Восточные славяне до образования древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:54, реферат

Описание работы

Первая попытка ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, относится к XII столетию и принадлежит Нестору — автору Повести временных лет. Исходя из библейского предания, согласно которому родиной всего человечества была Передняя Азия, летописец начинает историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 отдельных народа и вызвавшего расселение племен в разных направлениях.

Содержание

Содержание:

Проблема происхождения славян в исторической науке.
Расселение восточных славян в VI - IX вв. / накануне образования Древнерусского государства /.
Социально-экономический строй восточных славян
Занятия восточных славян / Развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесла и торговли / в VI- IX вв.
Религиозные верования восточных славян.

Литература

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 81.13 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Тобольская  государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Дисциплина: История России

 

Тема: Восточные славяне до образования  древнерусского государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка 11 группы Кабанкова  Ирина

 

Проверил: Коньков Николай Леонидович

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Тобольск, 2009

Содержание:

 

  1. Проблема происхождения славян в исторической науке.
  2. Расселение восточных славян  в VI - IX вв. / накануне образования Древнерусского государства /.
  3. Социально-экономический строй восточных славян
  4. Занятия восточных славян /  Развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесла и торговли / в VI- IX вв.
  5. Религиозные верования восточных славян.

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема происхождения славян в исторической науке.

 

Первая попытка ответить на вопросы, откуда,  как и когда появились славяне на исторической территории, относится к XII столетию и принадлежит Нестору — автору Повести временных лет. Исходя из библейского предания, согласно которому родиной всего человечества была Передняя Азия, летописец начинает  историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего   человечество  на  72  отдельных  народа  и  вызвавшего расселение племен в разных направлениях.

Итак, по Нестору древнейшей  территорией  славян были земли по нижнему течению Дуная и Паннония. Поводом для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов.

Летописный рассказ о расселении славян с Дуная явился основой так называемой дунайской (или балканской) теории происхождения славян, весьма популярной  в сочинениях  средневековых  авторов  (польские  и чешские хронисты XIII — XV вв.). Это мнение разделяли и некоторые историки XVIII — начала XX в., в том числе и исследователи русской  истории (С. М. Соловьев, В. И. Ключевский, И. П. Филевич, М. Н. Погодин и др.).

К эпохе средневековья восходит также скифо-сарматская теория происхождения славян. Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV — XVIII вв. Согласно  их представлениям    предки  славян  опять-таки из Передней Азии продвинулись вдоль черноморского побережья на север и осели в южной части Восточной Европы. Древним авторам славяне были известны под этнонимами скифы, сарматы, аланы и роксоланы. Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

Шахматов считал, что в отдаленной древности восточные индоевропейцы занимали бассейн Балтийского моря. Часть их (предки индоиранцев и фракийцев) отсюда переселилась в более южные районы Европы, а в юго-восточной Прибалтике остались балто-славяне. В I тысячелетии до н. э. балто-славянское единство распалось, в результате чего образовались славяне и балты. Отсутствие в славянском языке собственного фитонима для бука и неславянский характер названий крупных рек Среднего Поднепровья и Повисленья исключают, по мнению А. А. Шахматова, эти территории из славянской прародины. Главным же в построении  этого  исследователя  являются  якобы существовавшие в древности контакты славян с кельтами и финнами. Славяне, по А. А. Шахматову, первоначально жили в низовьях Западной Двины и Немана, где соседили с балтами, германцами, кельтами и финнами. Во II в. н. э., когда германцы ушли из  Повисленья, славяне продвинулись на  запад,  на территорию современной Польши, и оттуда уже позднее расселились в те области Европы, где они известны по средневековым источникам.

Почти все польские исследователи  отстаивали западное происхождение  славян, полагая, что их прародина находилась в междуречье Вислы и Одера (Одры). Мысль о западном происхождении  славян зародилась еще в конце XVIII в., но до 20-х годов XX в. она оставалась неаргументированной.  В период между Первой и Второй мировыми вой- нами польские и некоторые чешские археологи настойчиво стали связывать с ранними славянами  лужицкую  культуру,  распространенную  в период поздней  бронзы  и раннего  железа  в бассейнах  Одера  и Вислы  и в верховьях Эльбы.

В 50-х годах вопрос о происхождении славян на основе данных археологии попытались осветить М. И. Артамонов и П. Н. Третьяков. Вслед за  польскими археологами М.  И.  Артамонов полагал, что  ранними славянами оставлены лужицкая, поморская и пшеворская культуры. Однако территория славян не ограничивалась Висло-Одерским регионом, а  с глубокой древности распространялась на восток вплоть до Поднепровья. Здесь славянам принадлежали скифские культуры Подолии и Среднего Поднепровья. Невры, гелоны и будины Геродота, по М. И. Артамонову, были славянами. Позднее славянскими в Поднепровье были зарубинецкая и черняховская культуры. Славянский язык и в Повисленье, и в Поднепровье, по мнению исследователя, существовал еще с конца энеолита и начала эпохи бронзы.

В 1978 г. интересная реконструкция истории праславян была предложена Б. А. Рыбаковым. Важные наблюдения по отдельным деталям славянского этногенеза и некоторые научные догадки, высказанные исследователем, заслуживают самого пристального внимания. Б. А. Рыбаков (вслед за Б. В. Горнунгом) начинает праславянский период с XV в. до н. э. и намечает пять этапов его эволюции. Первый из них соответствует тшинецко-комаровской культуре (XV—XII в. до н. э.). Второй (XI— III вв. до н. э.) условно именуется лужицко-скифским, поскольку славяне  в это время  были носителями  разнохарактерных  культур  — лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифской лесостепной. Третий этап (II в. до н. э.— II в. н. э.) представлен пшеворской и зарубинецкой культурами, четвертый (II—IV вв. н. э.) — пшеворской и черняховской, а пятый (V—VII вв. н. э.) — культурой пражского типа. Принадлежность славянам всех этих культур определяется Б. А. Рыбаковым тем, что ареалы их вписываются в одно и то же пространство от Днепра до Одера, «севернее европейского горного барьера (Карпаты — Судеты — Гарц)».

Рыбаков: «Исходной  позицией для последовательного  рассмотрения истории славян следует  считать период отпочкования славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия  до н.э. К этому времени предки славян прошли  уже длительный путь развития родоплеменного общества.

Особую важность представляет вопрос о географии  славянского мира в середине II тысячелетия  до н.э. По данным лингвистики, ландшафтная  зона славянской прародины – лиственные леса Центральной и Восточной  Европы с их реками, поймами, болотами. Ни берега морей, ни горные области  в состав прародины не входили. Славяне  формировались внутри кольца, образуемого  иллирийцами, кельтами, германцами, балтийцами (пруссы, латыши, литовцы), дако-фракийцами и иранцами. Области древних этносов  существенно отличались от позднейшего  их размещения.

Наиболее убедительной представляется гипотеза ряда ученых, согласно которой с первичными славянскими  племенами следует отождествлять  племена, жившие от Среднего Поднепровья  на востоке до Одера на западе. Южная  ее граница шла вдоль северного  склона Карпат, а северная – примерно по широте Припяти.

Вычленение  праславян из индоевропейского массива  было результатом тех значительных сдвигов в первобытном обществе, которые происходили у племен северной половины Европы на рубеже III – II тысячелетий до нашей эры. Известное  единство охватывало предков германцев, славян и балтов, простираясь от Эльбы до Днепра. Появляется подвижное  пастушеское скотоводство с использованием повозок, устанавливаются довольно широкие торговые связи, четко выделяются вожди племен, с которыми погребают  рядовых соплеменников.

В первой половине II тысячелетия до н.э. началось широкое  расселение пастушеских племен по  Восточной Европе. Конные пастухи, вооруженные боевыми топорами, медленно перегоняли свои стада (примерно со скоростью 10 – 12 км за один год), расселяясь до Валдая и Средней Волги. В процессе этого расселения племена расщеплялись, перемешивались, сливались, что прослеживается даже в современной нам скотоводческой терминологии украинцев, русских и белорусов.

По окончании  расселения, к середине II тысячелетия  до н.э., обозначился процесс постепенной  консолидации осевших родственных  племен в большие этнические массивы. Одним из таких массивов и были славяне (к отдаленному времени  до нашей эры применяется термин «праславяне»)»

Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к сравнительно позднему времени — к первым векам нашей эры. Эти  данные  весьма  отрывочны,  а  в  географическом  отношении  не конкретны. Для исследования проблемы происхождения и этногенеза ранних славян они имеют вспомогательное значение.

Своим именем славяне в античных источниках  не называются. Античные авторы знают венедов, и имеются все основания считать, что под этим этнонимом скрываются славяне. Историк VI в. Иордан прямо свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «...все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «...ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов» . Косвенным подтверждением служит и то, что вплоть до настоящего времени соседи славян — германцы и прибалтийскофинские народы — называют славян венедами.

На основе данных Плиния, Тацита и Птолемея можно полагать, что в первых столетиях нашей эры славяне обитали где-то между Балтийским морем и Карпатами, в бассейне Вислы, а может быть, и в более восточных районах. В III—IV вв. н. э. их территория расширяется, охватывая области Поднестровья.

Сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. более значительны и разнообразны. Теперь славяне называются своим именем. Наряду с собственным этнонимом упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя — венеды. Византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий)   описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что обусловлено историческими событиями VI—VII вв.— славяне в ту пору переходят Дунай и вторгаются в пределы Восточно- римской империи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расселение восточных славян

 

Бурные события  второй половины I тыс. до н. э., привели  к общему сдвигу славянских племен в направлении к северо-востоку  и расселению их на огромных пространствах  Восточно-Европейской равнины. В  процессе этого передвижения единый до этого славянский мир распался на две крупные группы племен: восточных  славян и западных славян (вспомним деление венедов Иордана на склавен  и антов), подобно тому как несколькими  столетиями позже, в середине I тыс. н. э., в ходе балканских войн сложились  и обособились южные славяне.

О продвижении  славянских племен с запада и юга  на северо-восток говорят анализ этнонимов  и реконструкция генеалогии некоторых  из них. Прежде всего бросается в  глаза повторяемость одних и  тех же наименований. Так, поляне были известны в Польше в бассейне реки Варты, на Днепре, у словенцев по реке Енже и в форме ополяне - в верховьях Одера и нижнего течения его притока реки Ниссы; в более позднее время полянами именовали жителей восточной части Масальского уезда Калужской губернии. Древляне, шли дереви, древи, имелись в составе восточных (в бассейне Припяти), полабских славян (по левому берегу Эльбы). Северяне, или севери, проживали на левом берегу Днепра и по рекам Десне, Суде и Сейму, а также на правом берегу нижнего Дуная. Дреговичи - между Припятью и Западной Двиной, драговичи, или драгувиты, - в южной части Фракии, между городами Салоники и Веррея. Дулебы, или дудлебы, - на Волыни, в Южной Чехии, Словении на реке Муре, в Македонии и Фессалии (долопес). Хорваты - в Чехии возле Исполинских гор, на Висле, в Силезии, в Прикарпатье и Югославии. Сербы - в Югославии и Лужице и т. д.

Восточные славяне  к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и  Ладожского озера, на востоке – средней  Оки и верхнего Дона, ассимилировав  постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.

Расселение  у славян совпало с распадом родом  племенного строя. В результате дробления  и смешивания племен складывались новые  общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

 Племенная  раздробленность у славян еще  не была преодолена, но тенденция  к объединению уже имелась.  Этому способствовала обстановка  эпохи (войны с Византией; необходимость  борьбы с кочевниками и варварами;  еще в III в. по Европе смерчем  проходят готы, в IV в. нападают  гунны; в V в.произошло вторжение  авар в Приднепровье и т.д.).

В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых  были уже утрачены.

Информация о работе Восточные славяне до образования древнерусского государства