Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:54, реферат
Первая попытка ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, относится к XII столетию и принадлежит Нестору — автору Повести временных лет. Исходя из библейского предания, согласно которому родиной всего человечества была Передняя Азия, летописец начинает историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 отдельных народа и вызвавшего расселение племен в разных направлениях.
Содержание:
Проблема происхождения славян в исторической науке.
Расселение восточных славян в VI - IX вв. / накануне образования Древнерусского государства /.
Социально-экономический строй восточных славян
Занятия восточных славян / Развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесла и торговли / в VI- IX вв.
Религиозные верования восточных славян.
Литература
С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр — Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы . На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.
В "Повести временных лет" уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Роста, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов.
Многие древние
восточнославянские города были, однако,
не только торжищами, центрами экономической
и торговой жизни того времени. Они
являлись, наряду с этим, также и
центрами политическими, а возможно,
и религиозными, словом, центрами всей
племенной жизни. За их укреплениями
сидели преемники антских вождей,
таких, как Межамир Идарич, Мусокий,
Пирогост или Хвилибуд, бывшие вместе
с тем непосредственными
Автору начальной летописи было известно, что городом полян, с которым связывались все старые легенды о минувших временах полянской жизни, являлся Киев. Легендарные Кий, Щек и Хорив «створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев». Говоря о кривичах, летописец указывал, что «их же град есть Смоленск». Племенным центром самого северного восточнославянского племени — славен — летописец считал Новгород: «словени же седоша около езера Илмеря и прозвашися своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новъгород» . Наконец, в одном из древнейших списков летописи упоминается город уличей Пересечень, точное местоположение которого осталось неизвестным. Судя по Синодальному списку летописи, Пересечень находился где-то на Днепре, ниже Киева. Кроме городов, расположенных в пределах племенных земель, немалое значение в жизни восточного славянства имели города, возникшие на рубежах славянского мира в тех местах, где восточные славяне соприкасались со своими соседями. Эти города — места межплеменных торжищ — являлись одновременно и опорными пунктами славянского колонизационного движения на север и восток.
На отдаленном севере у пределов «стран полунощных» одним из таких городов была Ладога на Волхове, возникшая, вероятно, в VII—VIII вв. на месте еще более древнего славянского поселения. Ладога являлась связующим пунктом при торговых сношениях северных славян с чудью и другими прибалтийскими племенами, а позднее, начиная с IX в., и со Скандинавией.
Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.
Разновидностью
культа предков в облике животных
является оборотничество. Так, в русских
былинах Вольга охотится в образе
сокола, обращается в муравья. Русская
сказка широко использует мотив превращения
прекрасной девушки-невесты в лебедя,
утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника"
от объекта, которому он присущ, наряду
с тотемизмом порождает веру в
души мертвых а также культ
предков. Невидимые духи - души предков
и родичей, двойники фетишизируемых
предметов и явлений, объекты
тотемического культа постепенно "населяют"
окружающий древнего славянина мир.
Уже не сам предмет является объектом
почитания. Поклонение относится к
живущему в нем духу, демону. Не сам
предмет, а именно дух (демон) оказывает
положительное или
Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли". В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.
Наконец, Симаргл - единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.
Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим реформам. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр. На роль главного божества всех восточных славян выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.
Древнерусское
язычество было настолько распространено,
что Древняя Русь и после принятия
христианства в мировоззренческом
отношении и в практических действиях
являла собой языческое общество
с формальным существованием в нем
элементов христианской веры и культа.
Большинство языческих
Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища — религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой — привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.
Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной — пиршеством и воинскими играми.
Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, покровителем скота — Белое (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь — Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога — Перуна, бога грома, молнии, войны.
В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприношения — требы.
Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни — Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще "чур", по церковнославянски — "щур". Сохранившееся и поныне выражение "чур меня" означает "храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили пешие, в реках — водяные, русалки.
У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря колядовали — ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны — масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы — проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.
Само древнее славянское мировоззрение отличалось от мировоззрения окружающих его племен. Так, еще в VI в. византийский историк Прокопий Кессарийский записал, что славяне “судьбы не знают”. Славяне не знали понимания судьбы, как “фатума” — рока, неизбежности. Такое “фатальное” отношение к судьбе было характерно для древних греков и римлян, для германцев, а также для ругов-русов и варягов-руси. Отношение к судьбе, как к “фатуму”, порождало у этих народов неистребимую веру в предопределенность, в то, что никакие действия человека не могут изменить фатальной неизбежности, предначертанной свыше.
Славяне же воспринимали судьбу
в большей степени, как “фортуну”.
Судьба-фортуна — открыта, результаты
ее неизвестны. Не только судьба управляет
человеком, но и человек судьбой.
Действительно, есть много примеров,
когда в славянской среде шли
наперекор судьбе, т.е. прочитанные
во время гаданий знаки
Уже говорилось, что славяне довольно спокойно относились к заимствованию чужих культурных традиций, которые, если они вписывались в систему славянского бытия, скоро и сами становились славянскими. Но из-за того что происходило постоянное взаимовлияние славянских и неславянских элементов, иногда очень трудно увидеть собственно славянское начало тех или иных религиозно-мифологических представлений. Так, преобладание территориальной общины у славян предполагало отсутствие глубоких этногенетических преданий, характерных для народов с кровнородственной общиной. А если таковые предания появлялись, то сразу возникал вопрос — откуда они взялись у славян, кто, какой этнос привнес свои предания в славянскую память?
И здесь надо обязательно учитывать один важнейший факт. Уже в VI в., когда славяне населяли огромные территории Восточной Европы, в разных регионах они контактировали с различными соседними племенами и, следовательно, испытывали разные влияния. Поэтому, думается, к VIII — IX вв. вряд ли можно говорить о существовании единой славянской мифологии — она была различна у прибалтийских, восточных и южных славян. В свою очередь, отсутствие единой славянской мифологии предполагает и отсутствие какой-либо общей и строгой мифологической системы.
Наши далекие
предки, заселявшие Восточно-Европейскую
равнину, прошли сложный путь развития.
Трудные природно-
Информация о работе Восточные славяне до образования древнерусского государства