Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, контрольная работа
Изучение законов Хаммурапи даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. Законы Хаммурапи – сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.История создания и структура изложения Закона Хаммурапи.
1. Вавилонское царство……..………………………………………...................4
2. История создания закона……………….. ……………………………………6
3. Структура изложения………………………………………………………….8
Глава 2. Основные институты и нормы в Законе Хаммурапи.
1. Социальные отношения ………………………………………..…………….11
2. Имущественные отношения………………………………………..………...18
3. Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
4. Закон Хаммурапи о преступлении и наказании……………………….........24
5. Судебный процесс ……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы и источников ……..…………………… ...31
Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. По Закону Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько братья. Долю умершего сына получают его дети. Усыновленные наследуют на равных основаниях с «законными» детьми. Дети прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими ( и только движимое имущество).
Кроме того, известны были внутрисемейные дарения имущества (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным договором. Эти дарения считались неоспоримыми и наследственному переделу не подлежали.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законник Хаммурапи не дает. Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах : а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека»большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее.
Если попытаться систематизировать все преступления , закрепленные в Законе Хаммурапи, то следует прежде всего выделить так называемые преступления против личности. Это – умышленное или неумышленное убийство, (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.) телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и прочее.
Другую группу составляют преступления против собственности. Воры и покупатели краденного у частных лиц сурово наказывались, но особо охранялась собственность дворца или храма. Такой состав преступления как посягательство на собственность дворца или храма был сформулирован в п. 6 «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить»
К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба его знаков рабства ( п. 226-227), повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины (п. 53-55), потрава поля скотом ( п. 57) и т.д.
Третья группа – это преступление против семейных устоев : кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение (п. 129,133,143), изнасилование (130), похищение и подмена ребенка ( п. 14, 194), бегство жены от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и др. При определении наказания за эту группу преступлений учитывалось не только социальное положение преступника, но и их пол, семейный статус.
В квалификации
преступлений весьма значителен был
элемент религиозно-
Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления безусловно карали смертью. За некоторые преступления казнь предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными) в большинстве случаев полагались членовредительские наказания : отсечения рук, пальцев, отрезание уха , языка. Эти наказания соседствовали с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом, принудительным трудом, клеймением, битьем палками и т.д.
Часть этих наказаний налагались по принципу талиона « око за око, зуб за зуб», если потерпевший или преступник были равными по социальному положению. Талион мог быть прямым и опосредованным : так если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына.
Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Заведомая непосильность таких штрафов предполагала неизбежную смерть преступника. Величина штрафа ( так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего. Штрафы налагались, как правило , за разного рода оскорбления , побои, преступления а отношении женщин.
Ведение процессов по
Судья обязан был лично
Однако, речь идёт не о том,
что дело в принципе не
Естественно, следует
учитывать, что Законы
Заключение.
Сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложилась устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев.
Законы Хаммурапи представляют собой запись норм обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи. Возможно, были и заимствования из ранее принятых законов в XX веке до н. э.
Законы Хаммурапи затрагивают различные вопросы права. Его многие правовые положения изложены казуистически и в тесной связи с ритуалом, символической процедурой. По этой причине ученые полагают, что законы Хаммурапи представляют собой запись судебных решений или наиболее важных распоряжений царя по отдельным конкретным вопросам. Но, несмотря на это, хочется обратить внимание, что сборник законов имеет свою внутреннюю логику изложения правового материала.
Социальное назначение законов Хаммурапи имело юридическое и идеологическое значение. Заключение, восхваляющее Хаммурапи как царя, «водворившего истинное благополучие и доброе управление в стране», призванного богом, «чтобы дать сиять справедливости в стране», - декларации, дающие идеализированный образ царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных. Продолжительное царствование Хаммурапи ознаменовалось освобождением страны и возвышением города Вавилона.
Необходимость принятия законов Хаммурапи диктовалось объединением под властью Вавилона народа с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчить произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате.
Значение
Законов Хаммурапи выходит
Список используемой литературы и источников.
1 Энциклопедия для детей: Т.1(Всемирная история) М.: Аванта+, 1994. С.52.
2 Энциклопедия для детей: Т.1(Всемирная история) М.: Аванта+, 1994, С.46
Информация о работе Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения