Военные реформы 60-70гг 19в

Автор: Ольга Иванова, 08 Декабря 2010 в 19:33, реферат

Описание работы

В середине 19 в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Ее проведение было предопределено всем предшествующим ходом развития страны, существовали экономические и социальные предпосылки. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Ее ход был определен «Манифестом 19 февраля 1861 г.»

Содержание

Содержание ………………………………………………………….2
1.Социально-экономическое развитие страны. ……………….3
2.Военно-окружная реформа……………………………………….9
3.Военно-судебная реформа ……………………………………….12
4.Изменения в области боевой подготовки войск ……………..14
5.Всеобщая воинская повинность. ……………………………….20
Заключение ………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Военные реформы 60-70-х гг. XIX века в России..doc

— 157.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Содержание  ………………………………………………………….2

1.Социально-экономическое развитие страны.   ……………….3

2.Военно-окружная  реформа……………………………………….9

3.Военно-судебная  реформа ……………………………………….12

4.Изменения в области боевой подготовки войск ……………..14

5.Всеобщая воинская повинность. ……………………………….20

Заключение ………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

         

                В середине 19 в. в России были  проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Ее проведение было предопределено всем предшествующим ходом развития страны, существовали экономические и социальные предпосылки. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Ее ход был определен «Манифестом 19 февраля 1861 г.».

               Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже  18-19вв. Первая половина 19 столетия характеризовалась кризисом феодально-крепостнической системы и формированием новых капиталистических отношений. 

       Поражение    царской    России в Крымской воине, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России и заставили царизм заняться военными преобразованиями. Но реорганизация армии на новых началах во многом зависела от технико-экономического потенциала страны, в особенности от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу.

      B 60-70-x годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реформ в области военного управления и завершившаяся наиболее важной военной реформой – введением всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

      Уже в ходе Крымской войны, в 1855 г., была образована особая комиссия «для улучшения военного дела». В 1856 г.  Александр II назначает военным министром генерала Н.О. Сухозанета и поручает ему проведение реформ, генерал не имел никакого плана проведения военной реформы, все его действия сводились к урезанию военного бюджета и сокращению армии. Царь  изложил ему собственные идеи , но большинство их касалось изменения военной формы одежды.

      Более никаких серьезных шагов в области военных реформ не предпринималось вплоть до назначения военным министром в ноябре 1861 г., Дмитрия Алексеевича Милютина. Благодаря своим способностям и таланту выходец из небогатой дворянской семьи сумел дослужиться до должности военного министра Российской империи , удержаться на посту двадцать лет (1861-1881), по-настоящему  реформировать армию, внедрив в самодержавное государство несвойственную  ему-«либеральную»-систему «вооруженного народа», основанную на  всеобщей воинской повинности , идее «солдата-гражданина» . Следует подчеркнуть , что и до этого, главного периода своей жизни, Милютин проявил себя неординарным, деятельным, государственно  мыслящим офицером, не чурающимся боевой службы. Выпускник Благородного пансиона при Московском университете уверенно ступил на стезю военной службы, был произведен  по экзамену в прапорщики гвардейской артиллерии. Через два года  поступил прямо  в старший класс Императорской  военной академии. Блестяще окончил ее в 1836 году . Ярко проявил себя на исследовательском поприще, публикуясь на страницах «Военного журнала», «Энциклопедического лексикона», «Военно-энциклопедического  лексикона», «Военной библиотеки», «Отечественных записок». Но «военно-ученая» карьера не была целью молодого офицера. Он стремился на Кавказ , к боевой практике. В  1839 году последовало командирование его в Отдельный Кавказский корпус. Здесь Милютин принял участие в целом ряде дел против горцев, получил огнестрельное ранение в плечо. После этого он  более года провел в Западной Европе, поправлял здоровье , знакомился с укладом жизни и культурой европейских государств. Как следует из воспоминаний Милютина , то , что он увидел , существенно повлияло на его мировоззрение. 

      Вскоре  после возвращения, уже в звании  подполковника, он занял ответственную должность обер-квартирмейстера Кавказской линии и Черномории. Все эти  годы он не прекращал и творческой деятельности. Составил «Наставление к занятию, обороне и атаке лесов, деревень, оврагов и других местных предметов» Позднее, в 1850 году, в свет вышло его  «Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане».

      В1845 году Милютин из-за расстройства здоровья вновь покинул Кавказ, сменив боевую  деятельность на педагогическую. Он стал профессором , начальником кафедры  военной географии  Военной академии. Тогда же   постепенно началась его идейная, методологическая подготовка  к реформированию вооруженной силы. Вышли в свет его фундаментальные труды : «Критические исследования значения военной географии и статистики», «Первые опыты военной статистики». Военная статистика  трактуется не узкоспециально, а как наука об «исследовании в данный момент сил и средств государства в военном отношении». Причем военная сила не сводится только к войску  или вооруженному народу , а рассматривается как  «совокупность всех средств и способов, необходимых в государстве для ведения войны, оборонительной и наступательной». С этого времени готовятся и регулярно публикуются  военно – статистические  (географические) обзоры и обозрения  Российской империи , иностранных государств и их армий, отдельных театров военных действий . В военной географии  отчетливо проявляется  мировоззренческая, а не только военно-специальная составляющая.

      Именно  с подачи Милютина в  Российской армии  и на флоте  обозначилась и укоренилась  отечествоведческая традиция, появился такой предмет , как военное отечествоведение. В контексте этой работы будущий реформатор стремился  воскресить «суворовский культ» в современной ему армии. Еще в 1839 году  в «Отечественных записках» он напечатал примечательную статью «Суворов как полководец», а спустя 12 лет издал свой главный научный труд – классические исследование об  Итальянском походе  Суворова под названием « История войны России с Францией в царствование Императора Павла I в 1799году» .В 1854году проявивший себя  в научном и административном отношениях Милютин производится в генерал-майоры, в следующем году последовало назначение в свиту императора. Позже Милютин по предложению наместника  Кавказа князя Александра Барятинского занял пост начальника  главного штаба войск Кавказской армии. В переломном 1859 году  он находился  в войсках Чеченского отряда, лично участвовал в занятии аула Тандо, в овладении Гунибом. За заслуги следовали награды: ордена, чины генерал-лейтенанта и почти  сразу  же генерал-адъютанта, назначение помощником военного министра, а затем и военный министр.  

      На  долю Милютина выпала в буквальном смысле историческая задача. Предстояло заменить  порочную «плацпарадную» военную  систему на новую , отвечающую требованиям прогресса военного дела, тенденциям развития армий передовых европейских государств. И следует признать, что в целом эта сложная задача решалась им  последовательно, эффективно, в соответствии со сложившимися у него  научными представлениями, в либерально-просветительском духе.  

        Прежде всего Милютин добился сокращения срока солдатской службы с 20 до 12 лет, затем отмены телесных наказаний в армии (шпицрутенов, «кошек», кнута и плетей).

      В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению полкового и окружного военачальников.

      В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы юнкерские училища. Расширялась система высшего военного образования и в специальных военных академиях – в академии Генерального штаба, в артиллерийской, инженерной, военно-медицинской, военно-юридической. Эти преобразования улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь введением новой системы комплектования армии – заменой старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью, которая обеспечивала создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время. 

 

 

  1. Сущность военных реформ 60-70 гг. XIX в.

     

         

      В основу  этой реформы, создающей  кадровую армию, многократно увеличивающуюся  в ходе мобилизации, заложены следующие  две милютинские  идеи: 1) «Поставить Русскую армию сколь можно в большую готовность  к войне и вместе  с тем подготовить средства  для большего развития  вооруженных сил России в соразмерности с современными громадными  вооружениями других европейских государств».2) «Проникнутая  мыслью , что военная повинность не только не должна вредить развитию просвещения в нашем Отечестве , а напротив, насколько возможно, способствовать его распространению и что установление  с этой целью льгот для одних только  вольноопределяющихся , подобно принятому за границей, было бы у нас совершенно недостаточно, так как мы стоим на сравнительно низшей ступени образования, Комиссия  единогласно признала необходимым оградить интересы  образования во  всех  его ступенях  даже для лиц, поступающих в армию по жребию. С  этой  целью  были допущены  отсрочки  до окончания  образования и сокращение срока действительной службы, начиная от полугода (для лиц с высшим образованием) и до четырех лет (для окончивших курс в начальных училищах)» 

      Радикально  поменялся принцип комплектования войск. После многолетней  разработки и многократных обсуждений 1 января 1874года вместо рекрутского набора вводилась  всеобщая воинская повинность. «К священной обязанности защиты Отечества» в интересах усиления военной мощи привлекались теперь все сословия. Призывной возраст определялся в 21год.

          Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой” части – этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи (83 тыс. чел.).

      В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы военной организации по следующим направлениям:

    • Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрут.
    • Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
    • Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей.
    • Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.

      В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось  на целесообразность включать в состав батальона 4 роты (а не 5), а в состав полка 4 батальона (а для внутренних губерний – 2 батальона), причем в целях избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в уменьшенном составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных состава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатам военного времени (кадровый составлял половину военного).

      Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему принципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, (для дивизий 2-батальонного состава – артиллерийскую бригаду из 2 батарей).

      Однако  быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г., после подавления основных очагов восстания в Польше, была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Информация о работе Военные реформы 60-70гг 19в