Автор: Ольга Иванова, 08 Декабря 2010 в 19:33, реферат
В середине 19 в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Ее проведение было предопределено всем предшествующим ходом развития страны, существовали экономические и социальные предпосылки. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Ее ход был определен «Манифестом 19 февраля 1861 г.»
Содержание ………………………………………………………….2
1.Социально-экономическое развитие страны. ……………….3
2.Военно-окружная реформа……………………………………….9
3.Военно-судебная реформа ……………………………………….12
4.Изменения в области боевой подготовки войск ……………..14
5.Всеобщая воинская повинность. ……………………………….20
Заключение ………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………25
-Зачисление на действительную службу решается жребием.
-Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевки предоставляются: а) единственному сыну (внуку - не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей, если он имеет семейство, хозяйство или дом.
-Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.
-В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением в ополчение.
Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении. Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляется право поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав экзамен, зачисляться в запас офицерами. 17 ноября было опубликовано “высочайшее повеление” о создании комиссии для разработки Положения о воинской повинности. 5 января комиссия приступила к работе. Остановимся на разработке ею важнейших разделов проекта устава. Воинская повинность распространялась на все население Империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний.
Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывного возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии – жеребьевкой.
Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда - единственному сыну при неработоспособном отце или матери - вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну, при работающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих за братьями, находящимися на действительной военной службе.
Льготы по образованию устанавливались 2-х видов: отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срока действительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц с высшим образованием - 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища - 3 года, в запасе - 12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища - 4 года, в запасе - 11 лет.
Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейным одиночкам, владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями - отсрочка на 1 год.
Льготы по роду занятия
предоставлялись: полное освобождение
- священнослужителям всех христианских
вероисповеданий; с зачислением в запас
- медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам,
пансионерам академии художеств и артистам
императорских театров, преподавателям. В
середине апреля 1873 г. проект Устава о
воинской повинности поступил на обсуждение
в Особое присутствие Государственного
совета. В результате чего в проект Устава
был внесен ряд изменений, не коснувшихся
основных принципиальных положений. 1
января 1874 года Устав о воинской повинности
был утвержден Александром II.
Обширная
программа преобразования армии утвержденная
секретным совещанием 1873 г. в течении ближайших
3-4 лет реализована почти не была в основном
из-за отсутствия средств. В деле разработки мобилизационного
плана был предпринят ряд серьезных мер.
В конце 1875 г. был создан мобилизационный
комитет, который с 1875 по 1877 гг. привел
в надлежащую систему все сведения о готовности
армии по всем отраслям ее личного и материального
снабжения.; обсудил и указал на меры, которые
должны быть приняты управлениями для
наилучшего распределения имеющихся средств
и пополнения недостающих предметов. В
мае 1876 г. он приступил к составлению общего
мобилизационного плана, однако осложнение
политической обстановки весной 1876 г.
заставила отказаться от этой работы и
приступить к подготовке ряда неотложных
мер, связанных с угрозой войны.
5.
Всеобщая воинская повинность
В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности. В 1874 году дан был устав о всеобщей воинской повинности, совершенно изменявший порядок пополнения войск. При Петре Великом, как мы знаем, все сословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, податные сословия – поставкою рекрутов. Когда законами XVIII века дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, и притом беднейших, так как богатые могли откупаться от солдатства, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинность стала тяжелым и ненавистным бременем для населения. Она разоряла бедные семьи, лишая их кормильцев, которые, можно сказать, навсегда уходили от своих хозяйств. Срок службы (25 лет) был таков, что человек, попав в солдаты, на всю жизнь отрывался от своей среды.
По новому закону к отбыванию воинской повинности призываются ежегодно все молодые люди, достигшие в данном году 21 года. Правительство определяет каждый год потребное для войск общее число новобранцев и по жребию берет из всех призывных только это число. Остальные зачисляются в ополчение. Взятые на службу числятся в ней 15 лет: б лет в строю и 9 в запасе. Выйдя из полка в запас, солдат лишь время от времени призывается на учебные сборы, настолько короткие, что они не препятствуют частным занятиям или крестьянской работе. Образованные люди находятся в строю менее б лет, вольноопределяющиеся – также. Новая система комплектования войск, по самой идее своей, должна была привести к глубоким переменам в военных порядках. Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, вводилось разумное и гуманное воспитание солдата, несущего на себе не простую сословную повинность, как было раньше, а священный гражданский долг защиты отечества. Кроме военной выучки, солдат учили грамоте и старались развить в них сознательное отношение к своему долгу и пониманию своего солдатского дела. Долговременное управление военным министерством графа Д. А Милютина было ознаменовано рядом просветительных мероприятий, имевших целью насадить военное образование в России, поднять дух армии, улучшить военное хозяйство.
Всеобщая воинская повинность отвечала двум потребностям времени. Во-первых, невозможно было оставить старый порядок пополнения войска при тех общественных реформах, которые вели к уравнению всех классов общества перед законом и государством. Во-вторых, надобно было поставить русское военное устройство в уровень с западноевропейским. В государствах Запада, по примеру Пруссии, действовала всеобщая воинская повинность, превращавшая население в «вооруженный народ» и сообщавшая военному делу значение общенародного. Армян старого типа не могли равняться с новыми ни по силе национального воодушевления, ни по степени умственного развития и технический подготовки. России нельзя было отставать от соседей в этом отношении.
Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.
Путь
увеличения постоянной армии не мог
быть больше приемлем, из-за больших финансовых
расходов. Увеличение состава существующих
частей по штату военного времени так
же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых
не давало ощутимых результатов (введение
по войне во всех полках четвертых батальонов
увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.),
а во-вторых это привело бы к “увеличению
численности армии в ущерб ее достоинству”,
при отсутствии должных условий увеличения.
Отвергнув эти пути, Милютин приходил
к выводу о необходимости формирования
резервной армии. Которая должна формироваться
из числа лиц, прошедших военную службу.
При этом планировалось изменения порядка
воинской повинности и сокращение сроков
действительной военной службы.
Заключение
Итак, под военными реформами 1860-1870-х годов понимаются преобразования вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А. Милютина. Они были составной частью буржуазных реформ в России 6O-70-x гг. XIX и. и имели целью создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявившуюся в Крымской войне 1853-1856 гг.
1 января 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности он вводил всесословную, всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения. Призыв производился ежегодно по жребию (так как число подлежащих призыву превышало потребность в людях). Наибольшая часть призываемых причислялась к ополчению и участвовала только в учебных сборах. Ополчение созывалось по мере необходимости во время войны. Воинскую повинность несли мужчины с 21 года. Для пехотинцев срок службы устанавливался 6 лет, для моряков – 7 лет. Отслужившие указанный срок зачислялись в запас (9 лет – для лиц, служивших в пехоте, и 3 года -для лиц, проходивших службу на флоте). Таким образом, вооруженные силы России получили резерв личного состава, позволявший увеличить их численность в случае необходимости.
Реформа давала преимущества лицам, получившим образование, вводила некоторые льготы с учетом семейного положения тех или иных лиц.
Офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими или военное, или юнкерское училище и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.
В результате военной реформы была упорядочена и пограничная служба. Были созданы новые пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа были образованы и внутри страны. Должность командующего военным округом зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора.
В
конце XIX в. – начале XX в. усилилось
использование армии для
В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, многие феодальные пережитки, – это и дворянский офицерский корпус, и система обращения офицеров с солдатами (муштра, рукоприкладство). Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ее новыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайне медленно и к началу 80-х гг. не была полностью завершена, наказания, сохранявшиеся в армии долгое время после Указа 1863 г., отменившего их применение по судебным приговорам. Лучшей проверкой военных преобразований является война. В этом отношении огромное значение имела война 1877 - 1878 гг., приведшая к освобождению балканских народов от турецкого гнета. Однако выводы, сделанные по результатам этой войны не могут быть абсолютно точными, т.к. ряд реформ либо еще не был полностью реализован, либо не мог еще принести своих результатов. С другой стороны, русско-турецкая война не потребовала всеобщей мобилизации. Милютинские военные реформы в период 60 - 70-х гг. XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II. Организация войск, принятая в 60-е гг., ставила своей задачей сокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период войны. Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружной системы создали относительное единство управления, ликвидировали излишнюю централизацию. Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ее новыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайне медленно и к началу 80-х гг. не была полностью завершена. Преобразования в области боевой подготовки были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитие личной инициативы солдата. Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю систему подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войск офицерами в мирное время. В результате введения всесословной воинской повинности в основном был создан мобилизационный резерв. Стремление к сохранению плац - парадных традиций мешало боевой подготовке войск. Тяжелое финансовое положение страны обусловило крайне незначительную реализацию решений секретного совещания 1873 г. Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.