Вооружённые силы германии и австро-венгрии накануне первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: Изучить состояние, организацию и структуру Германской имперской и Австро-Венгерской императорской и королевской армий накануне Первой мировой войны.
Выбранная цель определила решение следующих задач:
– проанализировать ситуацию сложившуюся в армиях накануне войны;
– рассмотреть организацию армий;
– рассмотреть сухопутные войска, процесс развития военно-воздушных сил, восстановление военно-морских сил;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
4
РАЗДЕЛ 1. ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ НАКАНУНЕ I МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………………………….

7
1.1 Новая немецкая армия……………………………………………………….
7
1.2 Зарождение военно-воздушных сил……………………………………......
13
1.3 Военно-морской флот………………………………………………………
15
РАЗДЕЛ 2. ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ АВСТРО-ВЕНГРИИ НАКАНУНЕ I МИРОВОЙ ВОЙНЫ…………………………………………

21
2.1 Сухопутная армия…………………………………………………………....
21
2.2 Зарождение военно-воздушных сил……………………………………......
33
2.3 Военно-морской флот и речной гражданский……………………………..
34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Diplom_11.docx

— 99.66 Кб (Скачать)

 

 

    1. Зарождение военно-воздушных сил

На вооружении воздухоплавательных  частей Австро-Венгерской армии имелись  привязные аэростаты. Самым распространённым аэростатом был сферический[3, с. 79]. Состоял такой аэростат из оболочки сферической формы, наполненной водородом; корзины или гондолы, в которой находились наблюдатели; необходимые инструменты для полёта. На оболочку надевалась сетка, сплетённая из тонких верёвок. Сетка оканчивалась стропами, которые крепились к деревянному кольцу, к которому в свою очередь крепился якорный канат. Таким образом, данная конструкция аэростата была весьма простой в изготовлении и использования.

Так же распространённой моделью  был змейковый аэростат. По конструкции  он был близок к сферическому, за исключением наличия разрывного приспособления и формы оболочки. Разрывное приспособление представляло из себя вклеенное на верхней части  оболочки специальное полотнище, которое  отрывалось в случае необходимости, тем самым, выпуская газ из оболочки. Этим приспособлением пользовались при спуске в тех случаях, когда  аэростат начинал двигаться, не смотря на выброшенный якорь.

Привязные аэростаты предназначались  для наблюдения и корректировки  артиллерийского огня. Полевые воздухоплавательные  отделения формировались для  штабов армий, при этом личный состав набирался из учебного отдела воздухоплавательного училища в Вене[18, с. 19]. В штат воздухоплавательного отделения входили 5 офицеров и 70 нижних чинов.

В 1913 году инженеры венской  фирмы Якоба Ленера разработали  и собрали проект двухместного биплана „В” мощностью в 120 лошадиных сил. В конце 1913 года данный биплан был принят на вооружение австро-венгерской авиации с присвоением обозначения В-I[5, с. 79]. При этом первоначально каждая построенная машина получала собственное имя, по традиции морского кораблестроения. На основе этого биплана, в военное время будут разрабатываться модификации и новые модели.

 

2.3. Военно-морской флот и речной гражданский

Возрождение “Императорского и  Королевского” флота началось в  первой половине 90-х годов, когда  прогресс в области артиллерии, брони, корабельной энергетики, — с одной  стороны, окончательно свел к нулю боевое значение всех имевшихся у „лоскутной империи” броненосцев, а с другой — позволял сократить разрыв в морских силах со своим главным потенциальным противником — Италией. Именно в это время должность главного кораблестроителя австро-венгерского флота занял инженер Зигфрид Поппер. Вскоре ему представился случай проявить себя: венгерский парламент все же одобрил постройку трех броненосцев береговой обороны типа „Монарх”. Возникновение этих небольших кораблей стало важным шагом на пути к созданию современного линейного флота.

„Монарх” и его вариации „Виен” („Вена”) и „Будапешт” проектировались параллельно с германскими броненосцами типа „Кайзер” и по конструкции во многом напоминали их. Корпуса кораблей защищали два броневых пояса — первый высотой 2,1 м шел по ватерлинии от форштевня до траверза позади кормовой башни; второй возвышался до верхней палубы и прикрывал весь надводный борт между башнями. Еще выше располагался бронированный каземат 150-мм орудий, а на спардеке находились две боевые рубки. Разумеется, обусловленное заданием малое водоизмещение не позволило разместить полноценную „линкорную” артиллерию, тем не менее инженерам удалось создать очень гармоничный корабль с неплохой защитой и приличной скоростью хода. Любопытно, что последнюю имел не только „Будапешт”, оснащенный 16 новыми паровыми котлами системы Бельвиля, но и оба других корабля, имевших по 5 более старых цилиндрических котлов (3 двухтопочных и 2 однотопочных).

Следующие три броненосца типа „Габсбург” уже официально причислялись к рангу линкоров и являлись самыми маленькими представителями данного класса кораблей в мире. Но фактически это были скорее броненосные крейсеры — быстроходные, с хорошей мореходностью и — увы — очень скромным вооружением: их главный калибр состоял лишь из трех 240-мм пушек (кормовая башня была одноорудийной). Для первых двух кораблей орудия поставила фирма Круппа, а для „Бабенберга” — национальный завод „Шкода”. К достоинствам „Габсбургов” следует отнести хорошо продуманную конструкцию корпуса (174 водонепроницаемых отсека и отделения), совершенную водоотливную систему, очень ограниченное применение дерева (только настил верхней палубы и подкладка под броню) и использование негорючих отделочных материалов. Бронирование было достаточно мощным: главный пояс толщиной 220 мм простирался от форштевня до кормового траверза на длину 67 м, погружаясь под воду на 102 и возвышаясь над ватерлинией на 107 см. Выше него находился верхний броневой пояс, а над ним — по три двухъярусных каземата с каждого борта для 150-мм орудий.

Развитием „Габсбургов” стали три броненосца типа „Эрцгерцог Карл” — оригинальные корабли, мало похожие на своих зарубежных ровесников. Будучи сильно ограниченным в средствах, Поппер спроектировал очень компактные, но вместе с тем хорошо защищенные линкоры-крейсеры с облегченным вооружением и высокой скоростью хода. Понимая, что их оснащение стандартными для всех флотов мира 305-мм орудиями неизбежно приведет к дисбалансу проекта, конструктор решил сохранить относительно слабые, но высокоскорострельные 240-мм пушки. Средний же калибр был существенно усилен: теперь его представляла новая 190-мм артиллерия в полностью электрифицированный башнях. Вся „начинка” броненосцев, включая их артиллерию и броню, была изготовлена на австро-венгерских заводах.

В 1904 году произошел очень характерный для „двуединой монархии” конфликт. Командующий флотом адмирал Шпаун предложил принять подготовленную им кораблестроительную программу в качестве ответа на аналогичную программу итальянцев. Однако военный министр генерал Питрих урезал запрашиваемые адмиралом суммы вдвое. В итоге флоту вместо необходимых 50 млн. крон выделили только 25, в то время как сухопутная армия недополучила всего лишь 5 миллионов. Возмущенный Шпаун подал в отставку, и его место занял вице-адмирал Рудольф Монтекукколи.

Новому командующему в борьбе с  высшим руководством сопутствовал больший  успех. Уже через две недели после спуска на воду „Эрцгерцога Фридриха” — второго броненосца типа „Эрцгерцог Карл” — морской штаб приступил к работам по созданию линкоров нового поколения. Через год главный кораблестроитель представил на рассмотрение проекты 5 вариантов мощного линейного корабля. Любопытно, что два из них предусматривали вооружение из восьми 280-мм или шести 305-мм пушек в четырех башнях. Таким образом, независимо от англичан (а те тогда держали проект своего „Дредноута” в секрете) Поппер пришел к концепции „all-big-gun”, предвосхитив назревавший качественный скачок в эволюции линкора. Однако уже привыкшие к экономии средств адмиралы отвергли наиболее перспективные проекты, мотивируя свое решение тем, что конструктор превысил предусмотренное заданием водоизмещение на 10%. Они высказали опасения, что это не только повысит стоимость строительства, но и повлечет за собой необходимость реконструкции доков. В результате комиссия остановила свой выбор на более традиционном — впрочем, тоже весьма неплохом — варианте. Так австро-венгерский флот пополнился тремя кораблями типа „Радецкий”, по праву претендующими на звание лучших классических броненосцев мира.

Вся артиллерия линкоров была изготовлена на чешском заводе „Шкода”. Главный калибр наконец-то дорос до стандартных 305 мм, а проверенные 240-миллиметровки теперь представляли собой среднюю артиллерию. Между прочим, последние по своим характеристикам были весьма совершенны, хотя, конечно, при стрельбе на большие дистанции наличие двух калибров затрудняло пристрелку.

Бронирование кораблей типа „Радецкий” для своего, в общем-то небольшого водоизмещения было прекрасным и мало в чем уступавшим первым сериям британских дредноутов. Особое внимание уделялось подводной защите. Тут пригодился опыт, полученный осенью 1906 года, когда по инициативе Поппера произвели несколько подводных взрывов у борта переделанного в блокшив старого броненосца „Кайзер Макс”. Так или иначе, но „Радецкий” получил надежную противоминную защиту, основой которой служила бронированная продольная переборка, переходящая в двойное дно.

На первый взгляд несколько спорным  выглядело применение архаичных  паровых машин тройного расширения на фоне повсеместного увлечения  турбинами. Однако здесь консерватизм проектировщиков оправдался на все  сто: энергетические установки линкоров получились простыми, надежными и  при этом достаточно мощными, чтобы  обеспечить очень приличный ход, вполне сравнимый с последними итальянскими броненосцами типа „Витторио Эмманюэле”. Забегая вперед, заметим, что паровые турбины для следующих австрийских линкоров — дредноутов типа „Вирибус Унитис” — зарекомендовали себя, мягко говоря, неважно.

Из недостатков „Радецкого” обычно отмечают малый запас угля, соответственно небольшую дальность плавания и относительно слабую конструкцию корпуса, что вследствие большой массы вооружения приводило к чрезмерным напряжениям в металлических элементах. Но если учесть специфику предполагаемого театра военных действий (Адриатика), то эти недостатки можно считать несущественными, а сам проект корабля — отличным. Однако затянувшееся строительство обесценило достоинства „Радецкого”: он вступил в строй в самый разгар дредноутной лихорадки и быстро отошел на второй план.

Флот Австро-Венгрии обладал  весьма серьёзными силами для обороны  её незначительных морских границ. Страна располагала участком побережья  Адриатического моря с хорошо оборудованной сетью военно-морских баз и верфей. Технический уровень кораблей и вооружения полностью отвечал требованиям того времени. Австро-Венгерское военное ведомство уделяло немало внимания флоту, так под их контролем были максимально точно выполнены проекты постройки боевых кораблей, и по флоту Австро-Венгрия заняла одно из ведущих мест в мире. Расходы на флот на начало войны составляли 1/10 всех расходов на армию.

Матросы в основном набирались из прибрежных областей, но в случае необходимости в комплектации команды, набирались и из других районов страны. Общий срок службы на флоте составлял 12 лет, из которых 4 года на действительной, 5 лет в резерве и 3 в ополчении[30, с. 44]. Зачисленные на флот новобранцы поступали во флотские экипажи в Поле. Здесь они получали общее военное образовании, и в последствии выбирали одну из 13 флотских специальностей[30, с. 46]: строевые, артиллеристы, торпедисты, минёры, сигнальщики, оружейники, машинисты, электротехники, баталёры, санитары, повара, музыканты и мастеровые.

Комплектование офицеров производилось выпускниками морского училища в Фиуме. Курс обучения составлял 4 года, по окончанию которого выпускники получали звание морских кадетов 2го класса и назначались служить на корабли[23, с. 83].

Во главе флота долго  находились участники победоносного  морского сражения при Лиссе в 1866 году, поэтому боевой дух моряков  был довольно высоким. Постоянно  проводились упражнения и тренировки экипажа на боевых постах. Это постоянно  напоминало команде о необходимости  быть готовым и подготовить корабль  для отражения внезапного нападения. Но на флоте, как и в других войсках, были и свои недостатки. Главным  недостатком была яркая разноплемённость низших чинов, и зачастую возраст  высших офицеров. Периодически вспыхивали конфликты на этнических началах[22, с. 47].

К началу первой мировой  войны Австро-Венгерский флот насчитывал 3 линкора-дредноута, 3 мощных линкора-дредноута, 9 броненосцев и броненосных кораблей.

Австро-Венгерская империя  так же располагала многочисленным речным флотом – около 1400 судов[29, с. 188]. Пассажирские пароходы обычно употреблялись для перевозки отдельных рот, лёгких грузов и лошадей. При перевозке нескольких рот, на пароходах размещались штабы и офицеры, а сам корабль на время переходил к военному ведомству.

Для перевозки войск чаще всего использовали грузовые баржи, после незначительного переоборудования – на верхней палубе устанавливались  перила высотой около метра, и  от 20 до 25 скамеек, каждая на 6-8 человек. Для лошадей в посредине палубы выгораживался отдельный загон. При перевозке раненых на палубе размещались палатки или деревянные бараки.[29. С. 190].

 

ВЫВОДЫ

Новая немецкая армия, образованная из контингентов объединённой Германии была сильнейшей армией в Европе по множеству причин. Своей мощью  сухопутная армия была обязана Гельмуту Карлу Бернарду, графу фон Мольтке. Благодаря его реформам коснувшихся  многих аспектов организации комплектования, вооружения и переподготовке кадровых военных, немецкая армия стала полностью  профессиональной, чего не было у других армий Европы того времени.

Второй великий немец - Фердинанд фон Цеппелин. Человек-легенда, чье имя стало синонимом слова „дирижабль”. В 25 лет его отправили военным наблюдателем в Соединенные Штаты, где тогда шла гражданская война. Там ему выпала возможность подняться на воздушном шаре – этот опыт поразил его. Благодаря своему опыту и потраченному десятилетию он создал свой дирижабль, который мог нести гражданские и военные функции.

Третий немец, принёсший  Германии морское могущество был  Альфред фон Тирпиц. Он подготовил план создания мощного флота, который  позволил бы Германии добиться авторитета на мировой сцене, так называемый „план Тирпица”. Благодаря его реализации к 1914 году флот Германской империи по своей мощи занимал второе место в мире, уступая при этом британскому флоту по размерам на 40 %. В состав германского флота входило семь новых дредноутов, пять линейных крейсеров, двадцать линкоров, двадцать пять крейсеров и более сорока субмарин. Укрепление германского флота вызвало такое беспокойство, что в Великобритании, была начала дорогостоящая программа перевооружения флота.

Информация о работе Вооружённые силы германии и австро-венгрии накануне первой мировой войны