Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью данного реферат является анализ законов Хаммурапи.
На основе данной работы можно выделить следующие задачи:
-непосредственное исследование структуры законов Хаммурапи;
-анализ общей характеристики законов Хаммурапи.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Характеристика Законов Хаммурапи
1.1. Общая характеристика памятника ……………………………………...…..5
Глава II Структура Законов Хаммурапи
2.1. Правовое положение основных групп населения……………………….…8
2.2. Ремесло……………………………………………………………..………..12
2.3. Торговля………………………………………………………………….….14
2.4. Право собственности ……………………………………………………….16
2.5. Обязательственное право.……………………………………………….....18
2.6. Преступление и наказание……………………………………………...…..21
2.7. Суд и процесс……………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованной литературы…………………………………...………31
Основную массу тяглового
населения составляли общинники- земледельцы,
которых эксплуатировало деспотическое
государство. Хаммурапи не произвел коренных
перемен в организации управления сельских
общин, которые по-прежнему самостоятельно
решали вопросы землепользования, орошения,
сбора податей, обеспечения общественного
порядка и т.д. Эти общины сохранили свои
реликтовые органы: народные собрания
(сходку всех полноправных граждан), совет
старейшин - глав самых уважаемых и почтенных
фамилий (семейно-родственных объединений).
Жители кварталов также созывали свои
сходки. Решение этих органов выполняли
старейшины общины, поселений, которые
имели судебные и полицейские полномочия.
Если грабитель не был найден, то община,
поселение в лице старейшины должны были
возместить потерпевшему его пропажу.
Если же он погиб, компенсация вручалась
его родственникам (ст.ст. 23, 24). Такой обычай
существовал еще при первобытно-общинном
строе.
Общинные власти могли взыскивать штраф
с лиц, виновных в небрежном уходе за каналами,
в результате чего заливало поле соседей
и погибал урожай (ст.ст. 63, 54-56); с пастуха
- за потраву посева (ст.ст. 57, 58), за порубку
садового дерева. Закон наказывал тех,
кто не возделывал выделенный ему участок
поля, привел в запустение свой сад, не
выполнил взятых обязательств по временной
аренде земли и т.д. (ст.ст. 59-65). Закон практически
запретил ростовщикам покупку поля воинов,
их сада, жилого дома (ст.ст. 36-39). Ростовщик
мог требовать у должника оплату долга
суммой вырученного от продажи урожая
или движимого имущества, но не забирать
его дом, сад (ст. 66).6
Выкуп воина из плена предполагал участие местного храма, поселения общины и даже дворца, но в этом случае поле, сад и дом воина не могли обращаться на оплату такого выкупа (ст. 32).7
Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.
К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.
Сначала устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99): «Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну». (скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов).
Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако, оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии с вкладом каждого. Дело, скорее всего, заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам. 9
Но, в основном, торговые
предприятия осуществлялись шамаллумами
- торговыми агентами и тамкарами - крупными
государственными служащими, находящимися,
как правило, в метрополиях. Хотя тамкар,
по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником,
однако он мог выступать и как частный
купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи,
подчинив тамкаров царскому хозяйству,
тем не менее, не лишил их прежней их сферы
частной деятельности. Между тамкарами
и шамаллумами отношения строились совсем
иначе. Шамаллум был мелким странствующим
торговцем, действовавшим отчасти на собственный
страх и риск, но главным образом в качестве
агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал
шамаллума либо деньгами, либо товарами,
которые тот пускал в оборот.
Текст п. 100 заставляет полагать, что вся
прибыль торгового путешествия доставалась
тамкару, а последний должен был оплатить
шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно,
расходы по путешествию, а также некоторое
жалованье. «Если тамкар даст шамаллуму
серебра для продажи и покупки и пошлет
его в путешествие, а шамаллум в путешествии
будет умножать доверенное ему серебро,
то если там, куда он отправится, шамаллум
наживет прибыль, то он должен подсчитать
проценты на все серебро, сколько взял,
и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить
тамкара».
Участие в торговых операциях
было выгодным делом. Однако оно было
вместе с тем и очень рискованным
делом, т. к. грабежи торговых людей
на дорогах и средь бела дня
случались достаточно часто. И не
случайно в п. 103 предусмотрено снятие
с шамаллума всякой ответственности,
если он по пути сделался жертвой грабежа.
«Если на пути неприятель отнимет у него
все, что он вез, то шамаллум должен поклясться
богом и быть свободным от ответственности».
Если он был ограблен на той территории,
куда простиралась власть вавилонского
царя, то в действие вступали пункты 23
и 24, и можно было надеяться на возмещение
убытков за счет той общины, на территории
которой произошел грабеж, однако торговые
поездки были большей своей частью заграничными.
А о существовании каких-либо договоров
между Вавилоном и соседними с ним державами
о совместной борьбе с разбоем на дорогах
пока ничего не известно.
Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром ишамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью. Нарушение доверия в Законах Хаммурапи рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107, предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получении этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями, и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть сереброшамаллуму в шестикратном размере (п. 107)10
2.4. Право собственности
Законы Хаммурапи уделили
В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.
Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:
1) все эти сделки мог совершать
только полноправный член
2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.12
Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе. В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.
Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.
Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.
Хозяйственная активность в
вавилонском обществе, обусловленная
развитием частной
Для наиболее распространенных
сделок, например, купли-продажи, Закон
а) отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота (например, нельзя было продать земельный участок, выданный воину под условием несения им службы – имущество илку);
б) продавец должен быть действительным собственником вещи (например, если была продана краденая вещь, а впоследствии обнаруживался ее реальный собственник, сделка объявлялась недействительной и покупатель терял свои деньги);
в) сделка должна совершаться при свидетелях (последние в случае необходимости должны подтвердить ее законность).
Купля-продажа наиболее важных вещей (земля, постройки, скот, рабы) оформлялась письменно, по определенной форме, с перечнем свидетелей и приложением печати.
Не менее важное значение в Законах Хаммурапи уделено аренде земли, являвшейся распространенным явлением в хозяйственной жизни того времени. Договоры аренды заключались письменно с обязательным указанием на объект договора, размер арендной платы, место и время уплаты, имена свидетелей и дату. Плата за арендованное поле равнялась обычно от одной трети до половины урожая, а сада – две трети. Встречается, однако, и другая форма расчета: оплата за определенное, фиксированное заранее вознаграждение. Аренда, как правило, была краткосрочной – на один год, но если в аренду сдавалась неосвоенная земля, то срок был до пяти лет. Отсрочки платежейзаконодательство не предусматривало. Аренда полей и садов служила средством обогащения служилых людей за счет вавилонской бедноты.
Широкое распространение имел договор займа, который отличался большой суровостью. Процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до 33; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Кредитор имел право принимать в залог землю и другое имущество. Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи – дочь, сына или жену. Максимальный срок отработки долга (кабалы) устанавливался в три года.