Законы Царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данного реферат является анализ законов Хаммурапи.
На основе данной работы можно выделить следующие задачи:
-непосредственное исследование структуры законов Хаммурапи;
-анализ общей характеристики законов Хаммурапи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Характеристика Законов Хаммурапи
1.1. Общая характеристика памятника ……………………………………...…..5
Глава II Структура Законов Хаммурапи
2.1. Правовое положение основных групп населения……………………….…8
2.2. Ремесло……………………………………………………………..………..12
2.3. Торговля………………………………………………………………….….14
2.4. Право собственности ……………………………………………………….16
2.5. Обязательственное право.……………………………………………….....18
2.6. Преступление и наказание……………………………………………...…..21
2.7. Суд и процесс……………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованной литературы…………………………………...………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 76.63 Кб (Скачать)

Основную массу тяглового  населения составляли общинники- земледельцы, которых эксплуатировало деспотическое государство. Хаммурапи не произвел коренных перемен в организации управления сельских общин, которые по-прежнему самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка и т.д. Эти общины сохранили свои реликтовые органы: народные собрания (сходку всех полноправных граждан), совет старейшин - глав самых уважаемых и почтенных фамилий (семейно-родственных объединений). 
   Жители кварталов также созывали свои сходки. Решение этих органов выполняли старейшины общины, поселений, которые имели судебные и полицейские полномочия. Если грабитель не был найден, то община, поселение в лице старейшины должны были возместить потерпевшему его пропажу. Если же он погиб, компенсация вручалась его родственникам (ст.ст. 23, 24). Такой обычай существовал еще при первобытно-общинном строе. 
   Общинные власти могли взыскивать штраф с лиц, виновных в небрежном уходе за каналами, в результате чего заливало поле соседей и погибал урожай (ст.ст. 63, 54-56); с пастуха - за потраву посева (ст.ст. 57, 58), за порубку садового дерева. Закон наказывал тех, кто не возделывал выделенный ему участок поля, привел в запустение свой сад, не выполнил взятых обязательств по временной аренде земли и т.д. (ст.ст. 59-65). Закон практически запретил ростовщикам покупку поля воинов, их сада, жилого дома (ст.ст. 36-39). Ростовщик мог требовать у должника оплату долга суммой вырученного от продажи урожая или движимого имущества, но не забирать его дом, сад (ст. 66).6

Выкуп воина из плена предполагал  участие местного храма, поселения  общины и даже дворца, но в этом случае поле, сад и дом воина не могли  обращаться на оплату такого выкупа (ст. 32).7

2.2. Ремесло

Прежде всего, надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности, в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены  царскому или храмовому хозяйству. Это можно проследить в пункте 188, который гласит: «Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду».8

Здесь предположительно могла  быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих  детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог  быть в плену) и начинает требовать  ребенка назад. И здесь все  решалось достаточно просто: если ремесленник  не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь воины были в свободное от походов время земледельцами и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому (или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям, то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник не хотел отказываться от усыновленного ребенка.  
В судебнике Хаммурапи отмечаются и профессиональные занятия. Первые места среди них занимают придворные служащие и высшее жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю, как средоточию светской и духовной власти. 

В соответствии с важным государственным значением религии  и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: Надитум, Энтум, Зикрум (п. 179).

Жрицы-надитум, по-видимому, сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена). Эта деятельность нисколько не изменилась и после того, как вся обитель вошла в состав царского хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении в обитель надитум получали приданое в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они приобретали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле.

 

2.3. Торговля 

Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала  основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.

К моменту создания Законов  международная торговля в Месопотамии  имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение  в тексте Законов.

Сначала устанавливался общий  принцип партнёрства (п. 99): «Если  человек даст человеку серебро в  порядке товарищества, то прибыль  или убыток, который будет, они  должны перед богами разделить поровну». (скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов).

Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако, оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии с вкладом каждого. Дело, скорее всего, заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам. 9

Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись шамаллумами - торговыми агентами и тамкарами - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот.  
Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье. «Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара».

Участие в торговых операциях  было выгодным делом. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным  делом, т. к. грабежи торговых людей  на дорогах и средь бела дня  случались достаточно часто. И не случайно в п. 103 предусмотрено снятие с шамаллума всякой ответственности, если он по пути сделался жертвой грабежа. «Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности».  
Если он был ограблен на той территории, куда простиралась власть вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно.

Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром ишамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью. Нарушение доверия в Законах Хаммурапи рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107, предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получении этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями, и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть сереброшамаллуму в шестикратном размере (п. 107)10

 

2.4. Право собственности

Законы Хаммурапи уделили большое  внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В Вавилоне земля находилась  в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.11

В Законах Хаммурапи подробно говорится  о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные  отношения внутри общины, которая  сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над  оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для  этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать  только полноправный член общины; вышедший из общины терял все  права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно  заключать лишь в пределах  общины; отчуждение земли за пределы  общины не допускалось.12

Законы отразили процесс наступления  на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе. В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего  класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный  разбор дел о краже частного имущества  и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в  краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон  в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.

2.5. Обязательственное право

Хозяйственная активность в  вавилонском обществе, обусловленная  развитием частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество, нашла законодательное отражение в Законах Хаммурапи. В них закреплены различные договоры и сделки, связанные с продажей земли и строений, арендой пахотного поля и сада, найма быков для работы в поле, сделках займа и т.п.

Для наиболее распространенных сделок, например, купли-продажи, Законы предусматривают три условия их действительности:

а) отчуждаемое имущество  не должно быть изъято из оборота (например, нельзя было продать земельный участок, выданный воину под условием несения  им службы – имущество илку);

б) продавец должен быть действительным собственником вещи (например, если была продана краденая вещь, а впоследствии обнаруживался ее реальный собственник, сделка объявлялась недействительной и покупатель терял свои деньги);

в) сделка должна совершаться  при свидетелях (последние в случае необходимости должны подтвердить  ее законность).

Купля-продажа наиболее важных вещей (земля, постройки, скот, рабы) оформлялась  письменно, по определенной форме, с  перечнем свидетелей и приложением  печати.

Не менее важное значение в Законах Хаммурапи уделено аренде земли, являвшейся распространенным явлением в хозяйственной жизни того времени. Договоры аренды заключались письменно с обязательным указанием на объект договора, размер арендной платы, место и время уплаты, имена свидетелей и дату. Плата за арендованное поле равнялась обычно от одной трети до половины урожая, а сада – две трети. Встречается, однако, и другая форма расчета: оплата за определенное, фиксированное заранее вознаграждение. Аренда, как правило, была краткосрочной – на один год, но если в аренду сдавалась неосвоенная земля, то срок был до пяти лет. Отсрочки платежейзаконодательство не предусматривало. Аренда полей и садов служила средством обогащения служилых людей за счет вавилонской бедноты.

Широкое распространение  имел договор займа, который отличался большой суровостью. Процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до 33; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Кредитор имел право принимать в залог землю и другое имущество. Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи – дочь, сына или жену. Максимальный срок отработки долга (кабалы) устанавливался в три года.

Информация о работе Законы Царя Хаммурапи