Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Изучение законов Хаммурапи даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. Законы Хаммурапи – сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.История создания и структура изложения Закона Хаммурапи.
1. Вавилонское царство……..………………………………………...................4
2. История создания закона……………….. ……………………………………6
3. Структура изложения………………………………………………………….8
Глава 2. Основные институты и нормы в Законе Хаммурапи.
1. Социальные отношения ………………………………………..…………….11
2. Имущественные отношения………………………………………..………...18
3. Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
4. Закон Хаммурапи о преступлении и наказании……………………….........24
5. Судебный процесс ……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы и источников ……..…………………… ...31

Работа содержит 1 файл

история гос и права.docx

— 63.65 Кб (Скачать)

 

 

НОУ ВПО «Омский юридический  институт»

Кафедра теории и истории государства  и права

 

 

 

 

 

Законы  Хаммурапи: история создания, структура  изложения, основные институты и  нормы

Контрольная работа по дисциплине

«История  государства и права зарубежных стран»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 1 курса

заочной формы обучения, группа № 439-з

Куприенко Анна Валерьевна

 

 

Проверил:

к.и.н., доцент С.А.Величко

 

 

 

 

Омск 2010


 

План.

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.История  создания  и структура изложения Закона  Хаммурапи.

1. Вавилонское царство……..………………………………………...................4

2. История создания закона……………….. ……………………………………6

3. Структура  изложения………………………………………………………….8

Глава 2. Основные институты и нормы в Законе Хаммурапи.

  1. Социальные отношения ………………………………………..…………….11
  2. Имущественные отношения………………………………………..………...18
  3. Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
  4. Закон Хаммурапи о преступлении и наказании……………………….........24
  5. Судебный процесс ……………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы и источников ……..…………………… ...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Законы  царя Хаммурапи надлежит признать одним  из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это  первый известный нам во всемирной  истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Изучение  законов Хаммурапи  даёт  возможность  определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление  мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве.

Законы  Хаммурапи – сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Законы  Хаммурапи принадлежат к важнейшим  источникам по древневавилонскому и  вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность  восстанавливать многие стороны  социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно  усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (в последствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячеления и сохранились вплоть до его конца, а частично и позже.

 

 

 

 

Глава 1. История создания и структура  изложения 

Закона Хаммурапи.

 

  1. Вавилонское царство

 

   Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

    Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы,  сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец.  Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделий скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы.  К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

    Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику   и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

  Особенного рассвета государство достигает при знаменитом Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко – чужими руками. В конце концов, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри – Лим1.

   После объединения страны Хаммурапи  пришлось решать очень сложные  задачи. С одной стороны, власть  царя должна быть сильной, чтобы  его владения не распались  опять на отдельные области.  С другой стороны, Хаммурапи  не мог отбирать у крестьян  землю, вновь создавать крупные  царские хозяйства, собирать ремесленников  в царские мастерские. Такие действия  привели бы к быстрому упадку  страны, так как люди успели  привыкнуть к самостоятельности,  относительной свободе, доходам  от рыночной торговли. Мудрый  Хаммурапи нашел приемы, позволяющие  царю управлять деятельностью  подданных. Он лично вникал  во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка оросительного канала, насаждение плодового сада – ничто не ускользало от его внимания2.

   С развитием частной собственности  на землю сокращались общинные  земли, происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались.  Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал выделяемые ему  общинные земли. На эти земли  Хаммурапи посылал своих воинов  и так называемых «мушкену».  Мушкену считались приближенными  царя и получали от него  землю, скот и зерно, необходимые  для ведения хозяйства. Так  царь мог влиять на жизнь  сельских общин через верных  ему и зависимых от него  людей.

   Начиная с правления Хаммурапи  Вавилон около 1200 лет был культурным  и научным центром Передней  Азией. Многие достижения древних  вавилонян вошли в современный  быт: вслед за вавилонскими  жрецами мы делим год на 12 месяцев,  час – на минуты и секунды,  а круг  - на 360 градусов. Благодаря  трудолюбивым вавилонским писцам  мы знаем содержание шумерских  преданий, которые умело приспособлены  к современности. 

 

  1. История создания закона.

 

       Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Законы  Хаммурапи - были найдены французской  экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ), Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Законник Хаммурапи состоит 282 статей. Из них полностью сохранилось 247 статей. Остальные оказались стертыми. Впоследствии  некоторые из недостающих статьей удалось восстановить на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.

В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень, дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Стремлению  зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и  обязаны своим появлением Законы Хаммурапи. Свод судебных правил был  записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н.э. – и должен был сохранить  на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные  при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим  сводом всего современного ему Вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так , законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царскими судьями в решении тех дел, которые не регулировались обычным правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обычной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные  судебные решения, записанные для общего сведения.

Некоторые статьи Законника наводят на мысль,  что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами- арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможность этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства:  плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.

 

 

  1.  Структура изложения

 

Свод  Хаммурапи составлялся обдуманно  и по своеобразной системе.

Клинописный текст состоит из трех частей : введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов : чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Текст законов  начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые  эпические поэмы:

“ Когда  славнейший Анум, царь Ануннаков, и  Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили  Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили  его среди Игигов, назвали Вавилон  его славным именем, возвысили  его над четырьмя странами света  и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно  небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени “.

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания  им законов. Затем Хаммурапи перечисляет  свои благочестивые деяния, которые  он совершил в качестве представителя  каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми “новыми” общинами - от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается “ вечность “ царской власти в Вавилоне. Характерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду - древнейшие культовые центры Двуречья,а затем уже Вавилон,бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: “ Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сеньстраны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей “ и т.п. Наконец, вводимый словом “ отныне“,начинается собственно текст законов.

Законы  Хаммурапи представляют собой результат  тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных  правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. ), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие “ простейшие “ случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.

Информация о работе Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения