Вопрос о происхождении названия государства «Русь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - сравнительный анализ существующих в исторической науке точек зрения на происхождение названия Русь, выделение их точек соприкосновения и существующих противоречий.
Объект курсовой работы – происхождение названия «Русь».
Предмет курсовой работы – исторические источники, отражающие становление названия народа и государства «Русь».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать общую характеристику теории о географическом компоненте в происхождении названия «Русь»;
2. Дать общую характеристику теории об этнокультурном компоненте в происхождении названия «Русь»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Географический аспект в теории происхождения названия «Русь»……………………………………………………………………………6
Глава 2.Этнокультурный аспект в происхождении названия государства «Русь»……………………………………………………………………………10
Глава 3. Становление Древнерусского государства. Исторические споры…15
3.1.Норманская теория о происхождении государства……………………….15
3.2.Славянская теория о происхождении государства………………………..20
3.3.Современные точки зрения на становление Древнерусского государства………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы…………………………..28

Работа содержит 1 файл

Происхождение названия Русь.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Для самого Миллера, автора норманнской теории, также можно  назвать ряд ошибок, которые отразились в его труде. Прежде всего, Миллер чаще опирался на латинские переводы источников, в XVIII веке не было достаточного археологического материала, что не позволяло немецкому ученому более объективно выстраивать гипотезу о происхождении государства у славян.

Одним из наиболее активных противников норманнской теории стал М.В. Ломоносов, современник Миллера  и его последователей. Как и его оппоненты, он М.В. Ломоносов активно интересовался историческими источниками по Древнерусскому периоду. С 1749г. он проводил исследования и собирал разные данные из подлинных документов. Ему принадлежит «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года», опубликованная в 1766, и «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.  В норманнской теории М.В. Ломоносов усмотрел унизительный взгляд европейцев на славян. Он высказывает собственную идею о происхождении государственности у восточных славян, предположив, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).

Последователь М.В. Ломоносова, один из первых русских историков XVIII века В.Н. Татищев20, продолжил исследования этнической принадлежности призванных на Русь варягов, он высказал собственное мнение на основании изучения «Иоакимовской летописи»21, что варяг Рюрик происходил от уссовского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла, тем самым предположив племенные связи первых древнерусских князей с восточнославянскими племенами.

В историографии XIX в. норманнская теория также имела своих сторонников и противников. Вокруг многих вопросов русской истории развернулись настоящие сражения, имевшие ярко выраженный политический характер. Среди нараставших революционных настроений российского общества, особенно двух противоположных группировок «западников» и «славянофилов», вопрос о происхождении Древнерусского государства был наиболее актуальным. Большинство историков (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, В. Г. Васильевский и др.) не отрицали призвания варягов на Русь, но не усматривали в этом показатель отсталости славянских племен. Однако, подвергая критике отдельные постулаты норманнской теории, они не раскрывали ее антинаучности.

Наиболее обоснованной славянская теория происхождения древнерусского государства выглядит в трудах советских и русских историков ХХ века. Прежде всего, стоит отметить, что в ХХ веке появилось множество материальных подтверждений именно славянской теории, благодаря успешным археологическим раскопкам академика Б.А. Рыбакова. Материальные факты стали подтверждаться более углубленными исследованиями исторических хроник и летописных сводов. По мнению Б.А. Рыбакова, уссов считали и варягами, и литовцами, и балтийскими славянами, и финнами, и славянами, и среднеазиатскими аорсами, и др. Длительность споров о происхождении Руси во многом объяснялась противоречиями в источниках, обилием домыслов и догадок у самих древних авторов. В этих источниках имеются прямые указания на то, что русы — варяги и столь же прямые свидетельства их славянства. уссов то называют кочевниками, то говорят, что они из племени славян, то противопоставляют их славянам и т.д. Из различных суждений о понятии «Русская земля» точка зрения академика Б.А. Рыбакова нам представляется наиболее приемлемой и правдоподобной.  Русская земля IX-XIV вв. в широком смысле слова — это область древнерусской народности с единым языком, единой культурой, временной единой государственной границей22.

Мнение Б.А. Рыбакова во многом подтверждались и исследованиями таких историков, как Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков и другими. Их мнение можно сформулировать так, к IX веку, то есть к моменту призвания варягов, у восточных славян активно шел процесс разложения общинного строя и складывались предпосылки возникновения государства. Наличие варяжских князей и варяжских дружин почти не отразилось в материальной и духовной культуре Древнерусского государства, формирование Древнерусского государства шло на основе внутренних экономических и общественных изменениях.

Таким образом, славянская теория происхождения Древнерусского государства получила окончательное  подтверждение, как на материалах археологических, так и на основе изучения письменных источников.

3.3.Современные  точки зрения на становление Древнерусского государства

Как видно, из сосуществования  на протяжении почти 300 лет норманнской  и славянской теорий происхождения  Древнерусского государства, этот вопрос остается крайне сложным для исторической науки. Общепринятого решения нет  и сегодня, и вряд ли оно будет в ближайшем будущем.

Главная проблема состоит  в том, что и сторонники норманнской  теории, и сторонники славянской теории происхождения Древнерусского государства  обращаются к одним и тем же историческим источникам, хотя и трактуют их по-разному. «Историография варяго-русской проблемы настолько обширна, что ей можно посвятить не один том фундаментального исследования. Тем не менее, в науке давно отмечалось, что и поныне споры идут в основном вокруг тех же фактов и аргументов, что три столетия назад»23.

Так, современный исследователь  А.Г. Кузьмин на основе осмысления этимологического родства слова «Русь» и вероятных  производных от него (руги, роги, рузы, руцы, рутены), приходит к выводу, что  русы разных областей Европы оказываются  родственниками. Название зависело от диалектических различий, появлявшихся в результате длительного изолированного друг от друга проживания24. В настоящее время гипотеза о тождестве уссов и ругов, «превратившихся» в средневековой латыни в рутенов, наиболее перспективна в науке. Название «рутены» (ruteni, rutheni) является самым близким латинским искажением названия «русины» (ruszeni). По сей день одна из частей русского этноса – карпатские русины – именует себя рутенами, а Карпатскую Русь зачастую называют Рутенией25.

Существуют и иные точки зрения. Так, В.Е. Алейников  считает заблуждением рассматривать  географическое название Русь (или  понимать Русь только как географическое название) без связи с этническим именем26. Следовательно, в становлении государства и народа «русь» имели значение и этнические и географические составляющие.

Очень много споров вызывает фактор происхождения варягов, их этническая принадлежность. Еще С.Д. Лихачев27 высказывал мысль, что варяги выполняли роль приглашенных военных специалистов. Его последователь С.М. Соловьев считает варягов лишь катализатором процесса становления государственности древней Руси, указывая, что не с варягов началась история Руси; до появления варягов Русь прошла длинный путь становления родоплеменной демократии28. Н. Костомаров, например, утверждает, что варягами на Руси называли вообще представителей Западной Европы29.

Как видим, споры в  исторической науке не утихают. По-прежнему остаются открытыми вопросы этнической принадлежности варягов, роль варяжских князей в становлении Древнерусского государства, в целом скандинавский компонент в восточнославянской культуре.

 

Заключение

В исторической науке  по-прежнему остается крайне спорным  вопрос о происхождении названия «Русь».

Несмотря на то, что  данная проблема волновала историков, начиная с момента становления российской исторической науки в XVIII веке, и к настоящему времени изучены многочисленные исторические источники (славянские, византийские, европейские, арабские), придти к определенному выводу историки не могут.

Можно отметить, что в  происхождении названия народа и  Древнерусского государства четко  прослеживаются, как географические компоненты, так и этнические.

На территории, заселенной восточнославянскими племенами, повсеместно  встречались топонимы «рус», «рос», и т.д. Все они были тесно связаны с речными артериями, игравшими огромное значение для становления внутренней и внешней торговли славян с соседними странами.

Еще более сложным  представляется процесс этногенеза древнерусского народа. В данном процессе участвовали племена, принадлежащие к скандинавским, балтийским, славянским и финно-угорским. Поэтому в исторической науке утвердилась, как одна из гипотез, имеющих право на существование, что племя «руссов», было ассимилировано восточнославянскими народами, но оставило в названии государства и всего народа свое имя.

Следует также отметить, что в историографии изначально сложились две противоборствующие группировки – норманнская и  славянская. Ведущие споры о происхождении  государственности у восточных  славян. Сторонники норманнской версии считают, что восточные славяне были слишком отсталыми и неразвитыми в политическом отношении, что институт государства был привнесен им приглашенными варяжскими князьями, которые и стали основателями династии Древнерусских правителей. Однако, изначально данная версия вызвала множество споров и противодействий. Наиболее полно ее несоответствия отразились в славянской версии о происхождении государства: если у народа не сложились внутренние предпосылки для возникновения института государства, то навязать его со стороны не представляется возможным. Следовательно, у восточных славян общество развивалось достаточно быстро и в нем формировались все условия для возникновения института государства, а приглашение варягов могло лишь ускорить данные процессы. Уже в ХХ веке данная теория была во многом подкреплена материалами археологических раскопок, предоставивших доказательства высокоразвитой культуры восточнославянского общества на рубеже XVIII-IX вв.

В современной исторической науке ученые склонны признавать синтез двух теорий, так как в каждой из них прослеживается рациональное зерно, тем более что в своих исследованиях сторонники двух теорий опирались на одни и те же исторические  источники, хотя и трактовали тексты с разных точек зрения.

Список  источников и литературы

Опубликованные  источники:

1. Источники:

Повесть временных лет // Памятники литературы Древней  Руси: XI - начало XII века. М., 1978.

Бабич И. В., Захаров Н. В., Уколова И. Е.. Хрестоматия по истории  России. М., Мирос - Международные отношения, 1994.

2. Периодическая  печать

Анохин А.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси//Вопросы  истории. 2000. № 3

Авдусин Д. А. Современный антинорманизм.//Вопросы истории, 1988. № 7, с. 23-34.

Богданов С. В. Об определении «Всея Руси» в Великокняжеской титулатуре XIV—XV в. (По материалам актов XIV—XV в.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 4 (34). С. 30-49.

Бибиков М. В. Русь в Византийской дипломатии: Договоры Руси с греками X в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 5-15.

Горский А.А. Проблема происхождения названия РУСЬ в современной советской историографии // История СССР. 1989. №3. С. 131-137

Кантор В.К. Стихия и  цивилизация: два фактора российской судьбы.// Вопросы философии, 1994, №5

Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии, 1990, №4

Г. Ф. Миллер — выдающийся ученый России XVIII века. // «Исторический архив». 2006, № 1, стр. 3—63.

Озелиус Г., Чуканов М.Ю. Отец геополитики о России как великой державе// Вопросы истории, 1996, №1

Российская ментальность// Вопросы философии, 1994, №1

Рыбаков Б.А. Древние русы. // СА, XVII, М, 1953, с. 23-104.

Соловьев С.М., История  отечества в школе. Разработка новой  программы. - История. Приложение к газете «Первое сентября». - №5, 1994.

Литература:

Алейников В.Е. Исторические регионы Руси. Новая концепция. - Минск, 1994.

Гумилев Л.Н. От Руси к  России. М.,1992

Горский А.А. Древнерусская  дружина. М.,1992

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и  потомков.  (IX-

XII вв.). М.: Аспект  пресс, 1998.

Ключевский В.О. Курс русской  истории. М., 1987. Ч.1.

Кузьмин А.Г. Правильная постановка вопроса и есть его решение // Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. - М., 1998.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. - М., 1988.

Каменский А.Б. Судьба и труды историографа Герарда Фридриха Миллера (1705-1783) // Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. Избранное. - М., 1996.

Костомаров Н. Русская республика. - М., 1994.

Ключевский В.О. Русская  история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1, М.,1994

Ловмяньский X. Русь и норманны. М. 1985.

Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.

Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам) — М., 2005. — С. 33-40

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. - Смоленск; М., 1999. - С. 50-51.

Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984.

Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48.

Интернет-ресурсы:

Кузьмин А.Г. Образование  Древнерусского государства. Проблема варягов и руси = [Электронный  ресурс]. Режим доступа: //http://www.portal-slovo.ru/history/40502.php

  • Рыбаков Б. А. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУСИ = [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://izbornyk.org.ua/litop/rus_zemla.htm

Происхождение термина  Русь = [Электронный ресурс]. Режим  доступа:  http://вся-история.рф/pervobytnoe-hozjajstvo/574-proishozhdenie-termina-

http://www.ref.by/refs/33/6778/1.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь_(народ)

Биография Байера = [Электронный  ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/7377/Байер

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Биография Шлецера = [Электронный  ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/93252/ШЛЕЦЕРЫ

1  http://вся-история.рф/pervobytnoe-hozjajstvo/574-proishozhdenie-termina-lrusr.html

2  Кузьмин А.Г. Образование Древнерусского государства. Проблема варягов и руси//http://www.portal-slovo.ru/history/40502.php

3  Цитируется по интернет-ресурсу:  http://www.ref.by/refs/33/6778/1.html

4  Цитируется по: Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48.

5 Цитируется по: Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48.

6  Кузьмин А.Г. Образование Древнерусского государства. Проблема варягов и руси//http://www.portal-slovo.ru/history/40502.php

7  Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов (К постановке проблемы) // Вопросы истории. 1974. №11. С. 69.

8  Материал цитируется по интернет-ресурсам: http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь_(народ)

9  Материал цитируется по интернет-ресурсам: http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь_(народ)

10  Материал цитируется по интернет-ресурсам: http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь_(народ)

11  Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48.

12  Материал приводится по эл.ресурсам:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/7377/Байер

13  http://ru.wikipedia.org/wiki/

14  Материал приводится по интернет-ресурсу: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/93252/ШЛЕЦЕРЫ

15  Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983. С. 21, 22.

16  Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.: Наука, 1982. С. 12.

Информация о работе Вопрос о происхождении названия государства «Русь»