Автор: g********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
В современной концепции маркетинга ярмаркам и выставкам придается особое значение. Многие американские фирмы более 20% всех средств, выделенных на маркетинг, используют в качестве затрат на подготовку и участие в ярмарках и выставках. Еще более значителен удельный вес последних затрат для европейских фирм. Он достигает 25%.
Такое положение обусловлено тем, что многие фирмы видят в ярмарках и выставках важный инструмент маркетинга, позволяющий им успешно решать существующие проблемы, обусловленные прежде всего необходимостью обеспечения эффективной товарной и ценовой политики, политики распределения и продвижения. Именно на решение последних проблем и должно быть направлено участие каждой фирмы в той или иной ярмарке или выставке.
Содержание …………………………………………………………….. 2
Введение ………………………………………………………………... 3
Становление и развитие ярмарок и выставок …………………….. 5
История …………………………………………………………. 5
Современная концепция ярмарок и выставок ………………... 7
Виды ярмарок и выставок ……………………………………... 9
Решение об участии фирмы в работе ярмарки или выставки …… 12
Цели участия фирмы в работе ярмарки или выставки ………. 12
Нижегородская ярмарка……………………………………………. 14
Макарьевская ярмарка ………………………………………… 14
Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде после переноса
ее из Макарьева в 1817 году …………………………………. 15
Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны ... 17
Судьба Нижегородской ярмарки в XX веке …………………. 19
Нижегородская ярмарка сегодня ……………………………... 21
Заключение …………………………………………………………… 26
Литература ……………………………………………………………. 28
Частным
случаем многоотраслевых
Классификация
выставок/ярмарок по значимости мероприятия
для экономики города/региона/
- выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);
- выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);
-
выставки регионального
- выставки местного значения (имеющие значение для города, области).
По характеру торговых операций, совершаемых во время их проведения ярмарок и выставок выделяют:
-
ярмарки и выставки
- ярмарки и выставки продукции производственного назначения;
- ярмарки и выставки услуг.
Очевидно, в каждом таком мероприятии в качестве экспонатов соответственно рассматриваются: потребительские товары (одежда, обувь, косметика); продукция производственного назначения (станки, машины, оборудование); услуги (стоматология, туризм и др.).
Классификация выставок по территориальному признаку (в зависимости от того, на территории какой страны проводится выставочное мероприятие):
- выставки, проводимые внутри страны;
- выставки, проводимые на территории других стран.
Следующим фактором, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, является географический состав экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют). С учетом этого ярмарки и выставки подразделяются на:
-
местные (региональные) - с участием
фирм только из того города/
-
межрегиональные (
- национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);
- с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);
- международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);
-
всемирные (международные
Наконец, можно классифицировать ярмарки и выставки с учетом целей их проведения. Такой подход позволяет ярмарки и выставки подразделять на:
- торговые;
- ознакомительные;
- коммуникационные.
Сущность
каждого из последних классов
ярмарок и выставок определяется
их непосредственным названием.
2 Решение об участии фирмы в работе ярмарки или выставки
2.1 Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок
Участвуя в работе ярмарки или выставки, каждая фирма хочет использовать конкретные мероприятия для достижения своей главной цели - обеспечения эффективной предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе. Этой цели и ее достижению должны быть подчинены цели более низкого уровня, в частности цели реализации маркетинга. Последними, например, являются:
-
обеспечение эффективной
-
реализация действенной
-
обеспечение эффективной
-
реализация действенной
Достижение сформулированных целей может быть обеспечено, если будут достигнуты цели более низкого уровня. В качестве таких, например, по отношению к обеспечению эффективной товарной политики можно указать:
-
расширение ассортимента
- оценка новых товаров;
-
улучшение качества
- перепозиционирование товара на рынке.
Что касается ценовой политики, то здесь для обеспечения ее действенности возможными целями участия в ярмарке или выставке могут быть:
- определение верхней границы цены товара;
-
определение наиболее
-
адаптация методов ценовой
С
точки зрения совершенствования
распределения товаров
-
поиск новых торговых
-
оценка эффективности
- создание и совершенствование деятельности торговых сетей.
Наконец, для обеспечения эффективной политики продвижения товаров в качестве целей участия в ярмарках и выставках могут быть:
- создание высокого имиджа товара или услуг;
-
активизация отдельных
- создание фирменного имиджа.
Указанные выше цели уточняются и конкретизируются для каждой конкретной ярмарки или выставки. При этом наряду с перечисленными могут быть сформулированы и другие, более общие цели. В частности, такими могут быть:
- увеличение объемов продаж в краткосрочной перспективе;
- исследование конкурентов;
- исследование товаров;
-
презентация фирмы и ее
- расширение числа клиентов и др.
Из сказанного выше следует, что цели участия фирмы в работе каждой конкретной ярмарки или выставки могут быть самыми различными. Однако все они должны быть подчинены целям реализации маркетинга, которые в свою очередь следует согласовать с долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными целями деятельности фирмы. Формулируя ту или иную цель, фирме следует обеспечить ее достижение. Исходной предпосылкой последнего является, прежде всего, обоснованный выбор ярмарки или выставки для участия фирмы в ее работе.
3. Нижегородская ярмарка
3.1 Макарьевская ярмарка
Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века на средней Волге сложился, как отмечает автор «Очерков Нижегородской ярмарки» В.П. Безобразов, «коммерческий центр», просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь.
Впервые крупная ярмарка проводилась на нижегородской земле во второй половине XIV века. Её история начиналась под Нижним Новгородом. В 1524 году у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великим князем Василием Иоанновичем было учреждено официальное торжище. Подлинное зарождение всероссийской ярмарки происходит в конце первой половины XVII века в нижегородских пределах. В 1641 году ярмарка перебралась ближе к Нижнему под стены монастыря св. Макария, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге и была официально признана с 1651года.
Макарьевская ярмарка прошла сложный путь экономического развития от местного сельского торга до всероссийской ярмарки. Можно выделить три крупных периода ее архитектурно-планировочного формирования.
Первый период: XVII - середина XVIII вв. Размещение в многочисленных деревянных балаганах, построенных на средства монастыря и разбросанных подле монастырских стен. Каких-либо изображений ярмарки этого периода не сохранилось.
Второй период: середина XVIII в. - 1804 г. Размещение по-прежнему у монастырских стен, возведение нового гостиного двора (1755 г.) и формирование около него разветвленной системы улиц-рядов; значительное увеличение размеров; становится крупным международным торжищем.
Третий период: 1804 - 1816 гг. Перенос ярмарки на новое место, за пределы г. Макарьева, создание целостного архитектурного ансамбля; главная ярмарка России.
3.2 Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде после переноса ее из Макарьева в 1817 г.
Император Александр I (время правления 1802-1825), признавая за ярмаркой огромное государственное значение, решил отложить перестройку Зимнего дворца, а «ассигнованные на это полтора миллиарда рублей отпустить на ярмарку». По постановлению Комитета министров ярмарку было решено не возобновлять на старом месте, а перевести в Нижний Новгород в виде опыта на один год, чтобы уже после этого окончательно решить вопрос о ее постоянном месте. Первоначально предполагалось устроить ярмарку в самом Нижнем Новгороде на нагорном берегу Волги, но это место вскоре было забраковано из-за высоты его расположения и слишком большой отдаленности от воды. Тогда для ярмарки было избрано место на луговой стороне реки Оки почти при самом впадении ее в Волгу напротив города, идеальное место для торжища. Отведенная под ярмарку территория представляла собой неправильный четырехугольник площадью 700 тыс. кв. саженей. Здесь находились заливные луга и пастбища, принадлежавшие разным владельцам и частично городу. Земли эти решено было передать в государственную собственность, (они были куплены казной за 27861 руб.) саму площадь для ярмарки возвысить и уравнять, провести каналы, построить шлюзы и выстроить обширный каменный Гостиный двор.
Генеральный план был разработан еще в 1804 году архитектором А. Захаровым. 15 мая 1817 года в Нижнем с крестным ходом и колокольным звоном началась закладка новой ярмарки. Ее по-прежнему продолжали величать Макарьевской. К началу июля 1817 г. здесь для торговли за счет казны было выстроено 1323 деревянных балагана. Первая ярмарка была открыта в Нижнем Новгороде 20 июля 1817г. и, несмотря на новизну места, прошла успешно. Если в Макарьев на последнюю ярмарку 1816 г. было привезено товаров на 14,5 млн. руб. серебром, то привоз в Нижний Новгород составил 24 млн. руб. Ярмарка 1817 г. в Нижнем Новгороде рассматривалась как «пробная». Она должна была практически доказать целесообразность ее перевода в Нижний Новгород, а в Нижнем Новгороде – удобство ее расположения на Стрелке. Пробная ярмарка «положительно» решила оба эти
вопроса. Генерал А.А. Бетанкур в своем официальном донесении царю писал, что «новое место для ярмарки в высшей степени удобное. Врачам тут делать нечего, люди не болеют, отсюда легко отправлять товары в обе столицы и за границу, что если это место благоустроить, прорыть каналы, кое-где возвысить площадь, то из этого места можно сделать маленькую Венецию» О преимуществах расположения ярмарки в Нижнем Новгороде П.И. Мельников писал: «...сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли». И далее перечисляет эти удобства: «Волга и Каспийское море представляют ему открытый путь на Кавказ, в Персию, в Среднюю Азию и даже в самую Индию. Волга, Дубовская железо-конная дорога и Дон связывают Нижний Новгород и Нижегородскую ярмарку с Турцией, Леваном, Египтом и Южною Европою. Волга и Кама сближают это место с Уральским хребтом и Сибирью, через которую идет открытый путь в Китай. С другой стороны, Волга с водо-соединительными каналами соединяет Нижний Новгород с Санкт-Петербургским портом, этим окном России в Европу, а также и с северными губерниями Европейской России. Она соединяет Нижний Новгород с внутренней Россией и сердцем ее - Москвою».
3.3 Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны
Стечение на ярмарку огромного количества людей и удаленность ее от центра города сделали необходимым создание развлекательных и зрелищных сооружений.