа, дарения, перевозки, хранение, товарищества, поручительства, а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен тайно, без свидетелей, человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться.

–предусматривается  добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное  с помощью обмана или насилия  недействительно.

–если должник  не располагал имуществом,  необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).36

Условия действительности: честность и вменяемость сторон и правомерность с точки зрения обычая или закона.

Гарантии исполнения: материальная ответственность и  личность должника, поручительство, залог. В отношении кредитора можно  было действовать силой: задержание семьи, избиение, мор голодом должника.37

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует  о расцвете ростовщичества. Но сохраняются  элементы самоуправства, расправа кредитора  над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.38

Указываются средства обеспечения исполнения договора займа и среди них поручительство другого лица, а также залог.  Если должник оказывается несостоятельным, долг переходит на поручителя. Если долг уплачен, залог подлежит возврату. В случае смерти должника обязанность уплаты переходит на сына и даже на других родственников. Невозможность уплаты приводила к долговому рабству.

Помимо  того, Законы Ману разрешали кредитору  действовать силой. Захватив должника и приведя его в свой дом, кредитор имел право морить его голодом и даже избивать, пока тот не уплатит долг.39 «Какими средствами кредитор может получить свой долг, такими средствами он должен понуждать и заставить должника уплатить ему».40 

 ДОГОВОР  ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные  работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни. 

 Условия  личного найма были крайне  тяжелы. Наемник, не выполнивший  работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание. 

 КУПЛИ-ПРОДАЖИ.  Существовал ряд ограничений  на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиболее предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.  Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.41

Роль государства  в обязательственных отношениях: юридическая защита сделок, регулирование материальной ответственности, установление максимальных процентных ставок по займам (2% в месяц для брахманов, 3% — для кшатриев, 4% — для вайшьев, 5% — для шудров).42

Непременным условием всякого договора была его публичность. Только свидетели могли спасти от наказания в случаях, когда требовалось представить продавца, а он не был известен или отсутствовал.43

3.8 Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается  два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну  между сыновьями, либо его полностью  забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце (обычай первородства). 44

Сестры не принимали  участие при дележе наследства, но они получали приданое. Дочери могли наследовать только имущество матери. Наследование по завещанию индийское право еще не знало.

При отсутствии детей к наследованию призывались  родственники до 6-ой степени.

3.9 Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют  о глубоком имущественном расслоении индийского общества.  Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе,  получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь.45

Вопрос о  собственности на землю в древней  Индии заслуживает особого внимания, ибо от его решения зависит оценка и более общих проблем, в том числе характера общественных отношений и классовой структуры древнеиндийского общества.

 В течение  длительного времени вопрос о  земле не казался индийцам  особенно важным, требующим специального  разбора: земельные отношения,  видимо, регулировались нормами обычного права. Лишь в «Законах Ману» (IX.44) делается одна из первых попыток постановки этого вопроса.

Материалы индийских  источников свидетельствуют об ошибочности  слов Диодора, утверждавшего, что «никакому  частному лицу не разрешается владеть  землей»[1063] У Ману (VIII.264) обрабатываемое поле, дом, пруд и сад называются среди основных категорий собственности частного лица; за незаконное присвоение их полагается большой штраф. Частные лица могли продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать принадлежавшую им землю[1064] или часть ее. Дар или продажа, подчеркивают «Законы Ману», произведенные несобственником, должны быть признаны «недействительными согласно правилу судопроизводства» (VIII.199). За такой проступок, как похищение поля, полагалось очищаться покаянием (Ману XI.164), к которому прибегали лишь при совершении тяжелого греха. Вором объявлялся всякий, кто продавал собственность другого без его согласия (Ману VIII.197). «Кто, не являясь владельцем поля, но имея семена, засевают чужое поле, те никогда не получают плода выращенного урожая» (Ману IX.49). «Если на поле кого-нибудь произрастает семя, принесенное водным потоком или ветром, это семя — владельца поля; владелец семени не получает плод» (IX.54).46

Главы патриархальных семей, сосредотачивая в своих руках значительное имущество владели также и землей. В законах Ману формулируется право первой заимки в следующих словах: «Знающие прошлое ( мудрецы) … объявляют поле принадлежащим тому, кто расчистил лес». 47 Отчуждать  его  было возможно не иначе как по единодушному согласию всей общины. 48

В гл.10, ст.115 перечисляются  семь законных способов приобретения  имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно было только у законного собственника.

Если первые три способа  были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как  исключительная привилегия брахманов. 

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался  права  получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.49

ЗМ различают  право собственности и право  владения, значительное внимание уделяется  охране частной собственности.

Формы собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.50

Всякое фактическое  обладание спорной вещью следовало при необходимости обосновать указанием на его происхождение: куплю-продажу, переход по наследству, распределение по жребию (когда речь идет о земельном наделе) и т. д.

Как только право признало существование  владения, оно должно было изобрести приобретательную давность. Так и случилось. 51

3.10 Рабство  по законам Ману

Положение раба. Под рабом следует понимать человека, лишенного правосубъектности, являвшегося собственностью другого лица, не собственника своей рабочей силы и результатов своего труда. Юридически раб был неправоспособен; сделки, заключенные им, считались недействительными, он не мог выступать свидетелем в суде (Ману VIII.66). Однако различные обстоятельства вынуждали в некоторых случаях отходить от этих положений. Так, при отсутствии надлежащих свидетелей мог быть допрошен и раб (Ману VIII.70).

Непременная особенность  рабского состояния — отсутствие права собственности на свою рабочую силу и на результаты своего труда. В «Законах Ману» (VIII.416) говорится: «Жена, сын и раб (dāsa) — трое считаются не имеющими собственности: чьи они, того и имущество, которое они приобретают». Обратим внимание на то, что в цитированном выше стихе из «Законов Ману» имеется в виду не всякое имущество, а только то, которое заработано во время пребывания в рабской зависимости. Полная имущественная неправоспособность не являлась непременной особенностью рабского положения. Так, рабовладелец, становясь хозяином свободнорожденного раба (военнопленного, продавшего себя и т.д.), не становился автоматически собственником имущества, принадлежавшего рабу до его порабощения. Кроме того, такой раб пожизненно сохранял семейные и родственные связи, а следовательно, и право на долю семейного имущества. Наконец, хозяин мог поощрять раба подарками, разрешать трудиться и на других за особую плату или даже вести особое хозяйство — все это для того, чтобы дать возможность рабу накопить сумму для выкупа.

Информация о работе Законы Ману как источник права древней Индии