Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:11, курсовая работа
Обороноспособность страны во все времена имела и имеет большое значение. Во второй половине XVIII в. перед Российской империей встала угроза потери статуса Великой Державы. Возникла необходимость проведения военной реформы.
В настоящее время перед Россией вновь встал вопрос «быть или не быть?» Великой Державой. Угроза терроризма, война в Чечне, локальные конфликты по всему миру – все это поставило вопрос о боеспособности Российской армии. Возникла необходимость реформы российской армии. Поэтому актуально учитывать опыт прошлых реформ, в частности военные реформы 1860-1870 годов.
Введение………………………………………………………………………
3
1 подготовка реформ…………………………………...……………….
6
1.1 Предпосылки и причины военной реформы…………………………
6
1.2 Цели и задачи военной реформы………………………………………
8
2 Осуществление реформы…………………………………………... 10
2.1 Основные варианты военной реформы……………………………….
10
2.2 План военной реформы Д.А. Милютина……………………………..
12
3 реализация реформы………………………………………………….
15
3.1 Перевооружение армии. Боевая подготовка войск…………………
15
3.2 Реформа военно-учебных заведений. Преобразования в области организации и комплектовании армии в 60-70-е годы XIX века, управление войсками…………………………………………………..
19
Заключение……………………………………
В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 гг. [7, с. 144].
Боевая подготовка войск
Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.
Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей «искусной стрельбы», вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращено было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.
В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго практическим целям – обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на осмысленное усвоение солдатами приобретаемых ими знаний.
Большое развитие получает новая отрасль военного образования – обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на месячный срок команды для обучения саперному делу инструкторов.
«Устав строевой пехотной службы» был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитие огня пехоты в сочетании с действием холодного оружия, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов [3, с. 11].
Строевые уставы пешей и конноартиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац-парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.
Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. по которому состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел «Об атаке». Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему отрицалось.
Распространение грамотности являлось «вспомогательной отраслью военного образования». Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму – обусловило в конце 60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи в распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х годов создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.
В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд в артиллерийских и инженерных частях [3, с. 12].
Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное финансирование Военного министерства.
Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку, являлось отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат, а остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои части только во время летних лагерей).
Реформы
в области обучения войск являлись
следствием развития новых тактических
принципов, внедрения новых образцов
вооружения и были направлены на обучение
войск тому, что необходимо на войне [7,
с. 228].
3.2 Реформа военно-учебных заведений. Преобразования в области
организации
и комплектовании армии
в 60-70 годы, управление
войсками
Реформа военно-учебных заведений.
В 1862 г. существовало четыре военных академии – Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.
Серьезные изменения в программе Академий Генерального Штаба произошли в 1865 г. На первое место были вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров Генерального штаба, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации. Число принимаемых слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему подлежали офицеры, прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее двух из них на строевых должностях. Продолжительность обучения составляла 2,5 года [7, с. 231].
В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчинены соответственно артиллерийскому и инженерному ведомствам. Комплектование Артиллерийской академии существенно изменилось. В академию принимались лишь офицеры, прослужившие в войсках на строевых должностях не менее 2-х лет. В 1862 г. было произведено разделение академии на 2 факультета: строевой, с продолжительностью обучения 2 года, и технический, с продолжительностью обучения 3 года. В 1865 г., в связи с преобразованием Михайловского артиллерийского училища, разделение на факультеты было упразднено. Контингент слушателей не превышал 60 чел, которые предназначались преимущественно «к занятию мест в артиллерийских учебных заведениях, в главном и окружных артиллерийских управлениях». В 60-70-х гг. качество преподавания в академии значительно повысилось. Ее профессора Маиевский, Гадолин, Чебышев и другие превратили академию в подлинный центр русской военно-технической мысли [4, с. 84].
В 1867 г. была создана еще одна академия – Военно-юридическая.
В 1863 г. были упразднены кадетские корпуса, а на их месте было открыто 3 военных училища – Константиновское, Павловское и Александровское. Продолжительность обучения в них составляла 2 года, а количество юнкеров в каждом составляло 300 чел. Оканчивающие училища по 1 разряду получали чин подпоручика, а по 2-му – прапорщика. В строевом отношении каждое училище составляла батальон, подразделяющийся на роты.
В 1864 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров было преобразовано в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 240 чел. Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища также подверглись серьезной реорганизации. С 1865 г. Михайловское артиллерийское училище было переведено на 3-х годичный срок обучения. Контингент юнкеров составлял 160 чел. [7, с. 234].
Помимо перечисленных училищ военные кадры готовились в Военно-топографическом училище, созданном в 1860 г. и в специальных школах: военно-фельдшерских и артиллерийских.
В общем, подготовка офицеров в военных училищах значительно повысилась, по сравнению с дореформенными кадетскими корпусами, однако полностью вопрос подготовки и укомплектования войск офицерами решен не был.
Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. Таким образом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища, создаваемые при военных округах. Осенью 1864 г. были созданы первые четыре училища: Московское, Виленское, Гельсингфорское и Варшавское. В последующие 2 года были открыты еще 8 юнкерских училищ, а также 2 кавалерийских.
Учебный курс юнкерских училищ был рассчитан на 2 года. Окончившие юнкерские училища делились на 2 разряда. Окончившим по 1 разряду присваивалось офицерское звание в войсках не зависимо от имеющихся вакансий, окончившие по 2 разряду – по мере открытия вакансий.
К концу рассматриваемого периода, количество юнкерских училищ достигло 17, в т.ч. пехотных – 11, кавалерийских – 2, казачьих – 4. На 1 января 1877 г. в штатах юнкерских училищ числилось 4750 чел., и было выпущено 11536 чел.
Юнкерские училища обеспечили потребности армии в офицерах. Приток в войска офицеров из числа не имеющих образования недорослей из дворян был остановлен [7, с. 247].
Разработанная и внедренная Военным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед.
Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников академий было ничтожно мало.
Серьезным недостатком, являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров.
Создание
военных училищ значительно подняло
уровень подготовки офицеров, однако
из-за недостаточного количества выпускников,
не удовлетворялись потребности армии
офицерами даже по штату мирного времени.
Если для пехоты и кавалерии этот вопрос
решался за счет юнкерских училищ, то для
артиллерии и инженерных войск этот вопрос
остался нерешенным [4, с. 85].
Организация и комплектование армии, управление войсками в 60-е годы.
Осуществление основной цели Милютина – создание небольшой кадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной реформы.
Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее «не боевой» части – этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи (83 тыс. чел.).
В докладе Военного министерства 15 января 1862 г. были рассмотрены меры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы военной организации по следующим направлениям:
1. Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободить их от обязанности обучать в военное время рекрут.
2. Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
3. Все резервные и запасные войска в мирное время считать в отпуске и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей.
4.
Сформировать для мирного
Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени, усиленный мирный, обыкновенный мирный и кадровый мирный. Вся пехота составила 47 пехотных дивизий (40 армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских). К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные, так и войска внутренней службы .
К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счет сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счет резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев [7, с. 80].
Однако
новая система организации
1. Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
2. Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
3. Из трех бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была вооружена пистолетами.
4. Основным преобразованием в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная система [7, с. 93].
В мае 1862 г. Д.А. Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:
Информация о работе Военные реформы 1860-1870 годов в России