Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:12, контрольная работа
Правда Ярославичей включает ст. Ст. 19-43 Короткой Правды (Академический перечень). В её заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя отпрысками Ярослава Мудрого при участии огромнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года погибели Ярослава (1054 г.) И не позже 1072 г. (Год погибели одного из его отпрыской).
1. Возникновение и развитие «древнерусского права». Появление феодальной
принадлежности на землю. Обязательное, наследное и уголовное право по
«Русской правде» 1
2. «Воинский артикул 1715г». Главные черты уголовного права в
законодательстве Петра 1 9
3. главные положения судебной реформы 1864г. 18
перечень литературы 25
2. Утвержденный
в 1720 г. Генеральный регламент либо утомившись
коллегиям, охватывавший всю сферу нового
административного законодательства.
При подготовке регламента была осуществлена
рецепция иностранного права: в его базу
был положен шведский Канцелярский утомившись
1661 г.
3. Кодификация
норм частного права,
Первая петровская
систематизация уголовно-правовых норм
была произведена в 1715 г. При разработке
"Воинского Артикула". Воинские артикулы
состоят из двадцати четырех глав и двухсотен
девяти статей и включены в качестве Части
второй в Воинский утомившись. Юридически
этого высокограмотный документ: законодатель
в первый раз стремится употреблять более
емкие и абстрактные юридические формулировки
и отходит от традиционной для российского
права системы.
Законодательство
уже стало обращать внимание на степень
случайности - грань меж неосторожным
и случайным преступлениями была очень
узкой. Выделив субъективную сторону преступления,
законодатель все же не отказывался от
принципа объективного вменения: часто
неосторожные деяния наказывались так
же, как и умышленные: для суда был важен
итог деяния, а не его мотив. Совместно
с преступником несли ответственность
лица, не совершавшие преступления, - его
родственники. Ответственность снималась
либо смягчалась в зависимости от объективных
событий. К смягчающим происшествиям законотносил
состояние аффекта, малолетство преступника,
"непривычку к службе" и служебное
рвение, в пылу которого было совершено
грех. Типично, что к отягчающим происшествиям
закон в первый раз стал относить состояние
опьянения, до этого постоянно бывшее
обстоятельством, смягчающим вину. Вводось
понятия крайней необходимости (к примеру,
кража от голода) и нужной обороны. В ряде
случаев предусматривалалось наказание
за один лишь умысел (в государственных
грехах).
Артикулы включали
следующие виды преступлений:
1. Против религии.
В эту группу входили
2. Государственные.
Обычный умысел уничтожить
3. К должностным
преступлениям относили
4. Преступления
против порядка управления и
суда. К ним относились срывание и истребление
указов, что наказывалось смертной казнью.
Сюда же относились такие деяния, как подделка
печатей, писем, актов и расходных ведомостей,
за что полагались телесные наказания
и конфискация. За подделку средств - сожжение.
К преступлениям
против суда относились лжеприсяга, которая
наказывалась отсечением двух пальцев
(которыми присягали) и ссылкой на
каторгу, лжесвидетельство, наказываемое
как и лжеприсяга (не считая того,
назначалось церковное
5. Преступления
против "благочиния", близко стоящие
к предшествующей группе, но не имеющие
прямой антигосударственной направленности.
К ним относили укрывательство преступников,
каравшееся смертной казнью, содержание
притонов, присвоение ложных имен и прозвищ
с целью причинения вреда, распевание
непристойных песен и произнесение нецензурных
речей. В дополняющих Артикулы указах
предусматривались наказания за буйство,
дебоширство, игру в карты на средства,
драки и нецензурную брань в общественных
местах.
6. Убийство. Артикулы
различали умышленное (каравшееся отсечением
головы), неосторожное (наказываемое телесным
заключением, штрафом, шпицрутенами), случайное
(ненаказуемое). К более тяжким видам убийств
законодательство относило убийство по
найму, отравление, убийство отца, матери,
младенца либо офицера. Особая этическая
окраска этих составов очевидна, за этим
следовал и особенный вид наказания - колесование.
Безуспешно покушавшийся на суицид после
благополучного спасения приговаривался
к смертной экзекуции. Оставшиеся в живых
дуэлянты наказывались повешением, тела
погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались
надругательству. Отсечение руки назначалось
за удар тростью (состав, находящийся на
грани междутелесными повреждениями и
оскорблением действием). Ударившего рукой,
ударял публично по щеке профос (низший
воинский чин, наблюдавший за чистотой
отхожих мест).
7. Артикулы вводят
материальный (количественный) критерий
для определения тяжести
8. К преступлениям
против нравственности
Основной целью
наказания по Артикулам являлось
устрашение, что явствовало из особых
оговорок типа "чтобы через то ужас
подать и оных от таковых непристойностей
удержать". Устрашение смешивалось
с публичностью наказаний. Преступнику
отсекали тот орган, посредством которого
он сделал преступные деяния. Изоляция,
исключение из общества преступника, становится
точно выраженной целью наказания. Труд
преступников употребляли при строительстве
Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов,
при работе в рудниках и мануфактурах.
Наказание и
его применение характеризовались
рядом особенностей
: а) отсутствием
индивидуализации, когда совместно
с преступником либо заместо
него наказывались его
б) неопределенностью
формулировок ("по суду наказан будет",
"по происшествиям дела наказан
будет" и т.П.: Неопределенность приговора
усиливала общее состояние ужаса);
в) отсутствием
формального равенства перед
законом. Смертная казнь по Артикулам
была предусмотрена в 122 вариантах,
причем в 62 вариантах - с обозначением
вида, она разделялась на простую
и квалифицированную.
К обычный смертной
экзекуции относились отсечение
головы, повешение и расстрел. К
квалифицированным видам
Каторжные работы
назначались в виде ссылки на работу
по строительству гаваней, крепостей,
на работу в рудники и мануфактуры надолго
либо на определенный срок. К каторге приравнивалась
ссылка на галеры гребцом. Расширяется
применение тюремного заключения, время
от времени сопровождающееся заковыванием
в железо. Более мягкой формой заключения
являлся арест.
Лишение чести и
достоинства осуществлялось в виде позорящих
наказаний и особой процедуры - шельмования.
К позорящим наказаниям относились повешение
за ноги после погибели, удар щеке, прибитие
имени на виселице, раздевание женщин
донага, положение тела на колесо. Процедура
шельмования включала следующие деяния:
имя преступника прибивалось к виселице,
палач над коленопреклоненным преступником
разламывал шпагу и его объявляли вором.
Преступник предавался церковной анафеме
и объявлялся вне закона, отлучался от
церкви и её обрядов, от таинств, брака
и способности принесения присяги. Он
практически исключался из общества Близким
к шельмованию видом наказания была политическая
погибель, заключавшаяся в конфискации
имущества, лишении чести, всех прав, состояния
и службы.
Сенат являлся
высшей апелляционной инстанцией и
его решения были окончательными.
Новыми чертами организационной
судебной системы в первой четверти
XVIII в. Стали: коллегиальное устройство
судов и пробы выделения
кроме вышеприведенных
преобразований Петр I произвел реформу
органов гос власти, церкви, создал
табель о рангах.
С 1708 г. Петр начал
перестраивать старые органы власти
и управления и заменять их новыми.
В итоге к концу первой четверти XVIII в.
Сложилась следующая система органов
власти и управления. Вся полнота законодательной,
исполнительной, и судебной власти сосредоточилась
в руках Петра, который после завершения
Северной войны получил титул правителя.
В 1711 г. Был создан новый высший орган исполнительной
и судебной власти - Сенат, обладавший
и значительными законодательными функциями.
Он принципиально различался от собственного
предшественника - Боярской думы. Члены
Сената назначались императором. В порядке
воплощения исполнительной власти Сенат
издавал указы, имевшие силу закона. В
1722 г. Во главе Сената был поставлен генерал-прокурор,
на которого возлагался контроль за деятельностью
всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор
обязан был делать функции контроля, который
он осуществлял через прокуроров, назначаемых
во все правительственные учреждения.
В первой четверти XVIII в. К системе прокуроров
добавилась система фискалов, возглавляемая
оберфискалом. В обязанности фискалов
входило донесение обо всех злоупотреблениях
учреждений и должностных лиц, нарушавших
государственный.
Взамен устаревшей
системе приказов в 1717-1718 гг. Было создано
12 коллегий, любая из которой ведала
определенной отраслью либо сферой управления
и подчинялась Сенату. Главными числились
три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство.
В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии
входил вопросы торговли и индустрии.
Три коллегии ведали деньгами: Камер-коллегия
- доходами, Штатс-коллегия - расходами,
а Ревизион-коллегия контролировала поступления
доходов, сбор податей, налогов, пошлин,
правильность расходования учреждениями
отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала
гражданским судопроизводством, а Вотчинная,
учрежденная несколько позднее, - дворянским
землевладением.
не считая коллегий
было сделаны конторы, канцелярии, департаменты,
приказы, функции которых были верно
разграничены.
В 1708 - 1709 гг. Была
начата перестройка органов власти
и управления на местах. Страна была
разделена на 8 губерний, различавшихся
по местности и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем
губернатор, сосредоточивавший в собственных
руках исполнительную и судебную власть.
При губернаторе была губернская канцелярия.
Но положение осложнялось тем, что губернатор
подчинялся не лишь императору и Сенату,
но и всем коллегиям, распоряжения и указы
которых часто противоречили друг другу.
Губернии в 1719
г. Были разделены на провинции, число
которых равнялось 50. Во главе провинции
стоял воевода с канцелярией
при нем. Провинции, в свою очередь,
делились на дистрикты (уезды) с воеводой
и уездной канцелярией. Некое время в царствование
Петра уездная администрация была заменена
на выборным земским комиссаром из местных
дворян либо отставных офицеров. Его функции
ограничивались сбором подушной подати,
наблюдением за выполнением казенных
повинностей, задержанием беглых фермеров.
Подчинялся земский комиссар провинциальной
канцелярии. В 1713 г. Местному дворянству
было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов
(советников от дворян уезда) в помощь
губернатору, а после введения подушной
подати были сделаны полковые дистрикты.
Квартировавшие в них воинские части следили
за сбором податей, пресекали проявления
недовольства и антифеодальные выступления.
Табель о рангах,
созданный Петром I, вводил новенькую
классификацию служащих. В нем определялись
все новоучрежденные должности, выстроенные
по табели в три параллельных ряда: воинский,
статский и придворный, с разделением
каждого на 14 рангов, либо классов: 6 обер-офицерских
чинов - от прапорщика до капитана в армии
и от коллежского регистратора до титулярного
советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских
от майора до бригадира в армии и от коллежского
асессора до статского советника в гражданской
службе; 3 генеральских - от генерал-майора
до фельдмаршала в армии и от реального
статского советника до реального тайного
советника в гражданской службе. Подобная
лестница с 14 ступенями чинов вводилась
во флоте и придворной службе.
Информация о работе Возникновение и развитие «древнерусского права»