Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:11, курсовая работа
Обороноспособность страны во все времена имела и имеет большое значение. Во второй половине XVIII в. перед Российской империей встала угроза потери статуса Великой Державы. Возникла необходимость проведения военной реформы.
В настоящее время перед Россией вновь встал вопрос «быть или не быть?» Великой Державой. Угроза терроризма, война в Чечне, локальные конфликты по всему миру – все это поставило вопрос о боеспособности Российской армии. Возникла необходимость реформы российской армии. Поэтому актуально учитывать опыт прошлых реформ, в частности военные реформы 1860-1870 годов.
Введение………………………………………………………………………
3
1 подготовка реформ…………………………………...……………….
6
1.1 Предпосылки и причины военной реформы…………………………
6
1.2 Цели и задачи военной реформы………………………………………
8
2 Осуществление реформы…………………………………………... 10
2.1 Основные варианты военной реформы……………………………….
10
2.2 План военной реформы Д.А. Милютина……………………………..
12
3 реализация реформы………………………………………………….
15
3.1 Перевооружение армии. Боевая подготовка войск…………………
15
3.2 Реформа военно-учебных заведений. Преобразования в области организации и комплектовании армии в 60-70-е годы XIX века, управление войсками…………………………………………………..
19
Заключение……………………………………
2.1
Основные варианты военной
реформы
Реформа генерала Ф.В. Ридигера
Первым официальным документом, подвергшим критики существующую военную систему, явилась записка главнокомандующего гвардейскими корпусами генерала Ф.В. Ридигера, представленная им Александру II через военного министра 4 июня 1855 года.
В этой записке Ридигер указывал, что основные принципы неудач русской армии заключаются в отсутствии способных людей, как на важных командных должностях, так и военном управлении [7, с. 45].
Это обстоятельство, по мнению Ридигера, обусловливалось в свою очередь двумя причинами: излишней централизацией управления и забвением основных начал военного искусства.
Через некоторое время, 23 июня 1855 года, Ридигер представил вторую записку, в которой подробно излагал мероприятия, необходимые для устранения имеющихся в армии недостатков. Предложение Ридигера сводились к пяти пунктам: во-первых, уничтожить чрезмерную централизацию; во-вторых, изменить весь характер обучения войск, при этом указывая, что необходимо коренным образом переработать все воинские уставы, обратив особое внимание на одиночное обучение солдат; в-третьих, повысить уровень развития офицеров, увеличив число военно-учебных заведений; в-четвертых, принять серьезные меры для улучшения старшего командного состава путем установления аттестации при назначении на должности командиров отдельных частей, предусматривая при этом увольнение со службы всех лиц, не удовлетворяющих необходимые требования; и в-пятых, для обсуждения всех этих вопросов создать специальные комиссии [3, с. 8].
Все эти предложения были одобрены Александром II, и 20 июля 1855 года была создана особая «комиссия для улучшения по военной части» под председательством Ф.В. Ридигера.
Рассматривая
состояние армии с дворянско-
Реформа генерал-адъютанта Глинки
Наряду с записками Ф.В. Ридигера с критикой существующих военных порядков в этом же духе выступил в 1856 году генерал-адъютант Глинка, представивший Александру II в конце этого года записку, озаглавленную «О возвышении в войсках личного достоинства начальствующих лиц и офицеров».
Меры, предлагаемые генерал-адъютантом Глинкой, сводились к необходимости «возвышения офицерского звания» путем освобождения командиров от хозяйственных функций, увеличения содержания им, назначения на высшие командные должности людей достойных и т. п. [7, с. 46].
Таким образом, записка генерал-адъютанта Глинки еще в большей мере, нежели записки Ридигера, касалась отдельных частных вопросов, не вскрывая основных недостатков всей военной системы в целом.
Реформа генерала Н.О. Сухозанета.
В апреле 1856 года на смену Долгорукову был назначен военным министром генерал Н.О. Сухозанет. Типичный представитель николаевского генералитета, крайне невежественный и лишенный каких-либо административных способностей, Сухозанет был не в состоянии понять необходимость коренной реорганизации армии, а тем более возглавить ее.
Наиболее крупным мероприятием Н.О. Сухозанета были упразднение военных поселений и ликвидация повинностей для нужд армии [3, с. 9].
В течение 1857-1859 годов военные поселения были переданы в ведение Министерства государственных имуществ. Департамент военных поселений был упразднен, и вместо него создан Департамент иррегулярных войск.
Тем не менее, за период министерства Н.О. Сухозанета было сделано многое и – главное – осуществлен переход сухопутных сил на положение мирного времени. Обширные сокращения армии были проведены в первую очередь за счет демобилизации, в том числе военных кантонистов (378 тыс. солдатских детей было переведено в свободные податные сословия), а также в связи с ликвидацией военных поселений. Однако в целом ход реформ по всем вопросам тормозился из-за нерешительности и инертности министра [3, с. 9].
Реформа князя А.И. Барятинского
В
эти годы центр реформаторской деятельности
переместился на Кавказ, где сразу
же после заключения Парижского мира
начались активные боевые действия. Назначенный
наместником Кавказа с
2.2
План военной реформы
Д.А. Милютина
Успехи Кавказской войны убедили Александра не только в правильности избранного курса на реформы, но и в том, что Д.А. Милютин является самой подходящей кандидатурой для проведения этого курса в жизнь.
В ноябре 1861 г., через несколько месяцев после отмены крепостного права, Д.А. Милютин был назначен военным министром, и с этого момента «министерство, стоящее до этого в стороне от реформаторской деятельности в “верхах”, включалось в нее, пришло в движение, преобразилось». Сорокапятилетний напористый, энергичный и трудолюбивый министр без промедления приступил к разработке широкой программы военных преобразований (основы которой были заложены им во время работы в комиссии Ридигера) и привлек к этому все Министерство. В результате напряженной работы общая программа преобразований всех частей военного управления и реорганизации армии была готова в предельно сжатый срок, в течение двух месяцев, и уже 15 января 1862 г. представлена Александру II в формы всеподданнейшего доклада. Император выразил полное согласие со всеми пунктами доклада, который стал программой действий Милютина и Министерства.
Перед Милютиным стояли две задачи: сократить расходы и в тоже время усилить боевую мощь армии, которые он собирался решить путем сокращения сроков службы и преобразования военной администрации. Главной целью Милютина было создание небольшой кадровой армии, которая при необходимости могла быть увеличена за счет призыва обученных людей из запаса. Однако достижение ее затягивалось как из-за сопротивления «традиционалистов», включая самого Александра II, так и из-за постоянной потребности в использовании вооруженных сил [3, с. 10].
Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военной администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы приводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное время содержать меньшую армию.
Кроме этого, он предложил ряд других необходимых преобразований. Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров (в то время только четверть офицеров имели военное образование), а также порядка назначения на командные должности. Одним из вопросов доклада была реорганизация системы военного образования.
Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.
Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации военного управления и созданию местных органов управления – военных округов.
В
заключение доклада ставился вопрос
о задачах инженерного
3
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ
В середине 1860-х годов Д.А. Милютин стал мишенью для нападок набиравшей силу «партии аристократов» во главе с шефом жандармов графом П.А. Шуваловым в связи с тем, что реформа военного образования поставила под угрозу вековые привилегии дворянства и облегчила продвижение на высокие посты людей недворянского происхождения. Милютин имел противников и в военных кругах, особенно ожесточенными были нападки его бывшего шефа князя А.И. Барятинского.
Однако,
несмотря на мощные атаки консерваторов,
программа Милютина устояла, так как заинтересованность
государства в сильной армии взяла вверх
над всеми другими соображениями [3, с.
16].
3.1
Перевооружение армии.
Боевая подготовка войск
Перевооружение армии
Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось перевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольного к нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки, требовало иных тактических принципов.
В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии.
К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками.
Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного производства. В 1857 г. в Златоусте началось строительство сталепушечного завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены испытания 12-фунтовой пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов. В 1862 г. пушка Обухова заняла первое место на всемирной выставке в Лондоне. Таким образом к началу 60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительство сталепушечных заводов в Санкт-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и Александровском заводе [7, с. 128].
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые, как по дальности стрельбы, так и по точности.
В первой половине 60-х годов большое внимание уделялось вопросу изготовления орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германии было закуплено 100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части.
В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казенной части орудия [7, с. 139].
Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. В связи с тем, что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпуску стальных стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий. Во второй половине 60-х – начале 70-х годов под руководством А.С. Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению артиллерийской бронзы. К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 г. в запасе имелось 448 орудий.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных лафетов к железным.
Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осадной артиллерии имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновым железных поворотных и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых Военным правительством, дело перевооружения крепостной артиллерии производились крайне медленно. На 1 января 1875 г. количество крепостных орудий составляло лишь 72 % к штату.
Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием, и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности.
Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени способствовали реализации программы перевооружения.
Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной промышленности.
Информация о работе Военные реформы 1860-1870 годов в России