Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:43, реферат
Предметом исследования курсовой работы является процесс создания воинских частей, основной задачей которых было обеспечение строительства, обслуживания, ремонта железных дорог стратегического значения – военных железных дорог.
Цель данной работы изучение предпосылок, причин и основных этапов создания железнодорожных воинских частей в пореформенной России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I Причины и предпосылки возникновения железнодорожных войск в России
§ 1 Военное сообщение и дороги в первой половине XIX в………………….. 7
§ 2 Развитие железнодорожной сети стратегического назначения в России во второй половине XIX в………………………………………………………….10
ГЛАВА II Россия на пути создания военных железных дорог
§ 1 Внешнеполитическая обстановка вокруг России после окончания Крымской войны…………………………………………………………………17
§ 2 Проекты создания военных железных дорог в России……………………19
ГЛАВА III Создание воинских частей по обслуживанию железных дорог
§ 1 Военные железнодорожные команды и батальоны……………………….27
§ 2 Железные дороги и мобилизация армии во второй трети XIX в…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...48
В этих условиях военное
ведомство путей сообщения
Как уже отмечалось нами
ранее первая военно-рабочая
Весной 1863 года на строительстве Одесско - Парканской железной дороги были созданы четыре рабочие роты, во главе которых стоял штаб-офицер, пользовавшийся правами командира отдельного батальона. При нем находились два офицера для поручения, казначей, аудитор и чиновник, заведующий канцелярией и отчетностью. В каждой роте находилось 550 рядовых, 12 унтер-офицеров, 1 каптенармус, 1 фельдшер и 1 фельдфебель. Во главе роты стоял командир. Дирекция железной дороги была обязана снабжать личный состав рот рабочей одеждой и всем необходимым инструментом.
В дальнейшем, с 1864 года, военное ведомство перешло к созданию постоянных рабочих бригад, которые могли бы перебрасываться с одного железнодорожного строительства на другое. Так были сформированы сначала 2-я, а затем 1-я рабочие строительные бригады в Новороссийском крае. Каждая бригада, согласно утвержденному штату, состояла из семи рот по 650 рядовых.
Следовательно, можно считать, что
в лице рабочих бригад, которые
формировались военным
Кроме железнодорожно-строительных бригад, военное министерство практиковало в отдельных случаях также и использование на железнодорожном строительстве полевых войск, в основном пехотные дивизии. Так, например, полевые войска принимали участие в строительстве Московско – Нижегородской железной дороги, которая была открыта в 1861году.
О возможности систематического привлечения
войск к участию в
«С точки права употребление войск на такие работы, которые усиливали бы оборону государства и облегчали бы размер расходов предстоящих государству в случае войны, - едва ли может быть оспариваемо. Внешняя опасность есть вещь не временная и меньшая степень напряжения опасности нисколько не изменяет существа обязанностей войск. Подобные обстоятельства только облегчают выполнение этих обязанностей для создания государству оборонительно-наступательного положения, возможно обеспечивающего успех действительной войны. И чем армия цельнее будет стоять на этой точке зрения, тем блистательнее сможет выполнить свое военное призвание»2.
Однако сочетать железнодорожно-строительные работы с боевой подготовкой войск было трудно, и участие полевых войск железнодорожных строительных работах не получило широкого распространения.
Непрерывный рост военно-стратегического
значения железных дорог нашел отражение
в Положении о полевом
Согласно этому Положению при инспекторе военных сообщений состояли штаб- и обер-офицер, а также инженеры путей сообщения, осуществлявшие военный и технический контроль над эксплуатацией находившихся на театре военных действий государственных и частных железных дорог.
При разрушении линии железных дорог инспектор военных сообщений был обязан принять все меры для быстрейшего восстановления дорог и обеспечить их бесперебойную эксплуатацию.
Все работы по восстановлению железных
дорог осуществлялись военно-дорожными
командами, которые формировались
при действующей армии по особому
распоряжению военного министра.
Военно-дорожная команда
Технический отдел состоял
из техников или военных
В рабочий отдел назначались
рабочие из инженерных частей
или пехоты. Они должны были
производить работы не
Создание военно-дорожных команд в действующей армии являлось одним из выражений возросшего военного значения железных дорог и необходимости иметь железнодорожные войска на театре военных действий.
Однако успешное
Правильно решить этот вопрос было тем более необходимо что военно-рабочие кондукторские и телеграфическая роты, сформированные в 1851 году на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге, были в 60-х годах упразднены в связи с передачей дороги в введение главного общества российских железных дорог, а подготовка кадров военных железнодорожников в железнодорожных рабочих бригадах не дала удовлетворительных результатов, так как солдаты получали в них опыт производства главным образом самых элементарных работ, например земляных, и почти совсем не использовались на таких работах, которые давали бы им специальные знания и навыки.
Первоначально военное министерство предполагало найти выход за счет использования тех бессрочно отпускных унтер-офицеров и рядовых, которые служили на железных дорогах. В отношении к министру путей сообщения от 6 октября 1866 года военный министр написал обращение с просьбой сообщить ему точные сведения о числе находящихся на службе по найму бессрочноотпускных нижних чинов, как по эксплуатации, так и по устройству и ремонту пути и в мастерских на железных дорогах, показав отдельно, сколько на каждой из них находится нижних чинов. Дабы можно было заранее определить, на какое число людей можно рассчитывать в случае надобности для службы в военное время в составе военно-дорожных команд3.
Ответ, полученный военным
министерством, был крайне
Это по сути дело означало, что к 1867 году в России почти отсутствовали призывные контингенты, достаточно хорошо знакомые с железнодорожным делом. Стало очевидным, что эти контингенты можно подготовить на железных дорогах в мирное время.
Первоначальный вариант
«Военные железнодорожные команды учреждаются в мирное время для приготовления способных нижних чинов к формированию из них и пополнению ими в военное время военно-дорожных команд, в составе армии находящихся»5.
Команды комплектовались
25 марта 1870 года военный министр ввел в действие Положение о военных железнодорожных командах. Опубликование Положения в приказе военного министра означало, что военное министерство принимало на себя не только формирование, но и руководство военным и специальным обучением личного состава железнодорожных команд.
Положение предусматривало,
что каждый солдат военной
железнодорожной команды
Заведующие передвижением
При увольнении в запас унтер-офицеры
и рядовые военных
В том же 1870 году было начато формирование казачьих военных железнодорожных команд.
В директивном распоряжении
военного министерства от 28 июля
1870 года по этому поводу
Казаки, прошедшие подготовку
в военно-железнодорожных
Военно-дорожные команды в военное время могли дополняться казачьими конными отрядами, предназначаемыми «для охранения, порчи и восстановления железнодорожных путей»8.
Таким образом, вопрос о
подготовке достаточно
О том, насколько успешно проходил процесс накопления этих кадров, говорит тот факт, что к 1876 году в стране уже имелось до 2200 бессрочноотпускных солдат и унтер-офицеров, прошедших обучение в военных железнодорожных командах и взятых на особый учет. В России впервые в мире был создан обученный резерв для железнодорожных войск армии.
Военные железнодорожные команды хотя и дали положительные результаты, но не могли удовлетворить всех тех запросов, которые возникли в связи с быстрым развитием железнодорожной сети в России. Резко обнаружились серьезные недостатки в подготовке и деятельности по существу полувоенных команд. К числу важнейших из них следует отнести большую территориальную разбросанность личного состава команд вдоль железнодорожных линий, низкую воинскую дисциплину в командах, отсутствие единства в вопросах военного обучения личного состава команд именно тем железнодорожным специальностям и в таком количестве, как это было необходимо для формирования военно-дорожных команд. Отсутствие в военно-дорожных командах кадрового костяка, недостаток опыта работы в составе части отрицательно сказались бы при работе этих формирований на театре военных действий.
Вот почему в 1876 году в обстановке все более обострявшегося положения на Балканах был признан необходимым переход от военных железнодорожных команд к постоянным железнодорожным частям в виде отдельных железнодорожных батальонов.
Первый железнодорожный баталь
Батальон состоял из двух строительных и двух эксплуатационных рот.
В состав строительных рот
входили 5 инженеров путей сообщения,
4 техника, дорожные мастера,
Строительные роты имели свой подвижной состав: 4 паровоза, 32 вагона для личного состава, 2 классных вагона; они были снабжены железнодорожным, кузнечным, слесарным, плотничным, столярным и другим инструментом. Для подвоза материалов к месту работ имелось 4 повозки.
Информация о работе Возникновение железнодорожных войск в России