Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью данного реферат является анализ законов Хаммурапи.
На основе данной работы можно выделить следующие задачи:
-непосредственное исследование структуры законов Хаммурапи;
-анализ общей характеристики законов Хаммурапи.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Характеристика Законов Хаммурапи
1.1. Общая характеристика памятника ……………………………………...…..5
Глава II Структура Законов Хаммурапи
2.1. Правовое положение основных групп населения……………………….…8
2.2. Ремесло……………………………………………………………..………..12
2.3. Торговля………………………………………………………………….….14
2.4. Право собственности ……………………………………………………….16
2.5. Обязательственное право.……………………………………………….....18
2.6. Преступление и наказание……………………………………………...…..21
2.7. Суд и процесс……………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список использованной литературы…………………………………...………31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридическое отделение
по дисциплине История Государства и Права Зарубежных Стран
на тему: «Законы Царя Хаммурапи»
Выполнил слушатель 1 курса.
Адыширинов Мурад Азадович
доктор исторических наук,
кандидат юридических наук,
профессор Романов В.В.
Работа сдана"____"____________
к защите допущена:
”____”___________20___г.
Ульяновск
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Характеристика Законов Хаммурапи
1.1. Общая характеристика памятника ……………………………………...…..5
Глава II Структура Законов Хаммурапи
2.1. Правовое положение основных групп населения……………………….…8
2.2. Ремесло……………………………………………………………
2.3. Торговля…………………………………………………………
2.4. Право собственности ……………………………………………………….16
2.5. Обязательственное право.……………………………………………….....
2.6. Преступление и наказание……………………………………………...…
2.7. Суд и процесс……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...………
Введение
В 1901 году французской археологической экспедицией, проводившей раскопки в г. Сузы в Эламе (находится восточнее Вавилона), был обнаружен базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта находка послужила уникальнейшим открытием древнейшего на земле свода законов. Время его составления отождествляется с правлением царя Хаммурапи, правителя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. На самом верху столба был изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог-покровитель Вавилона - Мардук. В руках царя находится жезл - символ судебной власти, который он получил от богов. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.1
Клинописный текст состоит трех частей: приамбулы, непосредственно законов и заключения. В начале, равно как и в конце, Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д.2
Текст законов начинается с приамбулы, стиль которой написаны культовые эпические поэмы:
“ Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени “.
Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов.
Предмет исследования: анализ законов Хаммурапи.
Объектом исследования являются особенности законов Хаммурапи
Целью данного реферат является анализ законов Хаммурапи.
На основе данной работы
можно выделить следующие задачи:
-непосредственное исследование структуры
законов Хаммурапи;
-анализ общей характеристики законов
Хаммурапи.
Глава I Характеристика Законов Хаммурапи
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому ( а также и к процессуальному ) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом “если” после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “ параграфы “, или “ статьи “, снабженные нумерацией ( сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть )3. Всего таких параграфов - 282.
Глава II Структура Законов Хаммурапи
2.1. Правовое положение основных групп населения
Законник Хаммурапи дает
возможность представить
К угнетенному классу-сословию
относились рабы, рядовые общинники,
мушкенумы. Последние - это бедняки, состоящие
на службе царя, государства, от которого
они получали средства производства и
жилье, изгои. Мушкенум - свободный человек,
он имел какие-то права, но только до тех
пор, пока состоял на государственной
службе и выполнял свои обязанности. ЗХ
ставит мушкенума в приниженное положение,
по сравнению с авилумом, в охране его
жизни, защите имущества и др. Авилум за
телесные повреждения другому авилуму
отвечал по признаку талиона (равное за
равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму,
ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил
зуб, причинил в результате побоев выкидыш
его дочери, то подвергался штрафу (ст.
ст. 200, 201, 211). Если же ави- лум ударил дочь
другого авилума и причинил ей выкидыш,
то платил штраф. Если она умерла, полагалось
убить дочь виновного - (ст. ст. 209, 210). Если
мушкенум погиб в драке от неосторожного
удара, то штраф был меньше, чем за гибель
авилума. Мушкенум меньше платил врачу
за лечение.4
Закон строго охранял имущество мушкенумов.
Если авилум украл у мушкенума домашних
животных, лодку, то платил компенсацию
в десятикратном размере. Если вор не мог
уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб
мушкенума приравнен по положению к дворцовым
рабам. Он мог вступить в брак со свободной
(ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума
карались смертью, преступление приравнивалось
к хищению невольников дворца (ст.ст. 15,
16).
Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст.ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.
Самое приниженное положение
занимали рабы (вардум). По ЗХ, их имелось
несколько видов: царские, принадлежащие
общине, частновладельческие - рабы авилум
и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться
на свободной, дети от такого брака считались
свободными (ст. 175).
Раб имел небольшое имущество, мог им
распоряжаться, но после его смерти оно
становилось собственностью его хозяина.
Господин, отдавая в услужение своего
раба по найму, мог требовать часть платы
и давать ее невольнику. Имелась в виду
заитересованность раба в результатах
его труда. Рабов разрешалось отпускать
на волю. Во времена шумеров раб мог оспаривать
свое рабское состояние через суд. Но проигрыш
в таком деле грозил ему наказанием. В
судебном порядке раб мог протестовать
против своей продажи или дарения другому
лицу. В ЗХ такого указания уже не было.
Свободнорожденный вавилонянин не мог
быть обращен в рабство, кроме временного
пребывания (до 3 лет) в долговой кабале.
Выкупленного из плена или приобретенного
на рынке подданного надлежало освободить.
Если родственники не имели средств для
выкупа такого пленного сородича, им должны
были помочь выкупить его община или храм.
Имеются данные, что до Хаммурапи неоплатные
должники попадали в долговую кабалу пожизненно.
ЗХ ограничили ее срок до 3 лет (ст. 117). Глава
семейства в обеспечение займа мог отдать
в кабалу жену, сына, дочь. Но если от побоев
и жестокого обращения сын погибал, то
следовало казнить сына ростовщика, если
же в такой кабале погибал раб должника,
кредитор платил штраф - треть мины серебра.
В обоих случаях кредитор терял все, что
дал взаймы (ст. 116).
Следовательно, ЗХ охранял жизнь должника,
в том числе и раба, от жестокого обращения
со стороны ростовщика. В то же время ЗХ
запрещал рабам выступать в суде в качестве
свидетелей, тем самым ограничивалась
возможность искать себе защиты в суде
от произвола и истязаний рабовладельца.
Рабов отдавали в обеспечение уплаты
долга, для отработки процентов займа.
В таких условиях ростовщик, кредитор
выжимал из них все, что мог. Обычно после
такой «отработки» раб превращался за
короткий срок в калеку, инвалида. Положение
дворцовых рабов было несколько лучше,
чем частновладельческих.5
Рабов разрешалось держать в оковах. Если
их везли для продажи на рынок или другое
место, хозяин должен был надеть на них
кандалы, шейную колодку и проверить наличие
«рабского знака» - на тыльной стороне
ладони выжигалось имя хозяина. Такие
меры предпринимались для предотвращения
бегства от рабовладельца. Если цирюльник
снял рабский знак у чужого раба, ему отрубали
кисть рук (ст. 226). Лицо, уговорившее цирюльника
на такую операцию и выдавшее раба за своего
невольника, каралось еще более жестоко
- его вешали перед воротами. Цирюльник
мог оправдаться, поклявшись, что его обманули
(ст. 227). Разрешение на снятие рабского
знака невольник получал лишь после его
отпуска на волю. Смертная казнь грозила
и тем, кто воровал рабов, кто их скрывал
в своем доме и не вел на клич глашатая
(ст.ст. 15, 16). Поимка, задержание невольников,
возвращение их хозяину вознаграждались
(ст. 17). В целом же положение рабов, по сравнению
с эпохой шумеров, ухудшилось.