Автор: g********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
В современной концепции маркетинга ярмаркам и выставкам придается особое значение. Многие американские фирмы более 20% всех средств, выделенных на маркетинг, используют в качестве затрат на подготовку и участие в ярмарках и выставках. Еще более значителен удельный вес последних затрат для европейских фирм. Он достигает 25%.
Такое положение обусловлено тем, что многие фирмы видят в ярмарках и выставках важный инструмент маркетинга, позволяющий им успешно решать существующие проблемы, обусловленные прежде всего необходимостью обеспечения эффективной товарной и ценовой политики, политики распределения и продвижения. Именно на решение последних проблем и должно быть направлено участие каждой фирмы в той или иной ярмарке или выставке.
Содержание …………………………………………………………….. 2
Введение ………………………………………………………………... 3
Становление и развитие ярмарок и выставок …………………….. 5
История …………………………………………………………. 5
Современная концепция ярмарок и выставок ………………... 7
Виды ярмарок и выставок ……………………………………... 9
Решение об участии фирмы в работе ярмарки или выставки …… 12
Цели участия фирмы в работе ярмарки или выставки ………. 12
Нижегородская ярмарка……………………………………………. 14
Макарьевская ярмарка ………………………………………… 14
Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде после переноса
ее из Макарьева в 1817 году …………………………………. 15
Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны ... 17
Судьба Нижегородской ярмарки в XX веке …………………. 19
Нижегородская ярмарка сегодня ……………………………... 21
Заключение …………………………………………………………… 26
Литература ……………………………………………………………. 28
Значительную роль в культурной жизни ярмарки играл театр, котором до конца 30-х годов XIX века выступала крепостная труппа князя Шаховского – основателя нижегородского театра. Как отмечает современник, «...все лучшие артисты обеих столиц, особенно Москвы, ежегодно посещали ярмарку, начиная со Щепкина, Шумского, Мартынова и других». Драматург А.Н. Островский, посетивший ярмарку в 1845 году, писал, что ярмарочный театр не уступает московскому.
В 1840 - 1850-е годы наблюдался особый подъем концертной деятельности. Концерты проходили в зале Главного дома. Там в 1855 году концертировал молодой нижегородец - композитор М.А. Балакирев, в программу которого входили сочинения М.И. Глинки.
Во второй половине XIX века общественно-культурная жизнь Нижегородской ярмарки активно входит в общий процесс развития культуры России. С 1860-х годов становится традицией выступление здесь не отдельных артистов, а гастрольных, особенно оперных и балетных трупп. В 1868 году зрители слушали оперы «Севильский цирюльник». «Риголетто», «Фауст» в исполнении итальянских певцов. Зрелищно-развлекательная зона занимала значительную территорию по Нижегородской улице, которая в народе называлась «веселая самокатная». Но центр развлекательной зоны был в районе цирка, где располагались «азиатский» квартал, сад для гуляний и две Самокатные площади. На площадях сосредоточились балаганные зрелища, и здесь вырос целый городок временных сооружений с расписными фасадами и заманивающей рекламой. В различных павильонах были собраны всевозможные развлечения и чудеса-новинки культуры: механические и электрические театры - первые русские кинотеатры. Трудно переоценить значение Нижегородской ярмарки в деле популяризации фотографии в России. С ярмаркой была связана деятельность замечательных мастеров фотографии второй половины XIX - начала XX века: А.С. Муренко, К.И. Иванова, А.О. Карелина и М.П. Дмитриева.
В период проведения ярмарки выпускались газеты «Нижегородский ярмарочный справочный листок» (1865 -1872 гг.) и «Нижегородская почта» (1883 -1903 гг.), в которых печатались новости дня и разные рекламные объявления. В конце XIX - начале XX века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки. В их издании главная роль принадлежит нижегородцу В.И. Виноградову.
Развитию культурной жизни на Нижегородской ярмарке во многом способствовало купечество, в среде которого были распространены меценатство и благотворительность. Такими купцами были Третьяковы, Морозовы, Боткины, Рябушинские и другие. Можно сказать, купечество на рубеже XIX - XX веков способствовало не только расцвету культурной жизни на ярмарке, но и обеспечивало благополучие всей русской культуры.
3.4 Судьба Нижегородской ярмарки в XX веке.
В
советское время ярмарка
С годами лицо ярмарки постепенно менялось, и одним из характерных для развития процессов стало быстрое превращение прежней товарной ярмарки в ярмарку-выставку образцов. Это позволяло наглядно сравнивать качественные достижения различных районов, содействовать более широкому производству товаров лучшего качества и использованию опыта передовых регионов. Прогнозы ярмарочного комитета в 1928 году были оптимистическими: «В ближайшие годы задача всей нашей советской торговли поставить ярмарку на рельсы торговли по образцам».
На ярмарке получили широкое развитие все секторы торговли, и в особенности секторы кустарных товаров, местной промышленности и стран Востока. В ярмарке 1928 года приняло участие более 2500 различных фирм. Не было ни одного района СССР, который бы не был представлен на всесоюзном торжище. Торговлю вели страны Востока: Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. О масштабе ярмарки в это время говорит тот факт, что выставку промкооперации с 1 августа по 17 сентября посетило более 350 человек.
В 1929 году на ней работала 171 торговая фирма, в том числе 34 государственных, 19 кооперативных, 18 иностранных фирм и 6 акционерных обществ. Это был последний год проведения ярмарки. В советское время она уже не достигала уровня своего дореволюционного развития и не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома.
В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий. 6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.
Закрытие ярмарки стало одной из последних акций по уничтожению НЭПа. Ярмарка была ликвидирована как социально враждебное явление. Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода.
В 1930-е годы город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.
3.5 Нижегородская ярмарка сегодня
Прекратившая
свое существование в
Сейчас Нижегородская ярмарка – это крупный выставочный центр России, где ежегодно проходят международные форумы, национальные и специализированные выставки, среди которых: Всероссийский научно-промышленный форум «Россия Единая», Международный форум «Великие Реки/ICEF», «Города-Побратимы и Партнеры», «Автофорум», «Всероссийский Туристический Форум» и другие.
С 1991 года ярмарка стала набирать обороты, и если раньше мы могли
представить себе Нижний Новгород без неё, то сейчас она стала его лицом, визитной карточкой, по которой люди из всех уголков России и зарубежья узнают наш город.
На сегодняшний день основными акционерами ВЗАО «Нижегородская ярмарка» являются:
В 1991 году учредителями Всероссийского Акционерного Общества «Нижегородская ярмарка», среди которых были Министерство внешнеэкономических связей РСФСР, Центральный Банк России, около 40 нижегородских организаций, в том числе административно-управленческие структуры города и области, ведущие производственные объединения, которые «постановили:
1. Учредить Всероссийское акционерное общество «Нижегородская ярмарка» на базе имущества и трудового коллектива Исполнительной дирекции Нижегородской ярмарки. Организационно-правовой формой акционерного общества считать акционерное общество закрытого типа.
2. Утвердить «Устав Всероссийского акционерного общества Нижегородская ярмарка» и уставный капитал в размере 27 500 тысяч рублей.»
За последующие пять лет ВАО «Нижегородская ярмарка» утвердила свои позиции на российском рынке выставочных услуг, о чем свидетельствуют следующие факты.
Прежде всего, необходимо отметить, что 1996 год стал ключевым в развитии ВАО «Нижегородская ярмарка» - он был годом празднования 100-летнего юбилея Всероссийской промышленной и художественной выставки. Весь цикл юбилейных мероприятий настраивал на то, что концепция возрождения ярмарки верна. Общее количество выставочных мероприятий в 1996 году составило – 32 проекта, их посетило свыше 645 тыс. посетителей и специалистов, по ряду основных показателей выставочной деятельности ярмарка выходит на второе место в России, после Москвы, с которой, в связи с длительным перерывом в работе Нижегородской ярмарки нам сейчас крайне тяжело конкурировать. В данное время Москва готовится к всемирной выставке “Экспо-2010”. Выделяет она для этого 1 млрд. 300 млн. долларов. Специалисты совершенно верно, на мой взгляд, определили, что на этот миллиард они получат прибавку в 2 или даже 3 миллиарда. Немалыми возможностями обладает и Нижегородская ярмарка. К сожалению, используются они далеко не полностью.
Несомненно, что сегодня ВАО «Нижегородская ярмарка» - это действительно современный выставочный центр, располагающий всем, что необходимо для проведения выставок, конгрессов и конференций. Территория Нижегородской ярмарки является таможенной зоной, на ней действует таможенный пост и располагаются склады временного таможенного хранения. Ярмарка владеет достаточным запасом европейского выставочного оборудования, современными средствами коммуникации и связи. В распоряжении Ярмарки находятся шесть выставочных павильонов, пять конференц-залов, в том числе великолепный Гербовый зал, принимавший гостей самого высокого уровня. К услугам гостей - Ярмарочный банк, гостиница, рестораны, кафе, казино и торговый Пассаж и охраняемая автостоянка на 80 машин. Главы областной и городской администраций ориентируют на то, что ярмарка должна быть ближе простым нижегородцам, планируется ряд мероприятий в интересах города, которые будут проводиться параллельно с основными. Например, есть проекты, связанные с шахматами, с боксом (это уровень чемпионов мира), с детскими олимпиадами, чтобы в межвыставочный период задействовать площади.
В обычные повседневные дни мы видим, что территория ярмарки является местом продажи огромного количества различных товаров, но всё же это не может превратить её в барахолку. Политики и бизнесмены едут на ярмарку не потому, что она Мещерский рынок, а потому, что является выставочным центром. Поэтому основная сфера деятельности ВАО «Нижегородская ярмарка» - это выставочный бизнес. Обладая всей необходимой инфраструктурой, отлаженными связями и высоким профессиональным опытом, Нижегородская ярмарка проводит около 50 специализированных выставок в год, принимает тысячи фирм и около полумиллиона посетителей. Ежегодно в Нижний, на Ярмарку, на Всероссийские Форумы съезжаются самые высокопоставленные государственные, политические и общественные деятели, крупнейшие промышленники и бизнесмены. На конгрессах, которые сопровождают форумы, вырабатываются документы, имеющие большое значение для экономической и политической самооценки России. За последние годы на базе Нижегородской ярмарки прошли мероприятия знаковые, как для города и области, так и для России в целом. Важнейшие из них – Всероссийское совещание работников оборонно-промышленного комплекса Нижегородской области при участии и.о. Президента РФ Путина В.В.; региональное совещание по проблемам развития энергетики с участием министров Российской Федерации, губернаторов, руководства РАО «ЕЭС России» Чубайса А.Б.; пресс-конференция лидера фракции «Яблоко» Явлинского Г.А. Ярмарочный комплекс посетили официальные делегации: Китая во главе с заместителем Премьера Госсовета КНР, Нидерландов во главе с Полномочным и Чрезвычайным послом, Японии во главе с Полномочным и Чрезвычайным послом, а также Италии и Индии. Гостями города и Нижегородской ярмарки стали – известный путешественник Тур Хейердал, Королева Нидерландов Беатрикс, президент команды Кусто Франсин Кусто и другие.
Осваивая
международный выставочный
Уделяя огромное внимание развитию и совершенствованию профессиональной деятельности, Ярмарка продолжает развиваться как центр общественно-политической и культурной жизни города и региона. Это заметно отличает ее от других российских выставочных структур. Следуя прежним историческим традициям ярмарочной благотворительности, на территории выставочного комплекса начал работу Молодёжный Культурный Центр, сферой деятельности которого стало проведение городских праздников, театрализованных представлений, художественных выставок. На Ярмарке действует детский городок с непрерывно обновляемой программой аттракционов.
Нижегородская
ярмарка, обладая заслуженным
Если говорить о просто физических деньгах, которые приносит ярмарка, то ситуация выглядит примерно так. Порядка 20 млн. рублей передаётся в бюджет как от действующего хозяйственного субъекта в виде налогов. Около 250 млн. рублей город получает только за счет того, что на ярмарку приезжает почти 100 тысяч человек в год.
Кроме всего, в планах руководства Нижегородской ярмарки - развитие
тематических выставок и форумов и расширение их списка. К регулярно проводимым выставкам «Россия Единая», «Великие реки» и «Автофорум» добавятся «Леспроминдустрия», и «Российский салон малой авиации». Большое значение руководство Нижегородской ярмарки придает развитию совместных проектов с известными выставочными компаниями Финляндии, Китая, Германии, с которыми уже ведутся переговоры.
Одним
словом мы видим, что в начале нового тысячелетия
Нижегородская ярмарка становится общественным
центром, открывающим для России и мира
новые технологии в промышленности, медицине
и других отраслях человеческого знания.