Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:11, курсовая работа
Обороноспособность страны во все времена имела и имеет большое значение. Во второй половине XVIII в. перед Российской империей встала угроза потери статуса Великой Державы. Возникла необходимость проведения военной реформы.
В настоящее время перед Россией вновь встал вопрос «быть или не быть?» Великой Державой. Угроза терроризма, война в Чечне, локальные конфликты по всему миру – все это поставило вопрос о боеспособности Российской армии. Возникла необходимость реформы российской армии. Поэтому актуально учитывать опыт прошлых реформ, в частности военные реформы 1860-1870 годов.
Введение………………………………………………………………………
3
1 подготовка реформ…………………………………...……………….
6
1.1 Предпосылки и причины военной реформы…………………………
6
1.2 Цели и задачи военной реформы………………………………………
8
2 Осуществление реформы…………………………………………... 10
2.1 Основные варианты военной реформы……………………………….
10
2.2 План военной реформы Д.А. Милютина……………………………..
12
3 реализация реформы………………………………………………….
15
3.1 Перевооружение армии. Боевая подготовка войск…………………
15
3.2 Реформа военно-учебных заведений. Преобразования в области организации и комплектовании армии в 60-70-е годы XIX века, управление войсками…………………………………………………..
19
Заключение……………………………………
2. Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
Таким образом, Д.А. Милютин предложил создать территориальную окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление, и устранялся существенный недостаток – крайняя централизация управления в министерстве [3, с. 12].
Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и инженерное.
В 1868 г. было закончено преобразование Военного министерства, и с 1 января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве. Согласно этому положения Военное министерство состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений, а также управления генерал-инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых.
Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная реформа. Основной причиной ее внедрения было стремление приспособить военные суды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии.
15 мая 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на основании которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций: полковые суды, военно-окружные суды и главный военный суд.
5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором предусматривалось 2 вида наказаний – уголовные и исправительные.
В итоге на протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.
В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.
Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.
В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация [7, с. 130].
Реформы в области организации армии в 70-е годы
Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована [5, с. 59].
Путь увеличения постоянной армии не мог быть приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Д.А. Милютиным, т.к. во-первых, не давало ощутимых результатов, а во-вторых, это привело бы к «увеличению численности армии в ущерб ее достоинству», при отсутствии должных условий увеличения. «...Едва ли нужно доказывать, что увеличение постоянной армии, содержимой в мирное время, вовсе допущено быть не может. В 1864 году мы почти уже удвоили число наших пехотных дивизий, сформировали вновь крепостные полки и батальоны, создали особые кадры собственно для первоначального образования рекрут и еще некоторые части войск и тем значительно увеличили против прежнего размера нашей постоянной армии.
Далее этого идти тем же путем уже невозможно, и при настоящем составе армии нельзя не признать что военный бюджет составляет слишком тяжелое для государства бремя...» [1, с. 90].
Отвергнув эти пути, Д.А. Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии, которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменение порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.
Основным направлением в формировании резерва пехоты было развертывание на базе местных батальонов, резервных полков и местного батальона, остающегося на месте для несения караульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевых батальонов.
В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещает новые соображения об увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегая к формированию новых частей.
28
февраля 1873 г. открылось секретное
совещание, под
Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет. В результате этих мероприятий численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских держав [7, с. 260].
Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности, остановимся на записке «О главных основаниях личной военной повинности» от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности.
Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят в одном из 4-х разрядов: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.
Зачисление на действительную службу решается жребием.
Льготы по семейному положению – освобождение от жеребьевки предоставляются: а) единственному сыну (внуку – не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей, если он имеет семейство, хозяйство или дом.
Льготы по образованию – отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.
В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением в ополчение.
Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.
Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения, предоставляется право поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав экзамен, зачисляться в запас офицерами.
17
ноября было опубликовано «
Воинская повинность распространялась на все население Империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний [7, с. 281].
Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании – пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингент призыва определялся в 30 % от числа лиц, достигших призывного возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии – жеребьевкой.
Льготы
по семейному положению
Льготы по образованию устанавливались 2-х видов: отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срока действительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц с высшим образованием – 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища – 3 года, в запасе – 12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища – 4 года, в запасе – 11 лет [7, с. 337].
Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейным одиночкам, владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями – отсрочка на 1 год.
Льготы по роду занятия предоставлялись: полное освобождение – священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас – медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам академии художеств и артистам императорских театров, преподавателям.
В середине апреля 1873 г. проект Устава о воинской повинности поступил на обсуждение в Особое присутствие Государственного совета. В результате чего в проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основных принципиальных положений.
1
января 1874 года Устав о воинской
повинности был утвержден
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лучшей
проверкой военных
Русско-турецкая война обнаружила ряд существенных недостатков как в организации армии, так в вооружении и обучении войск.
К середине 70-х годов перевооружение армии не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 гг.
Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное финансирование Военного министерства.
Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне.
Разработанная и внедренная Военным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед.
Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников академий было ничтожно мало.
Серьезным недостатком, являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров.
Создание военных училищ значительно подняло уровень подготовки офицеров, однако из-за недостаточного количества выпускников, не удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирного времени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет юнкерских училищ, то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос остался не решенным.
В области организации армии в 60-е годы была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.
Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.
Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.
В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.
В результате же введения всеобщей воинской повинности господствующие классы вынуждены «...обучать в конце концов весь народ владеть оружием, так что последний приобретает возможность в известный момент осуществить свою волю вопреки командующему военному начальству». А это имело, несомненно, большое положительное значение.
Результаты
реформ были гораздо ниже того, что
задумывалось, и даже модернизированная
русская армия отставала от европейских
вооруженных сил, что становилось опасным
в эпоху обостряющегося империалистического
соперничества. К тому же, вместо того,
чтобы продолжать путь реформ и после
1881 г., правительство повернуло вспять,
к возрождению дворянских привилегий
и «контрреформам», как называли новый
политический курс современники.
Информация о работе Военные реформы 1860-1870 годов в России