Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Изучение законов Хаммурапи даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. Законы Хаммурапи – сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.История создания и структура изложения Закона Хаммурапи.
1. Вавилонское царство……..………………………………………...................4
2. История создания закона……………….. ……………………………………6
3. Структура изложения………………………………………………………….8
Глава 2. Основные институты и нормы в Законе Хаммурапи.
1. Социальные отношения ………………………………………..…………….11
2. Имущественные отношения………………………………………..………...18
3. Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
4. Закон Хаммурапи о преступлении и наказании……………………….........24
5. Судебный процесс ……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы и источников ……..…………………… ...31

Работа содержит 1 файл

история гос и права.docx

— 63.65 Кб (Скачать)

Первоначально право завещания было не столько  выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. По  Закону Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько братья. Долю умершего сына получают его дети. Усыновленные наследуют на равных основаниях с «законными» детьми. Дети прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими ( и только движимое имущество). 

Кроме того, известны были внутрисемейные дарения  имущества  (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным  договором. Эти дарения считались  неоспоримыми и наследственному  переделу не подлежали.

 

  1. Законы Хаммурапи о преступлении и наказании.

 

      Общего понятия преступления  и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законник Хаммурапи не дает. Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах : а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией  порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно уголовному взысканию мог подвергаться  любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам.  Вместе с тем оскорбление человека»большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее.

Если  попытаться систематизировать все  преступления , закрепленные в Законе Хаммурапи, то следует прежде всего выделить так называемые преступления  против личности. Это – умышленное или неумышленное убийство, (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.) телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и прочее.

Другую  группу составляют преступления против собственности. Воры и покупатели краденного у частных лиц сурово наказывались, но особо охранялась собственность  дворца или храма. Такой состав преступления как посягательство на собственность  дворца или храма был сформулирован  в п. 6 «Если человек украдет  достояние бога или дворца, то этого  человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить»

К имущественным  преступлениям, кроме кражи и  грабежа, относились снятие с раба его  знаков рабства ( п. 226-227), повреждение  и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости  чужого поля водой из своего арыка  или плотины (п. 53-55), потрава поля скотом ( п. 57) и т.д.

Третья  группа – это преступление против семейных устоев : кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение (п. 129,133,143), изнасилование (130), похищение и подмена  ребенка ( п. 14, 194), бегство жены от мужа, укрывательство беженки,  увоз замужней женщины и др. При определении  наказания за эту группу преступлений учитывалось не только социальное положение  преступника, но и их пол, семейный статус.

В квалификации преступлений весьма значителен был  элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала  то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.

Этой  основной идее подчинялась и система  наказаний. Тяжкие преступления безусловно карали смертью. За некоторые  преступления казнь предписывалась в форме  сожжения, утопления, сажания на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными) в большинстве случаев полагались членовредительские наказания : отсечения рук, пальцев, отрезание уха , языка. Эти наказания соседствовали с другими:  обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом, принудительным трудом, клеймением, битьем палками и т.д.

Часть этих наказаний налагались по принципу талиона  « око за око, зуб за зуб», если потерпевший или преступник были равными по социальному положению. Талион мог быть прямым и опосредованным : так если неудачливый строитель  дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына.

Штраф в  виде взыскания  многократной стоимости  похищенного был равнозначен  смертной казни. Заведомая непосильность  таких штрафов предполагала неизбежную смерть преступника. Величина штрафа ( так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего. Штрафы налагались, как правило , за разного рода оскорбления , побои, преступления а отношении женщин.

 

  1. Судебный процесс.

 

      Ведение процессов по уголовным  и гражданским делам осуществлялось  одинаково и начиналось по  жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса  - обвинителе или истце и обвиняемом или  ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при  передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

     Судья обязан был лично исследовать  дело. Изменить свое решение судья  не мог под угрозой крупного  штрафа и лишения должности  без права возвращения к ней. 

       Однако, речь идёт не о том,  что дело в принципе не подлежало  пересмотру, а только о том,  что этого не имел права  делать тот же самый судья  и суд, которые выносили первоначальное  решение и, следовательно, для  пересмотра дело должно было  направляться в вышестоящую инстанцию  - вероятно, прямо к царю. Хотя  в тексте Законов Хаммурапи  нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной  или апелляционной инстанцией, в  одной из статей  (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании  мог казнить, кого хотел.

      Естественно, следует  учитывать, что Законы Хаммурапи  (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину,  так как реальные общественные  отношения отражены в них   лишь в преломлении через правовые  взгляды того времени. Кроме  того, эта картина неполная, потому  что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды  и они вовсе не представляют  свода всего действовавшего права.  Тем не менее  Законы Хаммурапи,  являясь плодом огромной работы  по сбору, обобщению и систематизации  правовых норм древней Месопотамии,  дают достаточно адекватное представление  о системе действовавшего тогда  судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

 

Сборник Законов Хаммурапи в целом  был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложилась  устойчивая классовая структура, упорядоченные  отношения между социальными  группами жрецов, воинов и земледельцев.

Законы  Хаммурапи представляют собой запись норм обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи. Возможно, были и заимствования из ранее принятых законов в XX веке до н. э.

 Законы  Хаммурапи  затрагивают различные вопросы права. Его многие правовые положения изложены казуистически и в тесной связи с ритуалом, символической процедурой. По этой причине ученые полагают, что законы Хаммурапи представляют собой запись судебных решений или наиболее важных распоряжений царя по отдельным конкретным вопросам.  Но, несмотря на это, хочется обратить внимание, что сборник законов имеет свою внутреннюю логику изложения правового материала.

 Социальное назначение законов Хаммурапи имело юридическое и идеологическое значение. Заключение, восхваляющее Хаммурапи как царя,  «водворившего истинное благополучие и доброе управление в стране», призванного богом, «чтобы дать сиять справедливости в стране», - декларации, дающие идеализированный образ царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных. Продолжительное царствование Хаммурапи ознаменовалось освобождением страны и возвышением города Вавилона.

Необходимость принятия законов Хаммурапи диктовалось  объединением под властью Вавилона народа с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов  Хаммурапи стремился смягчить произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате.

Значение  Законов Хаммурапи выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи  и за хронологические пределы  существования древневавилонского царства. Они легли в основу вавилонского права на много столетий.

 

Список  используемой литературы и источников.

 

  1. Энциклопедия для детей: Т.1(Всемирная история) М.: Аванта+, 1994.
  2. Большая Советская энциклопедия. М.:1980
  3. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. - 480 с.
  4. Всеобщая история государства и права : учебник. В 2 т. Т.1/О.А.Омельченко. – 4-е изд., -М.: Эксмо, 2007.- 592 с.
  5. Черниловский З.М.  Всеобщая история государства и права.- М.: Юристъ, 1999. -576 с.
  6. История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова. – М.: 1983. – 534с.
  7. Сборник Законов царя Хаммурапи: Источник права. Вып.1 – Тольятти: ИИП «Акцент»,1996. – 56 с.

 

1 Энциклопедия для детей: Т.1(Всемирная история) М.: Аванта+, 1994. С.52.

2 Энциклопедия для детей: Т.1(Всемирная история) М.: Аванта+, 1994, С.46


Информация о работе Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения