Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Изучение законов Хаммурапи даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. Законы Хаммурапи – сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.История создания и структура изложения Закона Хаммурапи.
1. Вавилонское царство……..………………………………………...................4
2. История создания закона……………….. ……………………………………6
3. Структура изложения………………………………………………………….8
Глава 2. Основные институты и нормы в Законе Хаммурапи.
1. Социальные отношения ………………………………………..…………….11
2. Имущественные отношения………………………………………..………...18
3. Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
4. Закон Хаммурапи о преступлении и наказании……………………….........24
5. Судебный процесс ……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы и источников ……..…………………… ...31

Работа содержит 1 файл

история гос и права.docx

— 63.65 Кб (Скачать)

" Если декум или  лубиттум ( вероятно, десятник и сотник ) возьмет пожитки редума, причинит  вред редуму, отдаст редума в  наем, предаст на суде более  сильному или возьмет себе  подарок, который дал редуму  царь, то этого декума или лубиттума должно убить ".

 Само присутствие этих  статей говорит о том, что  притеснения воинов и злоупотребления  по отношению к ним случались  и, вероятно, достаточно часто,  что и привело к тому, что  Хаммурапи решил включить в  свой кодекс статьи, карающие  столь нехорошие деяния, а слова  " предаст на суде более сильному ", говорят также и о том,  что сами командиры могли испытывать  давление со стороны других  лиц, выше их по социальной  или служебной лестнице.

 Царская земля под  воинскими наделами полностью  исключалась из оборота; лишено  было законной силой всякое  частноправное распоряжение землей  воина ( продажа, обмен, отнятие  за долги и т. д. ). Всякая  сделка относительно земли воина  или наши-бильтим считалась ничтожной  и приобретатель этого участка  " терял свое серебро " ( п. 35 - 38, 41 ). Правило это действительно  проводилось в жизнь. Вернувшемуся  из плена воину был обеспечен  его надел ( п. 27 ), а в случаи  гибели воина его надел передавался  его совершеннолетнему сыну, если  же совершеннолетнего сына не  было, то его матери с детьми  выдавалась треть надела на  пропитание ( п. 29 ).

" Если сын его малолетен  и не может нести повинность  своего отца, то должно отдать  треть поля и сада его матери, и мать вырастит его".

 А вообще государство  действительно заботилось о своих  воинах, так, например тамкарам  вменялось в обязанность выкупать  за рубежом пленных воинов  и если у его семьи не  хватало средств для возмещения  выкупа агенту, то эти расходы  возмещал местный храм или,  в крайнем случае, казна ( п. 32 ).

" Если редума или  баирума, который был уведен  в плен во время царского  похода, выкупит тамкар и доставит  его в поселение, то если  в его доме есть чем выкупиться, то он должен выкупить себя  сам; если в его доме нечем  выкупиться, он должен быть выкуплен  в храме своего поселения. Если  у храма его поселения нечем  выкупить его, то его должен  выкупить дворец. Его поле, сад  и дом не должно отдавать  на его выкуп ".

Причем и в этом случае, как видно, воинский надел отдавать за выкуп запрещалось. Из всего вышеописанного видно, что законы также преследовали цель предотвращения расхищения царской  земли, размельчение воинских наделов  и разорение воинов.

 

  1. Имущественные отношения.

 

Вместе с многочисленными  деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу на котором они были написаны, т.е. глине, Законник Хаммурапи  свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа  – денежного и натурального –  все это подробным образом  регламентируется в кодексе.

 Субъектом в сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчина или женщина): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не  только как не действительная но и  как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором , лучше письменным, либо заключатся при свидетелях.

Все сделки делились на две  группы : с отчуждением вещи и  без такового. Первый вид сделок  в силу традиционных представлений  о тесной  связи вещи с жизнью индивида требовала выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятвы, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления. В письменном договоре купли – продажи требовалось точное обозначение объекта купли, удостоверение собственнических прав продавца на вещь, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства. После уплаты цены договора купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах, например при преднамеренном сокрытии продавцом изъянов вещи.     В п. 278 Законника  говориться о продаже раба, страдающего эпилепсией. Договор в данном случае мог быть расторгнут в течении одного месяца.

Жесткие требования договора купли – продажи о немедленной  плате обходились путем оформления фиктивной купчей, наряду с которой  оформлялась и долговая расписка. Число свидетелей при такой сделке доходило до трех десятков.

Для договора денежного займа  устанавливался предельный размер процентов  – 20% в серебре или 33,5% в пересчете  на хлеб; при превышении норм заимодавец (специальный торговый агент –  тамкар) терял все даденное взаймы. При отсутствии серебра у должника тамкар обязан был брать в счет погашения долга и процентов другую движимость при свидетелях. Возврат долга мог происходить по частям. С согласия кредитора долг мог быть перенесен на другое лицо путем изготовления специального документа.

Договор найма жилья следовало  точно соблюдать по сроку : если хозяин выгонял жильца до истечения договора, он терял всю сумму оплаты.

Для договора личного найма, особенно специалистов – корабельщиков, врачей, ремесленников в законе устанавливаются  точные нормы оплаты труда за типовые  работы.  Характерно, что размер оплаты услуг врача зависели от социального  положения пациента: при успешной хирургической операции врача получал 10 сиклей серебра, еслибольной был  авилумом; 5 сиклей – если он был  мушкенумом; и только 2 сикля уплачивалось хозяином, если больной был рабом.

Особое внимание закон  уделял договору аренды земельных участков; по-видимому . арендой прикрывались особые отношения условного владения сельскохозяйственными угодьями. Арендатор обязан был добросовестно обрабатывать поля, в любом случае (есть урожай или нет) платить условное за аренду. Арендодатель не имел права отнимать данное в аренду первый год, даже если не получал платы. В договоре земельной аренды активно участвует тамкар, который предоставляет посреднические ссуды серебром в целях обработки полей.

Договоры заключались , как  правило, на строго обусловленный срок: от 1 года до 4 лет по разным сделкам. Неисполнение условий влекло для  стороны либо потерю данного договору, либо кратное возмещение. Практиковалось заложничество по разным долговым сделкам, когда заимодавец держал у себя в  доме члена семьи или раба должника до тех пор, пока долг не будет возвращен  сполна. Обязательство (т.е. обязанность что-либо сделать или возместить другому лицу в силу предписания права) могла возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения права другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условной оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупной ценой попорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например если соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало.

Земля в Месопотамии рассматривалась  правом в категориях свободного и  зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной земли сосредоточивались  в царских хозяйствах, а также  хозяйствах храмов, которые часто  пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу: воинам, тамкарам, жрицам и  др.

Общинная земля находилась или в коллективном владении (выгоны для скота, лига и пр.) или во владении частносемейном. Как свидетельствует  Закон Хаммурапи свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами за свой земельный участок, которые были близкими к правам собственника. Он мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность.(п. 39-47, 60-65), при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.

Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным  наделом общинной земли. По Законы Хаммурапи  он терял не только земельный участок, но и другие права. Если порывал с  общиной, даже жена могла отказаться от беглеца (п. 136).

Значительное внимание  в законодательстве уделялось землевладельческим правам воина. Воинский надел по Закону Хаммурапи полностью исключался из торгового оборота, всякая сдклка относительно земли воина считалась  ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он терял права  на него в течение года при условии  возращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству. В подобном режиме находилось дворцовое  имущество, передаваемое за службу жрице, купцу. Они могли продавать «за серебро» свое поле, сад, но на покупателя при этом переходили обязанности службы (п. 40).

 

  1. Семейно – брачные наследственные нормы.

 

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась  в качестве жены. Подтверждение этого в  п. 128  " Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена ".

Супруги должны были соблюдать в браке  взаимные обязанности: жена – хранить  верность , муж – обеспечивать средства к существованию. Неверность со стороны жены каралась смертью ( п.  129 ). Были установлены подробные правила для рассмотрения обвинений такого рода ( 130 - 136 ).

Развод допускался по инициативе и мужа и жены. Жену, которая «позорит» своего мужа или «расточает его имущество», разрешалось «отвергнуть» и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично – п.  141: " Если жена человека, которая живет в доме человека вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня ".

В определенных обстоятельствах: болезнь жены ( п. 148 ), женитьба на

жрице, которой не позволялось  иметь детей ( п. 145 ), плохое поведение  жены ( п. 141 ) муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков.

Отношения родителей и  детей строились на принципе патриархального  власти главы семейства. Будучи главой семьи,  отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей.

В то же время жена вправе распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению, и пр.; заключать  сделки  купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужи запрещалось расточать  имущество жены или распоряжаться  им без согласия последней.

 Так как в браке  большую роль играло имущество,  то Законы Хаммурапи подробно  рассматривают вопрос о имущественных  отношениях между супругами: о  приданом и брачном выкупе ( 159 - 164 ), о раздельной ответственности  по долгам, возникшим до брака  ( 151 - 152 ), об имуществе жены о  котором сказано в п. 150 " Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать ".

 Эта статья говорит,  что женщина в Вавилоне могла  иметь свое личное имущество,  принадлежащее только ей и  которым никто, кроме нее, не  мог распоряжаться. Не случайно  в статье упоминается, что муж  должен выдать ей документ, который  подтверждает право ее владения  и наследственного права на  это имущество тоже никто не  имел. Хотя в законах есть упоминание  о выкупе за невесту, однако  все же вавилонский брак не  был браком-куплей, так как размер  приданого был больше чем размер  выкупа.

Одной из распространенных форм сделок по Закону Хаммурапи было усыновление, которое осуществлялось в двух четко зафиксированных  правом формах: с назначением усыновленного  наследником и без такового. В  основе этих различий лежали не одинаковые цели усыновления. В первом случае –  продолжение рода в бездетной  семье, во втором – приобретение рабочих  рук. Соответственно первая форма усыновления  могла осуществляться только свободным мужчиной свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного  по первой форме со своей семьей порывались, он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог вернуться к своим родителям беспрепятственно. Приемные дети, не обладавшие наследственными правами, могли получить по наследству часть семейного имущества, если они работали в доме усыновителя «уже взрослыми»

Во всяком классовом обществе огромную роль играет институт наследования. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, остаются в руках одного и того же класса.

Наследственные  отношения строились по принципу семейной общности. Законник Хаммурапи говорит главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находиться еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судей, которые исследуют дело (п. 167-169).

Информация о работе Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения