Военные реформы 60-70гг 19в

Автор: Ольга Иванова, 08 Декабря 2010 в 19:33, реферат

Описание работы

В середине 19 в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Ее проведение было предопределено всем предшествующим ходом развития страны, существовали экономические и социальные предпосылки. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Ее ход был определен «Манифестом 19 февраля 1861 г.»

Содержание

Содержание ………………………………………………………….2
1.Социально-экономическое развитие страны. ……………….3
2.Военно-окружная реформа……………………………………….9
3.Военно-судебная реформа ……………………………………….12
4.Изменения в области боевой подготовки войск ……………..14
5.Всеобщая воинская повинность. ……………………………….20
Заключение ………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Военные реформы 60-70-х гг. XIX века в России..doc

— 157.00 Кб (Скачать)

      5 мая 1868 г. был принят воинский  устав о наказаниях, в котором предусматривалось 2 вида наказаний – уголовные и исправительные. К уголовным относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишением всех прав и заключение в крепости.

      Исправительные  наказания определялись в зависимости от сословной принадлежности: для офицеров (ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением, временное заключение в тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные взыскания), для нижних чинов (временное направление в военно-исправительные роты, заключение в военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом в разряд штрафных).

      Наиболее  тяжко каралось неповиновение (в  мирное время от 4 до 12 лет, в военное – расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам – разжалование с заключением в крепости, рядовым – военная тюрьма, а в военное – расстрел), преступления по должности (ссылка) и особенно строго наказывались нарушение обязанностей во время военных действий.

      Новая организация военных судов предусматривала  состязательность процессов, гласность, однако суды сохранили зависимость от командования (особенно полковые), что лишало их самостоятельности.

      Одновременно  с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано Положение о полевом управлении войск в военное время, согласно которому при ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколько армий, во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю. Военные округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию.

      На  основании Положения была значительно  упрощена структура полевого управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не предусматривалось создание отдела военных сообщений.

      Вопрос  организации полкового хозяйства в течении длительного времени являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые хозяйства стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были лишены права пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирам полков было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирам отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того, начальники дивизий могли выдавать полковым командирам ежегодно, в виде пособия, определенную часть экономии, полученной от ведения полкового хозяйства. 

 

       4. Изменения в области боевой подготовки войск 
 

      Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.

      Вследствие  этого с конца 50-х годов в  отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей “искусной стрельбы”, вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.

      В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго практическим целям – обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.

      Большое развитие получает новая отрасль  военного образования – обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на месячный срок команды для обучению саперному делу инструкторов.

      На  протяжении 60-х годов были разработаны  и изданы новые уставы. Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения:

      1.Учить  войска в мирное время только  тому, что необходимо на войне. 

      2. Учить солдат боевому делу  необходимо в той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета обучения.

      3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значение  одиночной подготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построения войск: рассыпной (при применении огнестрельного оружия) и сомкнутый (при применении холодного оружия).

      “Устав  строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитии огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов.

      Строевые  уставы пешей и  конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац – парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.

      Однако  более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии, отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки путем захвата цели в “вилку”. Причиной невысокого уровня огневой подготовки являлся так же недостаток строевых офицеров – артиллеристов. Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллерии значительно повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должного взаимодействия с пехотой.

      Устав о кавалерийской  строевой службе был издан в 1869 г. По которому состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке”. Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучение кавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац – парадные традиции, действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедрения новой системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частей кавалерии к действиям в боевых условиях.

      Распространение грамотности являлось “вспомогательной отраслью военного образования”. Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных унтер-офицеров,  способных обучать солдат чтению и письму – обусловило в конце 60-х,  первой половине 70-х годов определенные успехи в распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.

      Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4-5 чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.

      В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались 2-х типов: при батареях, парках и крепостных ротах – для подготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов – со сроком подготовки 1 год (в программу подготовки включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика, грамота, арифметика и артиллерия). В учебных командах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа – при артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со сроком обучения 2 года (в программу подготовки включались русский язык, арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, коневодство). В эти команды включались 50% успешно окончивших батарейные команды.

      Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. было принято положение о приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В 1874 г. им было увеличено денежное содержание: фельдфебелям и ст. вахмистрам – 84 р., унтер-офицерам – 60 р.

      В качественном отношении состав офицерского  корпуса, в середине 60-х годов был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакого военного образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством был принят ряд мер к улучшению материального положения офицеров (значительное увеличение жалования, установление квартирных окладов, выдача жалования ежемесячно, а не 3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собрания и устраиваются библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями с офицерами, введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта и повышению образованности офицеров.

       Основным направлением в формировании резерва пехоты было развертывание на базе местных батальонов (численностью 500 чел.) резервных полков (численностью до 3050 чел.) и местного батальона, остающегося на месте для несения караульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевых батальонов. Таким образом, на базе 120 местных батальонов, в случае войны формировалось 120 полков (30 дивизий подвижного резерва), 120 новых местных батальонов и 240 ополченских дружин, общим числом 660 тыс. чел. Эти предложения были изложены в записке Милютина Александру II “О развитии наших вооруженных сил” в ноябре 1870 г. и был положен в основу реорганизации армии. В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещает новые соображения о увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегая к формированию новых частей.

         Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирное время до 64 (без гвардейских и гренадерских), т.е. на 10 дивизий причем половину их, расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75% военного времени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах - с укомплектованностью 56% военного времени. Одновременно с этим сокращались армейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрастала всего на 80 батальонов. Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад (по числу дивизий) и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-артиллерийские бригады расформировывались, а их батареи включались по одной в состав кавалерийских дивизий. Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий, за счет ограничения их состава 4-мя полками: драгунским, уланским, гусарским и казачьим.

          Таким образом, общее количество полевых действующих войск в мирное время должно было составлять 651 тыс. чел. (увеличение на 113 тыс. чел.), а в военное 1095 тыс. чел. (увеличение на 119 тыс. чел.).Резервные  или вспомогательные войска должны были формироваться только в военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельных резервный батальон. Таким образом общее количество этих резервных частей должно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалось формировать при запасных артиллерийских батареях. 28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание, под председательством Александра II. На совещании была окончательно утверждены организация и состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без изменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии. Каждая дивизия разделялась на 2-е бригады. Организационно дивизия включала 4 полка, полк - 4 батальона, по 4 роты в каждом. В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было принято разделить пополам, образовав 16 дивизий 4-полкового состава,  для чего каждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждая дивизия так же разделялась на 2-е бригады.                                        

       Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейными бригадами, из расчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии, а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи. Создавались армейские корпуса в приграничных районах в мирное время. Корпусные командиры подчинялись главнокомандующим и командующим войсками округов.

          Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срок действительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г. - до 12 лет, а в 1868 г. - до 10 лет. В результате этих мероприятий численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских держав).

         Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности, остановимся на записке “О главных основаниях личной военной повинности” от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности:

-Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят в одном из 4-х разрядов ВС: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.

Информация о работе Военные реформы 60-70гг 19в